Герметичная кабина
орбитального корабля, в которой находится и работает в
полете экипаж, размещается в носовой части фюзеляжа и
имеет два этажа: верхний - командный отсек (КО) и нижний - бытовой отсек (БО),
под которым расположен агрегатный отсек с не требующим постоянного доступа
оборудованием.
Командный отсек в своей передней части
имеет два рабочих места (РМ-1 и РМ-2), оснащенных
катапультными креслами. В конструкции кабины предусмотрены аварийные выходы,
образующиеся с помощью взрывных шнуров.
Вариант кабины, рассчитанный на экипаж из
четырех человек с индивидуальными средствами спасения,
отличается тем, что в передней части БО (аварийные выходы перед остеклением
кабины) устанавливаются два дополнительных
катапультных кресла, а приборные отсеки переносятся к задней стенке кабины.
Снаружи на задней стенке кабины установлен
модуль командных приборов (МКП), внутри которого находятся гиростабилизированные
платформы (ГСП) системы управления (СУ). Справа на МКП
установлен блок звездных датчиков, имеющий открывающуюся в полете крышку. Слева
размещен радиовысотомер-вертикаль. Над МКП размещена навигационная измерительная
визуальная система, внешняя и внутренняя части которой установлены на
специальном промежуточном иллюминаторе задней стенки кабины.
На обшивке носовой части
фюзеляжа (НЧФ) вокруг кабины и перед ней установлено большинство антенн
радиотехнических систем корабля. Каждая антенна или их группа монтируется в
вырезе металлической обшивки и закрывается радиопрозрачной вставкой. В передней
области НЧФ носовой блок
двигателей управления. На задней стенке кабины и частично на передней
размещены платы электроразъемов, а также разъемы пневмогидросвязей. Под кабиной
проложены транзитные кабели и трубопроводы, соединяющие, минуя кабину, агрегаты
и аппаратуру НЧФ и других частей фюзеляжа.
Отсек полезного груза
(ОПГ) расположен в средней части фюзеляжа
от задней стенки кабины (от соответствующего шпангоута) до перегородки,
отделяющей среднюю часть фюзеляжа (СЧФ) от хвостовой части
фюзеляжа (ХЧФ). В нижней зоне СЧФ между шпангоутами
расположены приборы и агрегаты систем, в том числе системы электропитания (баки
с жидким водородом и кислородом, приборный модуль и электрохимические генераторы
тока), в верхней части - створки ОПГ (четыре секции по каждому борту со
смонтированными на них радиаторами системы терморегулирования), открывающиеся на
две стороны. Сбоку к СЧФ крепятся консоли крыла с элевонами - аэродинамическими
рулями, совмещающими функции управления по каналам тангажа и крена, и нишами с
установленными в них основными стойками шасси. Ниша
передней стойки расположена сразу за кабиной экипажа на
СЧФ.
Развертывание остронаправленных антенн: верхней (ОНА-1, на
задней стенке отсека полезного груза):
и нижней (ОНА-2, на нижней поверхности хвостовой части
фюзеляжа):
В хвостовой части
фюзеляжа размещены базовый блок (ББ) объединенной двигательной
установки (ОДУ) и три вспомогательные силовые установки
(ВСУ), создающие рабочее давление в гидравлической
системе
ОК, герметичный приборный отсек и другие агрегаты и оборудование.
ВСУ
располагаются вблизи передней стенки ХЧФ по правому и левому бортам. Два
хвостовых блока (левый и правый) двигателей управления ОДУ крепятся консолью на
шпангоуте донного среза ХЧФ, на котором устанавливается и ББ. В нижней части ХЧФ
размещен балансировочный щиток, а в верхней - киль с рулем направления/воздушным
тормозом. В раннем варианте компоновки для повышения маневренных возможностей ОК
при посадке, в частности при ручном управлении, предполагалось оснащение
орбитального корабля
двумя турбореактивными двигателями с их установкой на ХЧФ
по бокам от киля (это хорошо видно на летавшей модели-аналоге
орбитального корабля
БОР-5
и на самолете-аналоге БТС-02 ОК-ГЛИ).
Последовательность приведения "Бурана" из стартово-посадочной
конфигурации в орбитальную, когда раскрыты
створки, развернуты радиаторы системы терморегулирования, открыты поля зрения
навигационных приборов и обеспечено наблюдение
экипажу в сторону ОПГ,
развернуты антенны и выдвинут тоннель с системой стыковки
стыковочный модуля,
и задействован левый
бортовой манипулятор,
показана на рисунках далее: