"Буран" - полет в никуда? (К 10-летию со дня запуска)

А.Борисов

Book9.gif (31902 bytes)Pаботы по тяжелой транспортно-космической системе с многоразовым орбитальным кораблем начались в 1974 г. после назначения В.П.Глушко на пост главного конструктора НПО "Энергия". В качестве альтернативы "не оправдавшей ожидания" ракеты Н-1 им была предложена "комплексная ракетно-космическая программа", предусматривающая разработку средств выведения для развертывания и обеспечения лунной базы. Однако военные проявляли гораздо больший интерес к системе, аналогичной по возможностям и характеристикам американскому проекту Space Shuttle.

Постановление Правительства N 132-51 "О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов массой до 20 т" было выпущено 12 февраля 1976 г. Этот же документ открывал финансирование и определял основного заказчика (Министерство обороны СССР) и головного разработчика (НПО "Энергия").
Из множества предложенных вариантов системы была выбрана двухступенчатая ракета-носитель пакетной схемы с параллельным расположением ступеней и боковым креплением полезного груза. Универсальность схемы позволяла реализовать давнюю мечту всех разработчиков - создать ряд модульных носителей, включающий ракету "Гроза" среднего, "Буран" тяжелого и "Вулкан" сверхтяжелого класса. Каждая РН включала центральный блок (вторая ступень - единая для всех типов носителей) и различное число боковых блоков (первая ступень). В частности, "Гроза" должна была иметь два ускорителя, "Буран" - четыре, а "Вулкан" - шесть-восемь. Кроме того, на базе бокового блока предполагалось создать РН "Зенит", заменяющую по грузоподъемности "Союз".
Работы завязались достаточно быстро. Следующее Постановление Правительства за N 1006-323 от 21 ноября 1977 г. уже четко определило кооперацию и назначило сроки и задачи пусков. Предприятия Министерства общего машиностроения, разрабатывающие ракету-носитель, широко взаимодействовали с институтами и заводами Министерства авиапромышленности, которые отвечали за орбитальный самолет. Для выхода на проектные характеристики системы пришлось полностью перевооружить все предприятия отрасли, оснастив их высокопроизводительным (в том числе и импортным) оборудованием - чего не делалось по всем предыдущим программам. С учетом опыта Н-1 финансирование работы осуществлялось ритмично и в требуемых объемах.

Информация о разработке системы Space Shuttle шла широким потоком, поэтому для ускорения работ (наша программа отставала от американской на семь лет) при проектировании орбитального самолета за опорные параметры брались характеристики штатовского аналога. Особенно пригодились сведения о продувках моделей в аэродинамических трубах и о летных испытаниях аналога шаттла - орбитальной ступени Enterprise (OV-101). Однако, несмотря на внешнее сходство, основные конструктивно-технологические решения, принятые на "Буране", можно считать отечественными ноу-хау, так как перенести американскую технологию в нашу промышленность было даже теоретически невозможно (да никто, собственно, и не пытался этого делать).

Предполагалось выйти на этап летных испытаний системы к 1983 г., выполнив два пуска макетно-летных изделий МЛ-1 и МЛ-2 без системы управления и даже без штатной теплозащиты. На первом этапе, когда основная тяжесть лежала на плечах разработчиков носителя, не терпелось проверить именно ракету. Предлагалось в первых полетах даже не отделять МЛ от центрального блока, но не решились этого сделать.
Штатный "Буран" без экипажа должен был полететь в 1984 г. К первому полету "Колумбии" стало ясно, что мы не успеваем и дата пуска нашей системы передвинулась на юбилейный 1987 г. Даже этот срок казался недостижимым, и было предложено к первому полету упростить все системы как только можно.
Американцы трубили о своих трудностях с маршевыми кислородно-водородными ЖРД, теплозащитой и системой управления. У нас, как ни странно, с теплозащитой дела обстояли достаточно хорошо. Правда, к моменту сборки первых РН еще не были готовы двигатели первой ступени и оставались серьезные замечания по орбитальному самолету, но все же...
Как ни старались авиаторы, орбитальный самолет к намеченному сроку готов не был. Первая ракета (названная к тому времени "Энергией" в честь головного предприятия) стартовала 15 мая 1987 г., как известно, имея на борту полувоенный модуль "Полюс" ("Скиф ДМ").
Программа первого полета орбитального самолета, за которым оставалось название "Буран", неоднократно пересматривалась. Предлагались трехсуточный и двухвитковый варианты. По первому особые трудности составляло то, что не были отработаны узлы открытия створок отсека полезного груза (ОПГ) и система обеспечения теплового режима, в системе управления отсутствовали командные датчики, энергоустановка на основе топливных элементов также не была готова. А второй вариант, в свою очередь, позволял выполнить основную задачу - демонстрацию спуска в атмосфере и посадки в автоматическом режиме. Для реализации этого были выполнены следующие мероприятия:Bbur42l.gif (40796 bytes)

  1. Вместо топливных элементов поставили аккумуляторные батареи;
  2. Для записи параметров работы систем и параметров полета ввели массу телеметрической аппаратуры, которую вместе с аккумуляторами разместили в специальном модуле БДП, который закреплялся в ОПГ;

  3. Створки решили не открывать, а сброс тепла обеспечить за счет испарения воды.

Корабль был защищен штатными теплозащитными плитками, а в его кабине установили телекамеру, которая "смотрела" вперед через остекление. Масса "Бурана" была меньше расчетной и составляла на старте 79.4 т.

Программа первого полета была полностью и успешно выполнена, несмотря на сложные метеоусловия.
Старт состоялся 15 ноября 1988 г. в 06:00:01.25 ДМВ в тяжелых метеоусловиях. Корабль отделился от центрального блока в 06:08:00 и вышел на орбиту с высотой условного перигея -11.2 км, апогея 154.2 км. В апогее траектории его двигатели выдали корректирующий импульс 66.6 м/с. После второго включения (44 м/с) корабль оказался на орбите высотой 263-251 км и наклонением 51.6º. На орбите все системы работали штатно. После выполнения двух неполных витков, в 08:20:00 был выдан тормозной импульс величиной 175 м/с. Вход в атмосферу прошел нормально, датчики в носовой части фюзеляжа зарегистрировали температуру 907ºС, на носках крыла - 924ºС. В 09:24:42 корабль коснулся полосы при скорости 260 км/ч и полностью остановился в 09:25:24, пробежав 1620 м.
Это был триумф! Радовались все - и сторонники системы, и люди, которые в нее не особо верили. Огромный груз свалился с плеч разработчиков. Казалось бы все, теперь будущее советской космонавтики именно в полетах таких кораблей...
Как неожиданно и быстро все кончилось... Сначала стала буксовать (и отнюдь не по техническим причинам) программа, а потом "ярко проявились макроэкономические тенденции, которые привели в конечном счете к распаду Советского Союза и разрушению социально-экономической системы"...
"Буран" - это не просто подвиг разработчиков, конструкторов, инженеров, рабочих, военных. Это еще и символ огромных возможностей страны, которая может сделать все, если захочет, но порой не знает потом, как распорядиться с тем, что сделала...

Copyright: ©А.Борисов 1998
Copyright: ©"Новости космонавтики", N 23/24, 1998


 

Модуль для "Бурана"

В. Мохов.

15 ноября 1988 г. состоялся первый и единственный полет отечественного корабля многоразового использования 11Ф35 "Буран". В его "брюхе" - грузовом отсеке был установлен модуль 37КБ N37070, или, как его официально называли, Блок дополнительных приборов (БДП). Этот модуль долгое время оставался неизвестной страницей в истории создания первого советского многоразового корабля.

Прообразом модуля 37КБ послужили модули серии 37К. В соответствии с решением N1 от 11 февраля 1981 г. совместного Научно-технического совета Министерства общего машиностроения, президиума Академии Наук СССР и Министерства обороны СССР, в состав орбитальных комплексов 27К (станция "Салют-7") и 27КС (станция "Мир") планировалось включить пять целевых модулей серии 37К, выводимых в составе Тяжелого корабля модульного (ТКМ, изделие 11Ф72М). В это же время шло определение состава полезной нагрузки для "Бурана". По оценкам специалистов РКК "Энергия" (головная фирма по программе "Буран"), требовался герметичный модуль для размещения аппаратуры летно-конструкторских испытаний корабля. Использовать задел по модулям 37К было вполне логичным.
В связи с этим 19 апреля 1982 г. вышел приказ Генерального директора НПО "Энергия" N135 "О создании блока дополнительных приборов (изделие 37КБ) и полезной нагрузки для отработки изделия 11Ф35". По техническому заданию модуль 37КБ планировалось использовать многократно, как прообраз будущих полезных нагрузок для "Бурана". Разработка конструкторской документации была поручена КБ "Салют", изготовление летных образцов и испытания опытных изделий - заводу им. М.В.Хруничева.
В 37КБ разместились следующие дополнительные системы, приборы и агрегаты:

В модуле 37КБ размещался также ряд вспомогательных приборов системы управления бортовым комплексом (СУБК), необходимых для его функционирования.

Modull.gif (20985 bytes)Конструкция 37КБ состояла из гермоотсека диаметром 4.1 м и кольцевых проставок, которые крепились к шпангоутам с двух сторон. Общая длина модуля составила 5.1 м при массе 7150 кг и объеме 37 м3. На проставках устанавливались узлы крепления 37КБ в отсеке полезной нагрузки. Аппаратура располагалась как внутри гермоотсека, так и снаружи. 37КБ был связан с орбитальным кораблем посредством электрических интерфейсов через четыре платы.

Для контроля за работой аппаратуры в нештатных ситуациях предусматривалось посещение модуля экипажем.
Всего было изготовлено два летных модуля и шесть стендовых для различных испытаний. В феврале 1986 г. первый 37КБ N37070 был отправлен на космодром Байконур для подготовки к полету 1К1 (первый полет корабля 1К). Его испытания проводились в МИКе 132-Б, где обычно готовились орбитальные станции "Салют", "Мир" и модуль "Квант". После завершения автономных испытаний модуль 37КБ был перевезен в новый МИК-ОК сооружения 254, где испытывался уже в составе "Бурана". Стоит отметить, что цикл подготовки "Бурана" к первому полету продолжался в течение двух с половиной лет.

37kb3707.gif (27009 bytes)
фото приведено с любезного разрешения Mark Wade

Размещение блока дополнительных приборов 37КБ №37070 в первом полете "Бурана"Полет 37КБ в составе "Бурана" 15 ноября 1988 г. прошел полностью успешно. Модуль был извлечен из грузового отсека, началось его межполетное обслуживание. Тем временем в 1987 г. был изготовлен второй модуль 37КБ N37071. В сентябре того же года он был передан в НПО "Энергия" для комплексных испытаний совместно с электрическим аналогом "Бурана". Планировалось изготовить и третий летный модуль 37КБ N37072 для корабля 3К. Во всяком случае, в начале 1988 г. в Минобщемаше был подготовлен приказ о его создании, который, правда, так и не был подписан.

После завершения двух первых летных испытаний ОК "Буран" модули планировалось сертифицировать для повторных полетов и дооснастить научной аппаратурой (должны были получить обозначения 37КБ N37270 и N37271).
Планы полетов модулей 37КБ были тесно связаны с программой испытаний "Бурана" и неоднократно менялись. По состоянию на начало 1989 г. план был следующий:

Все четыре полета "Буранов" должны были быть беспилотными. В полете корабля 2К2 планировалось отработать автоматическое сближение и стыковку с орбитальным комплексом "Мир". Начиная с пятого полета должен был использоваться третий орбитальный корабль 3К, оборудованный системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами. Полеты с пятого по восьмой тоже считались испытательными, потому экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов. Они намечались на 1994-95 гг. Для этих миссий планировалось изготовить исследовательские модули по примеру американских Spacelab и Spacehab. Для этого КБ "Салют" предложило переоборудовать второй модуль 37КБ N37271 и запасной (третий) модуль 37КБ N37072 в соответственно 37КБИ N1 и 37КБИ N2. Предварительно планировалось изготовить экспериментальный модуль 37КБИЭ для первого пилотируемого полета ОК "Буран-3К" в 1994 г. Во время полетов "Бурана" с пятого по восьмой на комплекс 27КС "Мир" должны были доставляться последовательно модули 37КБИЭ, 37КБИ N1 и N2, которые пристыковывались бы с помощью дистанционного манипулятора корабля к боковому стыковочному узлу модуля "Кристалл". Модули 37КБИ были бы одновременно и исследовательскими аппаратами, на которых стояла научная аппаратура, и герметичными модулями материально-технического снабжения. Возвращаться на Землю они должны были тоже на ОК "Буран" при их следующих полетах к станции.
Одновременно НПО "Энергия" предлагало свой вариант так называемого Лабораторного отсека, а у Министерства обороны для полетов "Бурана" по военным программам тоже предусматривался свой вариант модуля, имевший обозначение 17Ф32 НПГ (неотделяемый полезный груз). Кто должен был разрабатывать 17Ф32 и на какой базе создавать, автору, к сожалению, неизвестно.
Однако уже в конце 1989 г. планы создания модулей для "Бурана" полностью изменились. 5 октября 1989 г. состоялся Научно-технический совет Минобщемаша и АН СССР по перспективной орбитальной станции "Мир-2". Совет признал необходимым прекратить работы по темам 14Ф70 "Заря" (пилотируемый многоразовый корабль), 37КБИ, 37КБИЭ и в рамках реализации темы "Мир-2" обеспечить создание модернизированного блока 17КС N128, провести разработку модернизированного грузового корабля на базе существующего задела с учетом перехода на ракету-носитель 11К77 "Зенит-2". Окончательно работы по модулям серии 37КБ были свернуты в мае 1993 г. после официального закрытия программы "Буран".

Copyright: ©В.Мохов 1998
Copyright: ©"Новости космонавтики", N23/24, 1998


Просмотр библиографии "Бурана"

Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастеру

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru