Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта
Главная страница сайта Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Полет "Бурана" 15 ноября 1988 года

Система автоматической посадки "Бурана"

Сообщение ТАСС от 15 ноября 1988 года

Библиография "Бурана" и других многоразовых транспортных космических систем и аппаратов
Мемуары участников событий и очевидцев
Наш скринсейвер (screensaver)
ЧАсто задаваемые ВОпросы
Свободная кнопка
Переход к общему описанию "Бурана" Технические характеристики (параметры) орбитального корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия" Конструкция "Бурана" Чертежи (и проекции) "Бурана" и других образцов авиационной и ракетно-космической техники Производство "Бурана" Транспортировка "Бурана" и элементов ракеты-носителя "Энергия" с заводов-изготовителей на космодром Байконур Предстартовая подготовка и межполетное обслуживание орбитального корабля "Буран" Планы использования (применения) "Бурана" Библиография "Бурана" и авиационно-космических систем

Главная > Все корабли > Буран > Безопасность > на орбите

 
БЕЗОПАСНОСТЬ ОК:

- общая

- пожаровзрыво-безопасность

- нештатный полет

 

СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ:

- на стартовом комплексе

- на старте: катапультирование

- на этапе выведения: экстренное отделение

- в орбитальном полете

 

 Безопасность экипажа в орбитальном полете

 

Экипаж орбитального корабля (ОК) должен быть подготовлен к проведению ограниченного числа операций на космическом корабле "Союз ТМ" в случае его использования в качестве корабля-спасателя. Это требование обусловлено тем, что на этапе летных испытаний ОК "Буран" предусматривалось использование модифицированного корабля-спасателя типа "Союз ТМ" как в случае невозможности схода с орбиты, так и в случае обнаружения на орбите неисправности в системах спуска и посадки.

Для использования в качестве корабля-спасателя для экипажа "Бурана" в период его летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) предназначался "Союз ТМ" со стыковочным агрегатом АПАС-89, и поэтому данную модификацию специалисты называли еще "Союзом-спасателем".

космический корабль "Союз-ТМ" в варианте спасателя (со стыковочным узлом АПАС-89)

Работы по теме "Союз-спасатель" были начаты в НПО "Энергия" в конце 80-х годов в интересах программы "Буран". Главное отличие данной модификации от обычного "Союза ТМ" заключалось в том, что на корабле был установлен стыковочный узел новой конструкции: андрогинный периферийный агрегат стыковки - АПАС-89 (число означало год разработки). Такой же стыковочный узел должен был устанавливаться на стыковочном модуле "Бурана", расположенной в грузовом отсеке корабля. Это позволяло стыковать "Союз ТМ" с "Бураном".

 

Габаритный макет корабля "Союз-ТМ" в варианте спасателя

 

3D-реконструкция внешнего облика корабля "Союз-ТМ" в варианте спасателя

   

Всего было заказано три корабля-спасателя "Союз ТМ", которые получили заводские номера 101 ("Союз ТМ-16"), 102 и 103.
В период ЛКИ "Бурана" в его экипаж должны были входить два пилота-испытателя. Предполагалось, что в течение всего полета пилотируемого "Бурана" корабль-спасатель "Союз ТМ" будет находиться на стартовой позиции в готовности к срочному старту. Необходимость полета "Союза-спасателя" могла возникнуть в случае серьезных отказов жизненно важных бортовых систем "Бурана", по причине которых корабль не смог бы совершить посадку. Вот тогда-то и должен был стартовать "Союз ТМ" с одним космонавтом-спасателем для эвакуации двух пилотов с "Бурана".

 

Так должна была выглядеть стыковка "союза-спасателя" к терпящему бедствие "Бурану"

 .

3D-моделирование стыковки "Союза-спасателя" к "Бурану"

 

   

Всего было заказано три корабля-спасателя "Союз ТМ", которые получили заводские номера 101 ("Союз ТМ-16"), 102 и 103.
В период ЛКИ "Бурана" в его экипаж должны были входить два пилота-испытателя. Предполагалось, что в течение всего полета пилотируемого "Бурана" корабль-спасатель "Союз ТМ" будет находиться на стартовой позиции в готовности к срочному старту. Необходимость полета "Союза-спасателя" могла возникнуть в случае серьезных отказов жизненно важных бортовых систем "Бурана", по причине которых корабль не смог бы совершить посадку. Вот тогда-то и должен был стартовать "Союз ТМ" с одним космонавтом-спасателем для эвакуации двух пилотов с "Бурана".

 

Корабль-спасатель способен снять с терпящего бедствие ОК экипаж из двух или трех человек, доставить их на Землю или при благоприятных условиях на орбитальную станцию. Максимальное расчетное время от возникновения нештатной ситуации, требующей использование корабля-спасателя, до его стыковки с ОК может составлять несколько суток, в течении которых ОК должен находиться в режиме ожидания, выполняя резервную программу "Спасение экипажа с помощью корабля-спасателя".

Реализация этой программы требует введения режима максимальной экономии всех расходуемых запасов рабочих тел бортовых систем, и в первую очередь системы электропитания.

Компоновка "обычного" корабля "Союз-ТМ"

 

Корабль Союз-ТМ со штатным стыковочным узлом

В связи с этим сразу после возникновения аварийной нештатной ситуации ОК переводится в экономичный режим: выключается ряд бортовых систем или их функциональных трактов, сокращается продолжительность сеансов связи с наземным комплексом управления, выбираются для основных систем режимы управления и работы с минимальным энергопотреблением, а в случае крайней необходимости вводится режим неориентированного полета. В процессе выполнения этой программы предусматривается периодическая (раз в 2 суток) коррекция гиростабилизированной платформы, необходимая для реализации спасения, на завершающем этапе резервной программы ОК переводится в режим пассивной стыковки, после чего ОК и корабль-спасатель стыкуются, давление в их герметичных отсеках выравнивается и экипаж может перейти внутрь корабля-спасателя.

После отделения корабля-спасателя от ОК возможны различные варианты завершения программы полета ОК, реализация которых определяется тяжестью последствий, связанных с возникшей нештатной ситуацией. Так, при неполном закрытии створок отсека полезного груза (не затянуты до упора несколько замков) или частичном отказе радиотехнических трактов посадочных систем резервная программа может предусматривать подготовку ОК к возвращению с орбиты без экипажа в автоматическом режиме управления.

 

"Союз ТМ" 101 был готов в 1991 г., и было принято решение включить корабль 101 в программу недельного полета беспилотного "Бурана-2" (2К1). Эта программа была следующей (см. слева плакат НПО "Энергия"): после старта "Бурана" производится его стыковка к модулю "Кристалл" станции "Мир"; экипаж станции переходит в кабину "Бурана" и проводит испытания его бортовых систем, в том числе дистанционного манипулятора; полет в состыкованном состоянии длится в течение одних суток; после расстыковки "Бурана" и "Мира" стартует "Союз ТМ" 101 с экипажем на борту и пристыковывается к многоразовому кораблю; экипаж "Союза ТМ" в течение суток работает на борту "Бурана"; после расстыковки "Буран" выполняет автоматическую посадку, а "Союз ТМ" с экипажем направляется к "Миру" и выполняет стыковку к модулю "Кристалл".

Для реализации этой программы и выполнения полета на корабле "Союз ТМ" 101 в ноябре 1990 г. в ЦПК были сформированы две группы космонавтов и началась их подготовка. В первую группу (командиры кораблей) были включены космонавты ГКНИИ ВВС (военные пилоты "Бурана"): И.Бачурин, А.Бородай и Л.Каденюк. Во вторую группу (военные бортинженеры) вошли: Э.Степанов, В.Илларионов и Н.Фефелов.

Первоначально полеты "Бурана-2" и "Союза ТМ" 101 планировались на конец 1991 г., затем их перенесли на конец 1992 г. В марте 1992 г. космонавты обеих групп завершили курс подготовки по кораблям "Союз-спасатель" и "Буран" и сдали экзамены. Далее подготовка должна была проводиться в составе экипажей, но этого не случилось, так как к этому времени стало ясно, что "Буран-2" не полетит не только в 1992 г., но и в 1993 г.

В мае 1993 г. было принято решение о прекращении всех работ по программе "Буран". Но еще до этого, в 1992 г., было решено использовать 101-ю машину для доставки на станцию "Мир" очередной основной экспедиции.

24 января 1993 г. на корабле "Союз ТМ-16" (101) стартовал экипаж ЭО-13. Г.Манаков и А.Полещук провели испытания "Союза-спасателя", выполнив стыковку к модулю "Кристалл".

3D-модель орбитального корабля Союз-спасатель

другие иллюстрации "Союза-спасателя" в полете можно увидеть в нашем фотоархиве

 

 

   

Дальнейшее использование данной модификации "Союза ТМ" не планировалось, и поэтому задел по двум другим кораблям (102 и 103) был передан на изготовление последующих обычных "Союзов ТМ".

 


Рассказ о космическом корабле "Союз", истории его создания, конструкции и модификациях смотри также в книге В.Е.Гудилина и Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история, развитие, перспективы" (раздел "Пилотируемые космические корабли "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ" в главе 4)

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях  (согласно статьям 18, 19, 20 и 21 Закона РФ от 09.07.1993 номер 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", с изменениями от 19 июля 1995 г. и от 20 июля 2004 г. Федеральным законом номер 72-ФЗ) ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.