Г.Е.Лозино-Лозинский
Отвечает Генеральный конструктор "Бурана" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.

Александр Корниленко, (Москва):
На чём строилась автоматика "Бурана"? На наших серийных процессорах типа 1801ВМ2, или создавалось что-то своё по спецзаказу? Или на зарубежных (в чём я почему-то сомневаюсь)?

Ответ: Вы совершенно правильно сомневаетесь, Александр! Указанные Вами серийные процессоры нас не устраивали по ряду причин, а об использовании зарубежных не могло быть и речи. Это был отечественный спецзаказ.

Анатолий Романов, (Самара):
Уважаемый Глеб Евгеньевич! В целом ряде средств массовой информации (например, в газете "ПОЛЕТ" Самарского Государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева в в ряде других) была опубликована информация о том, что в первом полете ракеты "Буран-Т" ("Энергия") была предпринята попытка выведения на орбиту ИСЗ боевого космического аппрата "Скиф-ТМ" (названного почему-то на Вашем сайте "Полюс"), оснащенного габаритно-весо-центровочным макетом лазерного комплекса космического базирования.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом космическом аппарате.

Ответ: Более подробную информацию, Анатолий, Вы вряд ли сможете найти в открытых источниках. Поэтому мне ничего не остается, как вновь отправить Вас на соответствующую страницу нашего сайта.

Наш анонс

В августе-сентябре мы провели интернет-компанию по выбору наиболее интересных вопросов к Г.Е.Лозино-Лозинскому и теперь рассказ Глеба Евгеньевича и его ответы на вопросы предлагаем Вашему вниманию.

Практически с первых шагов освоения космоса понимание важности и необходимости создания многоразовых транспортных космических аппаратов широкого диапазона применения стало очевидно необходимым.
Поэтому в 1965 году ОКБ, руководимому академиком А.И.Микояном, была поручена разработка темы "Спираль".
В связи с многофункциональностью применения орбитального самолета в этой многоразовой системе была четко задана разгонная ступень в виде самолета-носителя со скоростью разделения 1800 м/с. Важность применения самолета-носителя была в обеспечении широкой возможности выбора координат точки запуска ракетной системы выведения и азимута. Кроме этого решалась задача о ликвидации зон отчуждения и выбора траектории выведения, не проходящей над зонами хозяйственной деятельности человека.

Система выведения состояла из бака компонентов и маршевых ЖРД одноразового применения.
Орбитальный самолет системы проектировался по аэродинамической схеме типа "несущий корпус" с поворотными крыльями. Горячая конструкция корпуса обеспечивалась тепловым экраном из ниобия. На орбитальном самолете устанавливалась интегрированная система навигации и управления полетом от разделения с носителем до посадки. Аналог орбитального самолета (шифр 105-11) успешно прошел серию дозвуковых летных испытаний и подтвердил заявленные характеристики. Летные испытания модели орбитального орбитального самолета в масштабе 1:3 ("Бор-3") и в масштабе 1:2 ("Бор-4") также подтвердили соответствие результатов испытаний расчетным. Опыт работы над проектом "Спираль" широко использовался при создании "Бурана".

Применение самолета-носителя и сегодня является наиболее перспективным при разработке многоразовых многофункциональных транспортных систем (МФТКС).
Таким образом, проект "Спираль" по отношению к МФТКС современных разработок является своеобразным дедушкой грядущего авиакосмического флота России.

Самолет-носитель в проекте "Спираль" привнес две принципиально важные идеи: первая - это гиперзвуковой воздухозаборник, так называемый интегрированный, использующий для сжатия практически почти всю переднюю часть нижней поверхности крыла.
Вторая - ТРД, работающий во всем диапазоне скоростей от взлетной до М=6. Особенностью этих ТРД генерального конструктора А.М.Люлька являлось использование паров основного топлива (водорода) для привода компрессора ТРД, что в сочетании с размещенным испарителем Н2 на входе в компрессор делает схему ТРД высокоэффективной.

На базе этих идей в настоящее время ведется проработка гиперзвукового пассажирского самолета на сто мест с дальностью полета до 10000км.


Спираль

1. Каково было назначение "Спирали"? В каких целях предполагалось использовать систему "Спираль", как гражданский, так и военный аспекты?

Ответ: "Спираль" предназначалась для многофункционального использования и работы орбитального самолета в космосе, как но выводу полезных грузов, так и в качестве космического наблюдательного пункта, несущего средства наблюдения за поверхностью Земли, воды, в целях кадастра, экологии и решения ряда других задач. Величина выводимого полезного груза в пределах 1300 кг.

2. Альтернативные проекты, рассматривавшиеся на этапах аванпроекта и эскизного проектирования (Каковы были первоначальные варианты Спирали? (если в процессе разработки она видоизменялась)).

Ответ: В процессе разработки изменений не было, с самого начала была принята схема, особенностью которой являлась изменение поперечного V крыла в процессе полета за счет поворота крыльев вдоль продольной оси фюзеляжа и необычной схемы силовой установки в виде ТРД, работающего в широком диапазоне скоростей до 6 махов включительно. Альтернативные варианты прорабатывались с другими видами силовых установок, однако до проекта, достаточно глубоко проработанного, дело так и не дошло. По "Спирали" же была сделана натурная летающая модель самолета, которая успешно проходила летные испытания.

3. Летно-технические характеристики самолета-разгонщика, проблемы теплового барьера.

Ответ: Как указано в предыдущем ответе, диапазон скоростей самолета-разгонщика от взлетных до максимальных около 2000 м/сек, т.е. около шести скоростей звука. Грузоподъемность соответствует потребностям "Спирали"  - около 150 тонн. Дальность такой машины предполагалась до 3000 км. Топливо - водород, преодоление теплового барьера обеспечивалось соответствующим подбором конструкционных и теплозащитных материалов.

4. Двигатель самолета-разгонщика: топливо, расчетные характеристики, разработчик; прорабатывалась ли детально схема самолета-носителя или его компонент, ДУ и т.д? Ведь это не менее сложная компонента проекта, чем орбитальный самолет. Какого типа ДУ предполагалось использовать? На низких скоростях прямоточник не годится, на высоких - турбореактивный двигатель не подойдет.

Воздушно-орбитальный самолет "Спираль"Ответ: Справедливо, что создание самолета на шесть махов, особенно в 1965 году, когда началась разработка темы "Спираль", не менее сложна, чем орбитального самолета. Топливо предполагалось сжиженный водород, двигательная установка - в виде ТРД (разработчик генеральный конструктор А.М.Люлька), особенностью этого двигателя являлось использование паров водорода для привода турбины, вращающей компрессор ТРД, испаритель водорода находился на входе компрессора и обеспечивал необходимое количество испаряемого водорода, Таким образом, была решена успешно решена проблема создания силовой установки без комбинирования ТВРД, ГПРД и ТРД. Схема полета: самолет-разгонщик выходит в заданную точку по координатам и направлению запуска и отделения орбитального самолета с блоком выведения с маршевым ЖРД и затем возвращается без ракетной установки и орбитального самолета на базу.

5. Схема полета, включая аварийные варианты.

Ответ: Траектории полета как самолета-носителя, так и блока выведения с орбитальным самолетом всегда намечались вне зон хозяйственной деятельности человека с таким расчетом, что, если что-либо произойдет, то падение на землю не вызовет каких-либо непоправимых потерь. В пилотируемом варианте для летчика всегда предполагалось установить катапультное кресло с необходимым обеспечением его жизнедеятельности на всех этапах выведения.

6. Ускоритель ОК: технические характеристики, двигатели, топливо, режимы работы и т.д.; двигатели ракетного ускорителя должны были монтироваться на самолете или отбрасывались вместе с баками после разгона?

Ответ: Блок выведения состоял из топливного бака, в котором размещались основные компоненты кислород-керосин, и двух двигателей ЖРД с тягой каждого около 100 тонн (Генеральный конструктор В.П.Глушко). Эта комбинация (бак и двигатели) после вывода орбитального самолета в намеченную точку отделялась и падала в заданную точку мирового океана.

7. Вопросы эксплуатации: аэродромы базирования, частота запусков, ожидаемый грузопоток с/на орбиту ИСЗ, численность парка аппаратов, целевые задачи, безопасность экипажей ОК и самолета-разгонщика, ресурс отдельных элементов и всей системы, срок эксплуатации (Расскажите пожалуйста про лётные характеристики МиГ-105 и обеих ступеней "Спирали": куда бы они взлетели, если стартовали с земли поодиночке; циклограмма вывода на орбиту).

Ответ: Ступеням по одиночке стартовать было нецелесообразно, вторая ракетная ступень проектировалась только для совместного использования с самолетом-разгонщиком. Самолет-разгонщик до 6 махов предполагалось возможным использовать и как пассажирский самолет, что, безусловно было рационально: его высокие скоростные характеристики позволили бы поднять скорости гражданской авиации. Зоны применения, назначения - все это отмечено в ответах по предыдущим вопросам, и поэтому здесь повторять, по-видимому, смысла не имеет. Ожидаемый грузопоток в 1965 году было весьма трудно предположить, однако мы всегда исходили из того, что понадобится от 20 до 30 полетов в год и на основе этого и оценивали экономическую сторону эксплуатации такой многоразовой многофункциональной системы.

8. Планы эксплуатации ОК с запуском на обычных РН на период отработки (доводки) самолета-разгонщика (если такие были): типы РН, объем конструкторских доработок, интенсивность запусков.

Ответ: Вторая ступень имеет орбитальную скорость, благодаря которой она благополучно выполняет свои полеты в космосе, на посадке - это был обычный самолет также, как и в дальнейшем "Буран", на скоростях посадки, близких к тем, которые имеют современные истребители.

Практически никаких специальных запусков не было намечено и не проводилось. В дальнейшем, когда появилась летающая модель в масштабе 1:3, так называемый "Бор-4", которая летала на орбите и возвращалась благополучно с помощью парашюта, приводнялась (первые две в Тихом океане, вторые две - в Черном море). Они позволили полностью проверить все аэродинамические и управленческие характеристики орбитального самолета "Спирали" и подтвердили правильность всех выбранных параметров, ну и кроме того, на "Бор-4" отрабатывался последний вариант конструкции теплозащиты, который и был с успехом применен в полете "Бурана".

9. Летно-технические характеристики и тактико-технические данные ОК; варианты работы на орбите ИСЗ: продолжительность, запасы топлива, двигательные установки, характеристическая скорость, маневренность, диапазон высот и наклонений орбит, боковая дальность при спуске и т.д.; был ли в орбитальном самолете предусмотрен грузовой отсек, шлюз для работы в открытом космосе?

Ответ: Летные характеристики орбитального самолета определялись величиной орбитальной скорости на соответствующей высоте. Диапазон высот, для которых предполагалось использование орбитального самолета, от минимальных, порядка 150-200 км, до 500-600 км, скорость определяется необходимой для поддержания установившегося полета на орбите. Направление запуска в связи с наличием самолета-носителя определяли заданием и в зависимости от точки базирования практически обеспечивали возможность полета в любую заданную точку по координатам и в любом направлении в пределах азимута от 0° до 97°.

Боковая дальность при спуске от 1500 до 1800 км предполагалась в соответствии с теми аэродинамическими качествами, которыми обладал самолет. ДУ состояла из двигателя орбитального маневрирования, с помощью которого изменялась высота полета, и необходимого количества ракетных двигателей систем управления (так называемого РСУ), которые выбирались в соответствии с требованиями обеспечения необходимых характеристик динамики управления. Количество топлива, которое при этом требовалось системе, определялось из длительности делового полета порядка двух суток.

10. Какую планировалось выводить полезную нагрузку (хотя бы пример).

Ответ: Грузовой отсек был предусмотрен, его заполнение определялось заданием: если это выполнение транспортно-технического обслуживания, то там размещался шлюзовой отсек, если вопросы съемок или метеонаблюдений, то соответствующий аппарат.

В соответствии с ранее сказанными функциональными применениями полезная нагрузка по абсолютной величине на высоте 200 км и наклонения 51° мною называлось 1300 кг.

11. Летные испытания ОК в атмосфере: цели и задачи, количество, результаты, интересные эпизоды, встретившиеся проблемы, летчики-испытатели. Уточнить, кто из летчиков участвовал в испытательных полетах прототипа МиГ-105 "ЭПОС"? В ряде источников утверждается, что все полеты были осуществлены Фастовцом. В некоторых кроме Фастовца упоминаются другие летчики. Кто прав? Каковы основные результаты этих испытательных полетов?

Ответ: Летные испытания были предусмотрены аналога орбитального самолета, полностью соответствующего орбитальному самолету по внешнему виду, этот аналог был оснащен ТРД, для того чтобы иметь возможность самостоятельно летать в атмосфере, но основная работа по испытаниям в диапазоне высот до 8-9 км проводилась при подвеске орбитального самолета под самолетом Ту-95, при достижении этой высоты орбитальный самолет с запущенным ТРД сбрасывался и выполнял в соответствии с заданием полеты, в процессе которых проверялись все его аэродинамические характеристики, динамика полета, правильность выбранных органов аэродинамического управления. И таких полетов было сделано несколько десятков, все они в итоге подтвердили намеченные характеристики. Все полеты выполнялись летчиком на борту, летчик переходил из самолета Ту-95 в кабину орбитального самолета непосредственно перед сбрасыванием. Были попытки собственного взлета, однако посадочные органы шасси были сделаны лыжные для максимального сокращения габаритов и весов, и поэтому собственный взлет был несколько затруднен и практически почти не проводился. Первый полет со сбросом с Ту-95 27 октября 1977 года выполнил летчик-испытатель А.Г.Фастовец. В 1978 году летали летчики-испытатели: А.Г.Фастовец, П.М.Остапенко, В.Е.Урядов. Они выполнили пять полетов. Подлет с перелетом на другую ВПП выполнил А.В.Федотов.

12. Отличия атмосферных аналогов ОК для летных испытаний от "штатных" ОК.

Ответ: Имитации, а не натурное применение дорогостоящих теплозащитных материалов и наличие турбореактивного двигателя, обеспечивающего возможность самостоятельного полета.

13. Теплозащита ОК: принципы, конструкция, ограничения, ресурс.

Ответ: Выбрана была металлическая теплозащита из высокожаропрочных тонких листов материала, который бы в условиях обеспечения выдерживал бы необходимые температуры до 1300°С. Проверка такой теплозащиты была только начата, до конца не доведена. Ресурс поэтому не был определен, но предполагалось, что он должен обеспечить не менее 50 полетов.

14. Трансформация программы "Спираль" в КА "Бор-4"

Ответ: Для обеспечения уверенности в аэродинамических расчетах и особенно в качестве созданной кварцевой плиточной теплозащиты, было принято решение на каком-то изделии типа модели космическою аппарата смонтировать теплозащиту и на траектории спуска, схожей с траекторией спуска "Бурана", проверить ее надежность. Так как были достаточно хорошо и расчетно, и на продувках экспериментально отработана и выведена та уверенная по аэродинамическому качеству и по управляемости конфигурация орбитального самолета "Спираль", то было решено в масштабе 1:3 сделать модель, которую назвали "Бор-4", которая обеспечивала и возможность выполнения траектории, близкой к траектории спуска "Бурана", и достаточно разместить количество плиток теплозащиты, имея ввиду, что температурные режимы и внешние нагрузки на эти плитки будут очень близки к тем, которые должны иметь место в процессе натурного полета "Бурана". Таких изделий было сделано четыре, они полностью подтвердили надежность перерасчета результатов продувок в трубах на натуру и подтвердили качество изготовленных плиток теплозащиты, что и было в последующем доказано результатами полета "Бурана". Следует отметить, что метод использования этой конфигурации орбитального самолета был начат Летно-исследовательским институтом в конце 1960-ых годов на более маленьких моделях, на которых проверялась непосредственно правильность расчетов и результатов продувок орбитального самолета типа "Спираль". Тогда эти более маленькие по своим размерам модели орбитального самолета, запускаемые с помощью одноразовых носителей, назывались "Бор-1", "Бор-3", и они успешно прошли необходимый объем летных испытаний, подтвердив наше умение, пользуясь результатам продувок, делать перерасчет на натуру.

15. Уменьшенная модель "Бор-4" летала как болванка или в ней была активная система управления на этапе спуска?

Ответ: Она летала не как болванка, подтвердив хорошую устойчивость и управляемость, в то время как "Бор-4" имел активную систему управления, строго отследившую повторение спуска "Бурана" в процессе спуска "Бор-4". Уменьшенная модель "Бор-4" совершала орбитальный полет, затем ориентированный и управляемый вход в атмосферу и при движении и на участке спуска управлялась, формируя одну из программных траекторий спуска. Для управления использовались газодинамические органы, и также, как у спускаемого аппарата "Союз", командного отсека "Аполлон", осуществлялась стабилизация по курсу и тангажу и контролируемые повороты по крену в поточных осях. Тем самым прогнозировалось попадание на заданную дальность и полет с непревышением тепловых потоков и перегрузок.
Были также опробованы элементы управления по крену в поточных осях как у ОК "Спейс Шаттл" и "Буран" со стабилизацией по тангажу и имитацией начальных предповоротов по курсу для последующего разворота по крену подъемными силами крыла.

16. Какие двигатели планировалось использовать на "Спирали"?

Ответ: Блок выведения, состоящий из бака и двух одинаковых ЖРД, имел кислородно-керосиновые двигатели тягой около 100 тонн каждый.

17. Было бы интересно узнать характеристики носителя КБ Туполева, присвоен ли был ему индекс, степень проработанности проекта, характеристики орбитальной ступени ("50").

Ответ: Кроме начальных попыток проекта, никаких результатов, которые использовались, не было.

18. Был ли проект "Ураган". Каковы были его характеристики и степень проработанности?

Ответ: нет.

19. В конце 60-х годов были осуществлены пуски по суборбитальной траектории аппаратов типа "БОР" (1, 2 или 3) из Капустина Яра в сторону полигона в Сары-Шагане (Казахстан). Были ли эти пуски связаны с программой "Спираль"? Если да, то в каких целях были осуществлены пуски?

Ответ: Пуски из Капустина Яра в сторону полигона и Сары-Шагане (Казахстан) были связаны со "Спиралью" с целью подтверждения методики перерасчета трубных испытаний.

20. Кто из советских космонавтов готовился к полетам на "Спирали"?

Ответ: К полетам на "Спирали" готовились летчики-испытатели: А.Г.Фастовец, П.М.Остапенко, В.Е.Урядов, А.В.Федотов

21. После осуществления пусков аппаратов "Бор-4" и "Бор-5" предполагались ли пилотируемые полеты на этих прототипах?

Ответ: Пилотируемые полеты на прототипах "Бор-4" и "Бор-5" не предполагались.

22. Какие политические, технические и экономические причины помешали осуществлению программы "Спираль"?

Ответ: Технические - что вопросы создания орбитальных самолетов и гиперзвукового самолета были в зачаточном состоянии и требовали очень больших научных, инженерно-конструкторских усилий и решений, соответственно стоимость создания была значительна. Общая политическая ситуация не благоприятствовала созданию такого крупного и в то же самое время очень нового и, следовательно, рискованною проекта, и поэтому работы были прекращены.

23. Какие предприятия были задействованы в реализации программы "Спираль"?

Ответ: Количество этих предприятий, заводов, конструкторских бюро превышало тысячу, поэтому перечень такой может быть только в виде фото, плакатов, в которых отображены только московские организации. Так как работа была в самом начале, общее количество организаций не превышало 60.


Буран

27. Альтернативные проекты, рассматривавшиеся на этапах аванпроекта и эскизного проектирования: попытки создания ОК "Буран" на базе ОК "Спираль" – что предлагалось (варианты и технические решения) и что принято, что не принято, как и почему.

Орбитальный корабль "Буран" в посадочной конфигурацииОтвет: Альтернативный вариант нами, (НПО "Молния"), прорабатывался в облике, повторяющем облик орбитального самолета "Спираль", однако генеральный конструктор Глушко посчитал, что к тому времени было мало материалов, которые бы подтверждали и гарантировали успех в то время, когда полеты "Шаттла" доказали, что подобная "Шаттлу" конфигурация работает успешно и здесь риск при выборе конфигурации меньше, поэтому, несмотря на больший полезный объем конфигурации "Спирали", было принято решение выполнять "Буран" по конфигурации, подобной конфигурации "Шаттла". Хотя отсутствие маршевых двигателей на "Буране" заметно меняло центровку, положение крыльев, конфигурацию наплыва, ну и целый ряд других отличий.

28. Копирование в большем или меньшем объеме "Space Shuttle" при создании Бурана было сознательным или были "директивные указания"?

Ответ: Копирование, как это указано в предыдущем ответе, было, безусловно, совершенно сознательным и обоснованным в процессе тех конструкторских разработок, которые проводились и в процессе которых было внесено, как уже было указано выше, много изменений и в конфигурацию, и в конструкцию. Основным политическим требованием было обеспечение габаритов отсека полезного груза, одинакового с отсеком полезного груза "Шаттла".

28. Рассматривались ли варианты полностью многоразовых систем (если да, то какие именно).

Ответ: На этапе "Энергия-Буран" полностью многоразовая система не рассматривалась

29. Альтернативный проект ОК "Буран" с вертикальной посадкой (подробности).

Переход к истории БуранаОтвет: Альтернативного проекта ОК "Буран" с вертикальной посадкой не было. В НПО "Молния" существовал в начальной проработке альтернативный проект планера в конфигурации типа "Спираль" с раскладными крыльями. Руководством всей темы "Энергия-Буран" было принято решение продолжать работы по известному всем сейчас варианту крылатого самолета.
До принятия решения о разработке "Бурана" в начале 1974 года в некоторых организациях просматривались в предпроектном режиме варианты полумногоразовых возвращаемых аппаратов скользящего или планирующего спуска без крыльев и с парашютно-реактивной посадкой.

30. Альтернативный проект ОК "Буран" с двумя ТРД: причины включения ТРД в конструкцию, доработки ТРД, состояние и защита ТРД в космическом полете, проблемы запуска ТРД в атмосфере при спуске, топливо – керосин (?), где, сколько и чем занят этот объем в штатном ОК, сейчас.

Ответ: На начальном этапе были сомнения в обеспечении возможности за счет располагаемой кинетической энергии при различных состояниях атмосферы выйти точно без ТРД в заданную точку касания на аэродроме посадки, однако проведенный анализ с учетом всех возможных атмосферных влияний показал, что ТРД не требуется, и поэтому они не были включены в облик "Бурана".

31. Как предполагалось использовать орбитальный самолет, проектировавшийся на общую массу 10 тонн вместо " Бурана ", ведь по полезной нагрузке изделия несопоставимы, а заказчик настаивал именно на той величине на которую был рассчитан Буран?

Ответ: Нам неизвестно о серьезных разработках орбитального самолета с общей массой 10 тонн. После фактического приостановления работ по программе "Энергия-Буран" ведется разработка проекта многоцелевой авиационно-космической системы. В ее основном варианте орбитальный самолет имеет при выведении на низкую орбиту массу порядка 27 тонн, включая полезный груз и системы для орбитальных операций.

32. Существовали проекты использования Бурана в качестве ускорителя (т.е. первой ступени). Если это так, расскажите, пожалуйста, о таких проектах.

Ответ: Детально проработанных проектов использования "Бурана" в качестве ускорителей не было. В нескольких организациях в период активной разработки проекта "Энергия-Буран" были предпроектные пробные проработки вариантов одно- и двухступенчатых многоразовых ракет-носителей, в которых ступени должны были иметь конфигурацию и размерность "Бурана", при совершенно другой структуре, двигателях и бортовых системах (см. раздел "Перспективные проекты на базе научно-технических разработок по ОК "Буран" и системе "Энергия-Буран")


Прочее

38. В 1950-60-х годах в США была реализована программа создания ракетного самолета "Х-15", во время испытаний которого была достигнута высота свыше 100 километров. Велись ли в Советском Союзе аналогичные работы? Если да, то что это за программа, каковы ее результаты? Проводились ли испытательные полеты? Если да, то каковы основные результаты, кто из пилотов принимал в ней участие?

Ответ: Практически повторения этого самолета в СССР не было. В Советском Союзе в 1950-1960 годах не велись по полной программе работы, аналогичные программе создания ракетного самолета "Х-15". Проект "Х-15" тщательно изучался и конечно проводились расчетно-моделирующие и экспериментальные исследования некоторых режимов полета, материалов, двигательных систем в обеспечение полетов, аналогичных полетам "Х-15".
Результаты этих исследований были использованы в опередившем время и доведенном до летных испытаний в конце 50-х годов проектах межконтинентальных крылатых высотных ракет "Буря" и "Буран" с прямоточными двигателями, а также в известных проектах "Спираль" и при создании высотных зенитных ракет в середине 60-х годов.


Смотри также рассказ Г.Е.Лозино-Лозинского и

Ответы на Ваши ЧАстые ВОпросы

возврат на homepageпереход к ОК БУРАН