Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Все корабли > Буран > Библиография

 

"Крымнаш" вместо "супертяж".

13 мая 2015 г.

 

От автора: этот материал был написан еще в прошлом месяце, и 28 апреля он был передан на рассмотрение возможности его публикации в одну из центральных российских газет. И только сегодня был получен отказ. Поэтому в моем тексте космический грузовик "Прогресс" еще падает, в то время как в действительности он упал уже несколько дней назад. Но, тем не менее, я не стал менять текст - ведь эта статья не о частностях вроде отдельного "Прогресса", она о судьбе всей нашей космонавтике как минимум на ближайшее десятилетие, определившейся последним вариантом Федеральной космической программы 2016-2025, написанной с учетом внешнеполитических условий, обусловивших кризисную внутриэкономическую ситуацию.

Отказ газеты от материала в определенной степени сыграл на руку - вы можете его прочитать в исходном виде, без сокращений, купюр и редакторской правки.

 

…В конце 1960-х, когда завершались блистательная серия высадок человека на Луну по программе «Аполлон», США задумались о своих дальнейших шагах в космос. Планов было громадье, один захватывающее другого – предлагалось перейти от коротких высадок на лунную поверхность к проведению длительной экспедиции, построить долговременную базу на ее поверхности, создать обитаемые космические станции рядом с Землей, организовать заводы в космосе и, наконец, начать пилотируемое исследование и освоение Марса, астероидов и дальних планет.

В сентябре 1969 г., всего через два месяца после высадки Нила Армстронга на Луну, НАСА представило в сенатский Специальный комитет по космосу интереснейший и до сих малоизвестный у нас доклад «Америка в космосе в ближайшее десятилетие» - фактически именно с этого доклада можно отсчитывать историю американского шаттла.

15 сентября 1969 г. Целевая космическая группа под руководством вице-президента Спиро Агню, образованная для формулирования космических целей Америки в космосе, в своем окончательном докладе предложила два варианта:

- «оптимистический» - экспедицию на Марс, пилотируемую станцию на окололунной орбите и тяжелую околоземную станцию на 50 человек, обслуживаемую многоразовыми шаттлами;

- «пессимистический» - только околоземную станцию и шаттл.

Но шла война во Вьетнаме, и даже самая сильная в мире американская экономика не могла потянуть ни оптимистический, ни даже пессимистический вариант… От всех американских планов в итоге остался только шаттл, впервые полетевший в космос в апреле 1981 г., т.е. через 11 лет после публикации доклада С.Агню.

Сказанное подтверждает очевидный вывод: любая страна, даже сильнейшая в мире, будет иметь только ту космонавтику, которую позволит ей иметь ее экономика. Все! Баста! Только так, и никак не иначе – хотелки космической отрасли, корпораций или отдельных персон здесь ничего не меняют.

 

Космонавтика Советского Союза существовала по тем же экономическим законам – мы жили беднее Америки, и имели более скромную космонавтику, что и обусловило в итоге наш проигрыш в лунной гонке. Мы смогли опередить богатую Америку в самом начале, за счет краткосрочного рывка вперед, но потом на первую роль вышел экономический потенциал, и мы были вынуждены пойти по более дешевому, но не менее интересному пути – созданию околоземных орбитальных станций и наращиванию продолжительности пребывания человека на них.

 

Экономика современной России с точки зрения возможностей реализации высокотехнологичных и наукоемких проектов несравнимо слабее экономики СССР. Более того, наша национальная экономика структурно гораздо хуже советской – процентно мы меньше производим и больше закупаем, продавая энергоресурсы. Если во времена СССР продажа энергоресурсов только лишь затыкала валютные дыры, то сейчас это основа нашего существования – за счет этого формируется половина доходной части федерального бюджета.

Но у нас не просто очень слабая экономика – она очень неустойчива. Тем не менее, еще несколько лет назад мы имели достаточно хороший уровень жизни – но проблема в том, что наша экономика, при всех ее показателях, чрезмерно чувствительна к внешним воздействиям и не имеет никакого существенного запаса прочности. Поэтому мы глубже других упали в мировой кризис 2008-2009 гг., и дольше других из него выходили. А по некоторым показателям – так и не смогли толком выйти.

Именно слабость нашей экономики по сравнению с американской, европейской или даже советской и определяет тот уровень космонавтики, которую мы сейчас имеем. Не более того.

Советский проект супертяжа - ракета-носитель "Вулкан"

Советский проект супертяжа - ракета-носитель "Вулкан"

Если Америка, ведя «локальную» войну во Вьетнаме, могла себе позволить создавать принципиально новый и на порядки более сложный по сравнению с существовавшими космический корабль – крылатый многоразовый шаттл, то СССР, периодически ограниченно участвуя в небольших конфликтах и повсеместно поддерживая «национально-освободительные движения», мог позволить себе развивать орбитальные станции. А на излете своей истории – даже замахнуться на «Буран».

А вот России ее экономика может позволить только создание (растянутое на два десятилетия) ракеты-носителя среднего класса «Ангара-А5» и орбитальной станции «китайского» уровня, состоящей из нескольких модулей (или аналог – российский сегмент Международной космической станции). Мы даже можем замахнуться на создание «супертяжа» (в течение последующих 20 лет) для будущих («за» горизонтом планирования) полетов к Луне (руководствуясь принципом «или шах сдохнет, или ишак»), сведя до летаргического уровня присутствие наших космонавтов на околоземной орбите – но все это возможно при наличии крайне тепличных условий существования нашей экономики, не допускающих ни кризисов, ни сильных колебаний мировых цен на нефть/газ, ни изменений международной политической обстановки, ни тем более каких либо ограничений, дискриминаций или тем паче санкций. В противном случае мы можем потерять даже ту космонавтику, которую имеем сейчас. И не понимать этого – пагубно.

 

А мы это реально не понимаем. Почему и отчего – это другая тема. Но факт остается фактом – мы ведем себя так, словно имеем одну из самых сильных и непоколебимых экономик в мире. Сначала мы несколько лет обсуждаем вопрос – куда летим и что делаем в космосе после завершения программы МКС. То ли на Марс, то ли на Луну, и где мы делаем наш следующий форпост в космосе – то ли строим пилотируемую станцию на окололунной орбите, то ли в точке Лагранжа системы Земля-Луна, то ли еще дальше, за Луной – в системе Земля-Солнце. И все это на фоне череды космических аварий, приводящих к постоянной смене руководства Роскосмоса (достигающей частоты четыре персоны за четыре года), да и перетряски всей космической отрасли под видом «реформирования». Мы то признаем «системный кризис» в космической отрасли, то «имеют место отдельные недостатки». Сначала мы отрицаем коррупцию в космонавтике («есть отдельные нарушения»), потом, выражаясь словами Д.Рогозина, у нас «волосы на голове шевелятся от размеров коррупции». А ведь когда я пишу эти строки, на строительстве космодрома Восточный следователи тиражируют уголовные дела за «нецелевое использование бюджетных средств», а часть рабочих все еще не получила положенную зарплату даже не смотря на вмешательство Президента страны после персональной жалобы строителей.

Таковы наши реалии. А что же с планами?

А они у нас под стать американским. В прошлом году мы выбрали Луну. Мы даже выбрали район на одном из лунных полюсов, где решили «застолбить» наиболее перспективный участок с запасами грунтовых вод в виде вечной мерзлоты. Т.е. мы собирались попасть туда раньше остальных претендентов, перечень которых невелик – американцы, китайцы и европейцы. Иначе говоря, наши люди, строившие эти планы, либо вообще не понимают роль (и возможности) национальной экономики в осуществлении подобных планов, либо искренне считают современную российскую экономику соответствующей уровню экономики США, Китая или Евросоюза. Но чем сильнее заблуждения, тем горше потом правда прозрения. И не только в космонавтике…

 

Выбрав Луну как главную цель российской космонавтики на последующие десятилетия, мы с середины прошлого года стали прописывать ее в проекте Федеральной космической программы (ФКП) России на 2016-2025 годы.

Но при этом мы забыли еще одну важную вещь – экономика определяет на только уровень космонавтики, она же диктует спектр внешнеполитических возможностей. И если ты слаб, то и веди себя соответственно. Однако мы, имея слабую и крайне уязвимую экономику, повели себя как сверхдержава прошлого века или колониальная метрополия позапрошлого. Остальной мир в лице промышленно развитых стран нам ответил – и наша экономика не выдержала. В итоге мировая экономика растет, и только российская – падает. Такова цена ошибочных политических решений.

 

Мы присоединили Крым – и получили экономические санкции. Ухудшилась (скажем прямо – не без нашего участия) ситуация на юго-востоке Украины – санкции стали еще жестче. И не смотря на всю нашу браваду («нам санкции нипочем!») и треп про "импортозамещение", наша экономика ушла в минус. Экономика США споткнулась на вьетнамской войне, СССР – на Афганистане, российская – на появлении нового субъекта федерации (Крыма) и «гуманитарных конвоях». По Сеньке и шапка…

Однако наши «космические планировщики» не видели этого в упор, хотя уже было три волны экономических санкций, уже перекраивался федеральный бюджет, уже стремительно обесценивалась национальная валюта вслед за падением цен на нефть – создается ощущение, что авторы первого проекта ФКП 2016-2025 трудились не в России, а на близкой их сердцу Луне. И в итоге, когда проект ФКП наконец-то поступил на утверждение в Правительство, рубль подешевел вдвое и секвестр бюджета стал неизбежен. Случилось то, что мне, к примеру, было очевидно еще в марте 2014 г. Однако первоначальный проект ФКП все-таки был представлен Правительству на утверждение в конце прошлого года…

 

Помните доклад С.Агню в сентябре 1969-го? Там было два варианта – оптимистический и пессимистический. У нас в конце прошлого года был только один проект ФКП – «мартышкин труд», учитывающий все хотелки космической отрасли. Он был напрочь оторван от всех экономических реалий, он был наглядным выражением, квинтэссенцией полного непонимания "космическими фантазерами" нашей экономики, ее состояния и основ ее функционирования.

А на самом деле, если уйти от частностей и вынести за скобки все внешнеполитические и внешнеэкономические взаимосвязи, все просто – наша национальная экономика в силу ее уязвимости может выдержать либо реализацию «осенней» (вариант 2014 г.) ФКП, либо, скажем так, возникновение Крыма и Донбасса в его нынешнем виде, потому что "Боливар не вынесет двоих"... При этом в последнем случае экономика, на самом-то деле, Крым и события в Донбассе «не держит», т.к. все-таки идет вниз. И вот тут уж совсем не до Луны.

Прозрение наступало трудно – сначала было указание снизить расходы на космос на 7%, затем директивный объем сокращений ФКП поднялся до 10%. Ну а в итоге в новом варианте ФКП 2016-2025, на днях представленном в Правительство РФ, расходы на нашу космонавтику урезаны на… 28%, более чем на 800 млрд. рублей! И после отказа от создания сверхтяжелой ракеты-носителя («супертяжа») из наших десятилетних планов фактически ушла Луна. Америка создает свой супертяж, собственный супертяж (и всю наземную инфраструктуру под него, включая производственные мощности и новый космодром) создает и Китай. А мы, Родина космонавтики – нет.

 

Скажу очень обидный для наших ура-патриотов вывод: если «украинский вопрос», возникший прошлогодней весной и настолько подрезавший нашу экономику, а с ней – и долгосрочные планы нашей космонавтики, выразить одним емким словом «крымнаш», но нужно четко понимать, что «крымнаш» и «супертяж» - для нас это две чаши одних весов. Либо мы выбираем «крымнаш», либо имеем «супертяж». Никакого третьего решения нам сейчас не дано, либо-либо.

Именно об этом я сказал в своем получасовом интервью телеканалу RT в марте прошлого года, в интервью, ни одно слово из которого не пошло в эфир.

Конечно, неудобную крамолу можно приписать «проискам пятой колонны», но нельзя записать в оппозицию совершенно объективные экономические законы или, к примеру, сделать «нацпредателя» из таблицы умножения. Как ни крути, но мы не смогли создать экономику (почему - это тоже другая тема), позволяющую реализовывать нам значимые космические планы без оглядки на последствия политических решений. Поэтому либо мы занимаемся сугубо земными вопросами («крымнаш»), либо сажаем «яблони на Марсе» (что невозможно без «супертяжа»).

И знаете, что самое обидное? Что мы свой выбор уже сделали. И теперь вряд ли кто из ныне живущих россиян увидит высадку нашего космонавта на Марс. И хотя у грудничков еще есть шанс увидеть при жизни российский флаг на Луне, это все равно будет не более чем лишь повторением американских достижений шестидесятилетней давности – сделать что-либо существенное без «супертяжа» нельзя.

А нам с вами останутся пустые фразы наших чиновников ("Мы сохранили лидирующие положение в космосе!") и будни с мелкими малозначимыми достижениями, совершенно незаметными для других участников будущей «космической гонки», да неприятности типа недавнего сообщения «Российский космический грузовик «Прогресс» начал неконтролируемый сход с орбиты»…

 

Я имею очень слабое утешение – это был не мой выбор, о чем я сказал «на камеру» съемочной группе RT еще год назад. Но чем будете утешать себя вы, когда отставание нашей космонавтики от настоящих лидеров станет совершенно очевидным?

 

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий"

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.