Космонавты "Спирали"
В 1966 году в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) была сформирована группа для подготовки к полету на "изделии-50" - так в ЦПК зашифровывался орбитальный самолет (ОС) по программе "Спираль". В состав группы вошли пять космонавтов, имеющих хорошую летную подготовку, в том числе космонавт N2 Герман Степанович Титов (1966-70 г.г.), и еще не летавшие в космос Анатолий Петрович Куклин (1966-67 г.г.), Василий Григорьевич Лазарев (1966-67 г.г.) и Анатолий Васильевич Филипченко (1966-67 г.г.).
Для выполнения космических полетов на ОС "Спираль" требовалась квалификация летчика-испытателя, поэтому все космонавты этой группы для приобретения опыта испытателей в обязательном порядке направлялись в 8-й Государственный научно-испытательный институт ВВС им. В.Чкалова (г.Ахтубинск Астраханской области) на переподготовку и для выполнения испытательных полетов на самолетах различных типов. Так, например, Г.С.Титов в ходе подготовки в ГКНИИ ВВС в 1967 году принимал участие в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7 (всех модификаций), Су-9, Су-11, Як-28 и Як-25РВ.
В 1969 году, после реорганизации ЦПК (он был преобразован в 1-й
Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов им.
Ю.А.Гагарина со статусом НИИ первой категории) группа для подготовки к полетам
на ОС "Спираль" была выделена в 4-й отдел 1-го управления ЦПК. Новый отдел с 21
марта 1969 года возглавил Г.С.Титов, имевший в то время квалификацию старший
инструктор-космонавт.
Позже, после ухода Титова из отряда космонавтов, 7 января 1971 года 4 отдел
возглавил Филипченко, имевший квалификацию старший инструктор-космонавт.
Кадровый состав 4 отдела со временем менялся - подготовку к полету на
"Спирали"
в разное время прошли Леонид Денисович Кизим (1969-73 г.г), Анатолий Николаевич
Березовой (1972-74 г.г.), Анатолий Иванович Дедков (1972-74 г.г.), Владимир
Александрович Джанибеков (июль-декабрь 1972 г.), Владимир Сергеевич Козельский
(август 1969 - октябрь 1971 г.), Владимир Афанасьевич Ляхов (1969-73 г.г.) ,
Юрий Васильевич Малышев (1969-73 г.г.), Александр Яковлевич Петрушенко (1970-73
г.г.) и Юрий Викторович Романенко (1972 г.).
Наметившаяся тенденция к закрытию программы "Спираль" привела в 1972 году к
численному сокращению 4 отдела до трех человек и к снижению интенсивности
тренировок. В 1973 году группа космонавтов темы "Спираль" стала так и
называться - ВОС - Воздушно-орбитальный самолет (иногда встречается и другое наименование - Военный орбитальный самолет).
11 апреля 1973 года заместителем начальника 4 отдела 1 управления был назначен
инструктор-космонавт-испытатель Лев Васильевич Воробьев. 1973 год стал последним
годом 4 отдела 1 управления ЦПК - дальнейшая история отряда космонавтов ВОС
сошла на нет...
По разному сложилась дальнейшая судьба космонавтов "Спирали" после закрытия
проекта - восьмерым из них довелось слетать в космос на
космическом корабле "Союз", причем В.Г.Лазарев и А.Н.Березовой совершили по одному полету, А.В.Филипченко и
Ю.В.Малышев побывали в космосе дважды, Л.Д.Кизим, В.А.Ляхов и Ю.В.Романенко -
трижды, а В.А.Джанибеков - 5 (!) раз.
Первый командир 4-го отдела, Герман Степанович Титов, после четырехлетней
подготовки к полетам на ОС "Спираль", 17 июня 1970 выбыл из отряда космонавтов,
и после окончания Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил
СССР с
августа 1972 года занимал руководящие должности в Главном управлении космических
средств (ГУКОС) Министерства обороны СССР. 4 июля 1979 года он был назначен первым заместителем начальника ГУКОС МО
СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским
работам, и в этом качестве курировал работы по созданию Многоразовой
космической системы "Энергия-Буран", являясь в период 1973-91 г.г. председателем
государственной комиссии по испытаниям ракеты-носителя "Зенит".
Интересная деталь - летчики испытатели, испытывавшие ЭПОС в ГНИКИ ВВС, были уверены, что в первых испытательных полетах в космос пилотировать ОС "Спираль" будут именно они, как представители организации-разработчика (ОКБ-155 А.И.Микояна). И только потом, после передачи изделия заказчику сначала в опытную, а затем и штатную эксплуатацию, к полетам на ОС "Спираль"могли быть допущены и "обычные" космонавты.
Если
вы хотите узнать гораздо больше как про уникальный проект "Спираль", ЭПОС и БОРы,
так и про другие авиационно-космические системы, вам необходимо прочитать
нашу книгу (см. обложку слева): В.Лукашевич,
И.Афанасьев, "Космические крылья", М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. - 496с.:ил.
На сегодняшний день - это не только самое полное повествование о
"Спирали", но и энциклопедический рассказ о десятках зарубежных проектах. Вот
как об этом сказано в аннотации книги:
"Книга посвящена этапу возникновения и развития крылатых
ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" - авиации,
ракетной техники и космонавтики, и вобрали в себя не только конструктивные
особенности данных видов техники, но и весь ворох сопровождающих их технических
и военно-политических проблем.
Подробно излагается история создания воздушно космических аппаратов мира - от
первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала
реализации программ Space Shuttle (США) и "Энергия-Буран" (СССР).
Книга, рассчитанная на широкий круг читателей, интересующихся историей авиации и
космонавтики, особенностями конструкции и неожиданными поворотами судьбы первых
проектов авиационно-космических систем, содержит на 496 страницах около 700
иллюстраций, значительная часть которых публикуется впервые."
Содействие в подготовке публикации оказали такие предприятия
авиационно-космического комплекса России, как
НПО "Молния",
НПО машиностроения, ФГУП РСК "МиГ",
ЛИИ имени М.М.Громова, ЦАГИ, а также музей Морского космического флота.
Вступительная статья написана генералом
В.Е.Гудилиным, легендарной личностью нашей космонавтики.
Получить более полное представление о
книге, ее цене и возможностях приобретения можно на
странице нашего интернет-магазина. Там же можно познакомиться с ее содержанием,
вступительной статьей
Владимира Гудилина,
предисловием авторов и ее выходными данными:
На
сайте вам доступны следующие материалы и статьи (заметим, что все нижеуказанные
материалы сайта по своему объему составляют менее 2% соотвтествующих разделов
книги "Космические крылья"):
- В.Лукашевич
"Проект "Спираль" в журнале
"Новости космонавтики", N4,
2000;
- В.Лукашевич "Prodecessor of Shutte and Buran. Spiral orbital aircraft
programme" в журнале "Air Fleet", N4.2004 (46).
-
В.Лукашевич, В.Труфакин, С.Микоян "Воздушно-орбитальная
система "Спираль" в журнале "Аэрокосмическое обозрение",
NN3-6/
2005, N1/
2006
-
В.Лукашевич, В.Труфакин, С.Микоян "Спираль"
в отечественной космонавтике" в журнале "Аэрокосмическое обозрение",
N2/
2006
-
В.Лукашевич, В.Труфакин, С.Микоян "Воздушно-орбитальная
система "Спираль" в журнале "Авиация и
космонавтика", NN10-12/2006,
NN1-2/ 2007
Смотри также:
Программа "Спираль": подробности
(полеты ЭПОСа);
Статья "Проект Спираль" В.Лебедева
"История "Бурана";
Ответы Г.Е.Лозино-Лозинского в
нашем "Архиве
дискуссионного клуба";
подробная творческая биография
Г.Е.Лозино-Лозинского
Советский проект авиационно-космической системы "Спираль" был ответом на заокеанский вызов - программу создания космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 "Dyna Soar", США. Этой программе в нашей книге посвящена отдельная глава, но немного материала есть и на нашем сайте
При оформлении страницы использованы иллюстрации, сгенерированные на основе 3D-модели орбитального самолета, созданной Анатолием Заком (www.russianspaceweb.com).
Переход на: |
Web-master: ©Татьяна
Лукашевич 1998-2009
E-mail: buran@buran.ru