Всего было заказано три корабля-спасателя "Союз ТМ",
которые получили заводские номера №101 ("Союз ТМ-16"),
102 и 103.
В период ЛКИ "Бурана" в его экипаж должны были входить
два пилота-испытателя. Предполагалось, что в течение всего полета пилотируемого
"Бурана" корабль-спасатель "Союз ТМ" будет находиться на стартовой позиции в
готовности к срочному старту. Необходимость полета "Союза-спасателя" могла
возникнуть в случае серьезных отказов жизненно важных бортовых систем "Бурана",
по причине которых корабль не смог бы совершить посадку. Вот тогда-то и должен
был стартовать "Союз ТМ" с одним космонавтом-спасателем для эвакуации двух
пилотов с "Бурана".
Корабль-спасатель способен снять с
терпящего бедствие ОК экипаж из двух или трех человек, доставить их на Землю или
при благоприятных условиях на орбитальную станцию. Максимальное расчетное время
от возникновения нештатной ситуации, требующей использование корабля-спасателя,
до его стыковки с ОК может составлять несколько суток, в течении которых ОК
должен находиться в режиме ожидания, выполняя резервную программу "Спасение
экипажа с помощью корабля-спасателя".
Реализация этой программы
требует введения режима максимальной экономии всех расходуемых запасов рабочих
тел бортовых систем, и в первую очередь системы электропитания.
Компоновка "обычного" корабля "Союз-ТМ"
|
В связи с этим сразу после возникновения аварийной
нештатной ситуации ОК переводится в экономичный режим: выключается ряд бортовых
систем или их функциональных трактов, сокращается продолжительность сеансов
связи с наземным комплексом управления, выбираются для основных систем режимы
управления и работы с минимальным энергопотреблением, а в случае крайней
необходимости вводится режим неориентированного полета. В процессе выполнения
этой программы предусматривается периодическая (раз в 2 суток) коррекция
гиростабилизированной платформы, необходимая для реализации спасения, на
завершающем этапе резервной программы ОК переводится в режим пассивной стыковки,
после чего ОК и корабль-спасатель стыкуются, давление в их герметичных отсеках
выравнивается и экипаж может перейти внутрь
корабля-спасателя.
После отделения корабля-спасателя от
ОК возможны различные варианты завершения программы полета ОК, реализация
которых определяется тяжестью последствий, связанных с возникшей нештатной
ситуацией. Так, при неполном закрытии створок отсека полезного груза (не
затянуты до упора несколько замков) или частичном отказе радиотехнических
трактов посадочных систем резервная программа может предусматривать подготовку
ОК к возвращению с орбиты без экипажа в автоматическом режиме управления.
"Союз
ТМ"
№101
был готов в 1991 г., и было принято решение включить корабль
№101 в программу недельного полета беспилотного
"Бурана-2" (2К1). Эта программа была следующей
(см. слева плакат НПО "Энергия"): после старта "Бурана" производится его
стыковка к модулю "Кристалл" станции "Мир"; экипаж станции переходит в кабину "Бурана"
и проводит испытания его бортовых систем, в том числе дистанционного
манипулятора; полет в состыкованном состоянии длится в течение одних суток;
после расстыковки "Бурана" и "Мира" стартует "Союз ТМ"
№101 с экипажем на борту и пристыковывается к
многоразовому кораблю; экипаж "Союза ТМ" в течение суток работает на борту "Бурана";
после расстыковки "Буран" выполняет автоматическую посадку, а "Союз ТМ" с
экипажем направляется к "Миру" и выполняет стыковку к модулю "Кристалл".
Для реализации этой программы и
выполнения полета на корабле "Союз ТМ"
№101 в ноябре 1990 г. в ЦПК были сформированы две группы
космонавтов и началась их подготовка. В первую группу (командиры кораблей) были
включены космонавты ГКНИИ ВВС (военные пилоты "Бурана"): И.Бачурин, А.Бородай и
Л.Каденюк. Во вторую группу (военные бортинженеры) вошли: Э.Степанов,
В.Илларионов и Н.Фефелов.
Первоначально полеты "Бурана-2" и "Союза
ТМ"
№101 планировались на конец 1991 г., затем их перенесли
на конец 1992 г. В марте 1992 г. космонавты обеих групп завершили курс
подготовки по кораблям "Союз-спасатель" и "Буран" и сдали экзамены. Далее
подготовка должна была проводиться в составе экипажей, но этого не случилось,
так как к этому времени стало ясно, что "Буран-2" не полетит не только в 1992
г., но и в 1993 г.
В мае 1993 г. было
принято решение о прекращении всех работ по программе "Буран". Но еще до
этого, в 1992 г., было решено использовать 101-ю машину для доставки на станцию
"Мир" очередной основной экспедиции.
24 января 1993 г. на корабле "Союз
ТМ-16" (№101) стартовал экипаж ЭО-13. Г.Манаков и
А.Полещук провели испытания "Союза-спасателя", выполнив стыковку к модулю "Кристалл".
|