
 |
|

Воздушно-реактивная
двигательная установка
орбитального корабля "Буран" (11Ф35)
Промежуточный вариант "Бурана"
предусматривал установку воздушно-реактивных двигателей (ВРД). Это
обусловливалось тем, что все аэродромы для посадки "Бурана" расположены на
территории бывшего СССР, и в течении суток возникало
достоточно много "глухих" витков, посадка с которых невозможна. Из этой ситуации
могло быть два принципиальных выхода: расширить количество аэродромов (но "Буран"
создавался как военный объект, а стратегические союзники были расположены "компактно"
к границам СССР, Куба же была слишком близка к
территории потенциального противника), либо повысить энерговооруженность
атмосферного участка за счет установки ВРД. Конструкторы
выбрали второй путь.

Взлет на форсаже палубного истребителя Су-33
(Су-27К) |

Двигатель АЛ-31Ф на транспортировочной тележке |
В качестве двух ВРД для
установки на
орбитальном корабле
"Буран" был выбран хорошо зарекомендовавший себя на истребителе Су-27 ТРД АЛ-31Ф
разработки КБ им.А.Люльки. Двигатель развивает стендовую тягу
12500 кгс на режиме "полный форсаж" и 7770 кгс - на режиме "максимал". Удельный
расход топлива на максимальном режиме работы 0.75 кг/(кгс*ч), на форсаже - 1.92
кг/(кгс*ч), минимальный крейсерский удельный расход топлива составляет 0.67
кг/(кгс*ч). Высоконапорный двухкаскадный компрессор обеспечивает 23-кратное
сжатие поступающего воздуха при расходе его 110 кг/с и степени двухконтурности
около 0.59. Температура газов перед турбиной 1665°К. Сухая масса двигателя 1530
кг, удельный вес 0.122; габаритная длина - 4950 мм, максимальный диаметр - 1180
мм, диаметр входа - 905 мм.
С двигателей сняли ставшую
ненужной для бурановских режимов полета форсажную камеру, разместив их сверху в
хвостовой части фюзеляжа по бокам от киля в аэродинамически затененном (на
участке гиперзвукового полета) месте. Наличие двух ВРД значительно увеличивало
располагаемую боковую дальность при спуске с орбиты и упрощало управляемую
посадку.
Однако при всех выгодах наличие ВРД породило и
ряд существенных проблем:
- сами ВРД было необходимо либо серьезно дорабатывать для
того, чтобы двигатели могли безвредно переносить ракетный старт и длительное
воздействие факторов космического полета (космического вакуума, перепадов
температур и т.д.), либо организовывать защиту от вредных воздействий;
-
возникали серьезные технические проблемы, связанные с запуском двигателей в
разреженных верхних слоях атмосферы на большой скорости (необходимость подпитки
кислородом и т.д.) при возвращении корабля после космического полета. Решение
всех проблем, равно как и доработка двигателей, приводила к росту стоимости и
существенному увеличению сложности и сроков доводочных работ;
- наличие
на борту двух ВРД требовало оснащение штатного
орбитального корабля дополнительными авиационными системами (топливной с
запасами керосина на борту, системами управления двигателями, пожаротушения и
др.), что наряду с весовыми потерями и изменениями центровки уменьшало
эффективность ОК как транспортоного средства.
Установка двух "штатных" ВРД на
орбитальном корабле
"Буран" (но не их запуск при возвращении из космоса) была отработана в
реальных атмосферных полетах на самолете-аналоге БТС-02
ГЛИ (Большое Транспортное Судно второе для Горизонтальных Летных Испытаний).
Двигатели размещались в специальных, несколько утопленных в фюзеляж
мотогондолах, оборудованных закрывающимися крышками и покрытых штатной плиточной
теплозащитой.
Технологическое членение мотогондолы "штатного" ВРД "АЛ-31 (агрегат ВРДУ)
изделия 11Ф35: |
 |
 |
Слева - оболочка, справа - каркас (силовой набор):
1 - передняя заглушка; 2 - носок; 3 - шпангоут О; 4
- панели; 5 - панели ЦЧ; 6 - шпангоут №12; 7 - шпангоут №12А; 8 - панели; 9
- шпангоут №13; 10 - задняя заглушка; 11 - лонжероны; 12 - шпангоуты.
|
Характеристики |
|
Технологические параметры |
Габариты, мм: |
|
|
Применяемые материалы: |
|
- длина |
5023 |
|
- алюминевые сплавы |
1201, Д16чТ1 |
- ширина |
1384 |
|
- титановые сплавы |
ВТ-23, ОТ4-1 |
- высота |
1564 |
|
- стали |
30ХГСНА, 15Х16К4Н2МВФАБ, О7Х16Н6, 95Х18, 12Х18Н10ТМ, 6ОС2А |
Вес, кг |
~400 |
|
Неметаллы: |
|
|
|
|
- резиновая смесь |
ИРП1118 |
|
|
|
- резина |
51.1447 |
|
|
|
Виды соединений: сварные (ААрДЭС),
заклепочные и болтовые |
|
Поскольку программой испытаний
самолета-аналога БТС-02 ГЛИ предусматривался обычный самолетный взлет с ВПП
аэродрома, а энерговооруженности двух нефорсированных ТРД АЛ-31 (2х7770 кг) не
хватало, конструкторы установили еще два форсированных ТРД АЛ-31Ф (2х12500 кг) в
обычных мотогондолах по бокам фюзеляжа, создающих небольшой кабрирующий момент
для облегчения взлета (наряду с носовой стойкой шасси увеличенной высоты).
 |
 |
 |
Хвостовая часть фюзеляжа
самолета-аналога БТС-02 ГЛИ:
(слева
- подготовка к полету, в центре - вид сбоку-спереди, справа - вид из задней
полусферы).
Условные обозначения:
1 - крышка-заглушка воздухозаборника "штатного" двигателя в открытом
положении; 2 - мотогондола "штатного" двигателя АЛ-31 с имитацией внешней
теплозащиты; 3 - мотогондола-обтекатель дополнительного форсированного
двигателя АЛ-31Ф; 4,9 - имитаторы двигателей орбитального
маневрирования; 5 - расщепленный воздушный тормоз - руль направления; 6
- стропы тормозного парашюта; 7 - выходное
устройство - сопло "штатного" двигателя АЛ-31; 8 - регулируемое сопло
форсированного двигателя АЛ-31Ф; 10 - балансировочный щиток; 11 - наземный
персонал; 12 - "штатный" двигатель АЛ-31 в мотогондоле, вид сзади; 13 -
отсек тормозного парашюта; 14 -
хвостовые блоки ОДУ с имитацией двигателей управления |
К первому полету
"Бурана" двигатели АЛ-31 были еще не готовы - не успели отработать их
раскапсюлирование на этапе сверхзвукового спуска в атмосфере и запуск после
пребывания в ваккууме.
 
С другой стороны,
грузоподъемность РН "Энергия" ко второму запуску осенью 1988 года еще не
отвечала заложенным требованиям и существовал дефицит массы полезного груза, что
подтверждает в своем письме заместитель Главного
конструктора НПО "Энергия" Игорь Садовский.
Поэтому, учитывая также все факторы технического риска,
связанные с первым испытательным полетом "Бурана", от использования ТРД в первом
полете 15 ноября 1988 года отказались.

Демонтах шпангоутов мотогондолы и
арматуры для крепления ТРД АЛ-31 |

Подготовка образовавшихся после
демонтажа мотогондол ниш для зашивки |

Приборная доска в
командном отсеке. РУД ВРДУ внизу по центру
между двумя рабочими местами пилотов |

РУД ВРДУ крупныи планом |
Однако в
связи с тем, что изготовление и оборудование летных образцов уже шло полным
ходом, конструктивно-силовую схему
планера менять было поздно и ниши в
ХЧФ под установку двигателей (см. фотографии) зашили
панелями обшивки и закрыли гибким теплозащитным покрытием.
Снятие ВРДУ с летных экземпляров ОК потребовало повторных продувок в
аэродинамических трубах (изменился характер обтекания ХЧФ)
и небольших доработок (возросли аэродинамические нагрузки на вертикальное
оперение и изменилась центровка
орбитального корабля). Снятие двигателей
не повлекло внутренние изменения конструкции корабля, поэтому в первом полете в
командном отсеке на центральной консоли (между центральным
пультом и панелью приборной доски
N5) между креслами
пилотов остались даже спаренные РУД (рычаги управления двигателями).
Успешный первый полет и
безмоторный спуск в атмосфере подтвердил правильность
принятых решений, но вопрос применения двух ТРД АЛ-31 в последующих полетах
остается открытым. В будущем, что согласно
И.Садовскому, для расширения маневренных возможностей
на участке атмосферного спуска на орбитальных кораблях двигатели АЛ-31 могли
быть снова установлены.
|