olet1.gif (10452 bytes)

Запасные аэродромы для "Бурана"

Долгое время во всех публикациях о полете "Бурана" упоминались запасные аэродромы, под грифами "на востоке" и "на западе" страны, на которые могли приземляться многоразовые орбитальные корабли в случае возникновения различных нештатных ситуаций на орбите, требующих срочной посадки.

Сейчас пришло время рассказать и об этой, до последнего времени скрытой от широкой общественности, большой части посадочного комплекса орбитального корабля (ОК) "Буран".

 

1. ВОСТОЧНЫЙ ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ (ХОРОЛЬ)

За словами "восточный аэродром" скрывался запасной аэродром, расположенный в центральной части Приморского края (южнее озера Ханка, смотри карту), восточнее районного центра Хороль.

Географические координаты центра ВПП:
- широта 44 градуса 27' 03,6''
- долгота 132 градуса 07' 27,9''
Высота над уровнем моря 95,23 м; истинный посадочный курс первого направления 153 градуса 27' 59,0'', соответственно второго - 333 градуса 27' 59,0''.
Длина полосы 3700 м, ширина 70 м, магнитное склонение -9 градусов 39'.
Высота точки посадки левая 86,99 м, правая 96,92 м. По свидетельствам очевидцев, полоса в самом деле сильно горбата, это видно невооруженным взглядом (как, кстати, и ВПП в аэропорту Владивостока в пос.Артем).

Территориально аэродром расположен в квадрате между населенными пунктами Хороль, Новодевица, Ленинское, ВПП расположена сразу к северу от железной дороги, параллельно полотну (смотри детальную карту). За железной дорогой ОКДП (Объединенный командно-диспетчерский пункт).
Военный гарнизон располагался на северо-востоке Хороля, там же располагалась и "бурановская" часть со всей своей инфраструктурой (склады, гаражи и т.д.). Прикомандированные гражданские специалисты жили в гарнизоне в сборно-щитовом модуле, семейные жили, в основном, в Новодевице и Сиваковке на арендованном жилье в более-менее приличных условиях.

Задолго до начала реализации проекта создания многоразового космического корабля "Буран" аэродром имел для страны важное стратегическое значение.
С начала поступления на вооружение страны (в конце 1960-х годов) дальних стратегических разведчиков Ту-95МР в составе полков 106-й (базирование в Узине Киевской области) и 79-ой (базирование в Семипалатинске) тяжело-бомбардировочной дивизии (ТБАД) Хороль использовался в качестве временного аэродрома базирования.
С момента принятия на вооружение самолета стратегической морской разведки (и целеуказания) Ту-95РЦ (классификация NATO "Bear-D") в Хороле стал базироваться 304 Отдельный разведывательный полк Авиации ВМФ (304 ОДРАП), который нес службу над просторами Тихого Океана вплоть до середины 90-х годов. В состав 304 ОДРАП входили самолеты:

Местоположение восточного аэродрома: карта раскрывается в увеличенном формате
Географическая карта

Детальная топографическая карта (раскрывается в увеличенный формат на отдельной странице)
Детальная топографическая карта

Заводской номер Дата приемки заказчиком Тип Место дислокации Внешний вид
65МРЦ105 -.04.1965 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль

Ту-95МС

65МРЦ205 -.11.1965 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
65МРЦ206 -.-.1965 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
65МРЦ207 -.-.1965 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
65МРЦ208 -.02.1966 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
65МРЦ301 -.05.1966 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
65МРЦ302 -.06.1966 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
65МРЦ303 -.07.1966 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
308 -.-.1967 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
309 -.-.1967 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
402 -.-.1967 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
403 -.-.1967 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
404 -.-.1967 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
405 -.-.1967 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
407 -.-.1967 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
410 -.-.1968 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
501 -.-.1968 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
502 -.-.1968 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
503 -.-.1968 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
508 -.-.1969 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
509 -.-.1969 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль
510 -.-.1969 Ту-95РЦ 304 ОДРАП ВМФ Хороль

Кроме того, на аэродроме базировались части морской авиации Тихоокеанского флота, эксплуатировавшие самолеты Ту-16 различных модификаций, а также истребители ПВО.

К первому полету "Бурана" аэродром подвергся серьезной реконструкции, причем основной объем работ был связан с оборудованием ВПП и установкой аппаратуры комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "ВЫМПЕЛ". Согласно одним источникам (смотри далее), комплекс был готов к работе уже к моменту первого запуска "Бурана" 15 ноября 1988 года; согласно другим (в частности, воспоминания участников разработки комплекса "ВЫМПЕЛ"), облеты комплекса самолетами-лабораториями  не проводились вплоть до марта 1990 года. Очевидцы вспоминают, что аэродром к первому беспилотному полету "Бурана" готов не был. Была запущена практически вся аппаратура, кроме ТРЛК. Работали КДП-А и КДП УВД, поступала информация от ОРЛ и ПРЛ, работал АДРМ, маяки и дальномеры. Но запущена - это не введена в строй. Тем не менее, все участники работ уверены, что система была бы доведена до ума в любой разумный указанный срок - это точно, ВПТП было очень сильной командой - практически десятка два разработчиков, прошедших через самую ответственную часть байконуровских работ.

С запасным аэродромом в Хороле связана интересна деталь - как планировалось делать облеты оборудования "ВЫМПЕЛа", а тем более встречать ОК, если до Китая по прямой на запад порядка 75 км, особенно с учетом того, что ОК подходит к Хоролю с именно с запада?

Вот как упоминаются запасные аэродромы в военно-историческом труде "Военно-космические силы" (М., 1998, книга 2, стр. 124):

     ...К началу летных испытаний МКС "Буран" готовились и в других районах страны, далеко от космодрома. В середине 80-х годов на западе и на востоке нашей страны начали развертываться запасные аэродромы для обеспечения посадки и послеполетного обслуживания орбитальног корабля "Буран". Для решения этих задач были созданы два новых измерительных пункта. Личный состав этих пунктов совместно с представителями промышленности осуществляли монтаж и ввод в эксплуатацию сложного разбросанного на большой территории технологического и специального оборудования. К началу летных испытаний "Бурана" комплексы посадочного оборудования "Вымпел" на западном и восточном пунктах были введены в строй.
     Создание аэродромных измерительных пунктов и строительство запасных аэродромов - это незабываемые страницы в истории командно-измерительного комплекса. Службы строительства (полковники Золотухин В.Г., Жуков В.Е.), вооружения (генерал-майор Ясинский А.Ф., полковник Петров А.В.) и связи (генерал-майор Саус В.А., полковник Петухов А.Н.) много сил и энергии отдали делу обеспечения своевременного ввода в строй аэродромных пунктов. Особенно много трудностей пришлось преодолеть командирам аэродромных измерительных пунктов. Следует отметить организаторский талант и настойчивость начальника западного пункта полковника Западинского А.Б.(сейчас генерал-лейтенант, доктор технических наук, командует наземными космическими силами, в/ч 32103, г. Голицино-2; Примечание - webmaster), сумевшего в сжатые сроки построить прекрасный военный городок в 18 км от Симферополя (начали строить административно-хозяйственную территорию и выносные площадки 46-51 в феврале 1987 года и к осени было все практически готово; Примечание - webmaster).

Сегодняшнее состояние аэродрома в Хороле красноречиво характеризует неприметные заметки в местной прессе:

Хорольские летчики отлетались? (Комсомольская правда, середина декабря 2000 г.)
     В былые времена в селе Хороль дислоцировался мощнейший гарнизон, в состав которого входили 12 крупных частей. Военный аэродром первого класса, способный принимать все существующие типы самолетов, готовился стать запасным для приема космических "Буранов". Программа свернута. Части расформированы. Сейчас при аэродроме остались только две воинские части, которые перманентно сокращаются. Командир части авиационной комендатуры ТОФ подполковник Александр Рогов устал переживать:
     - Мне до пенсии немного, дослуживаю и увольняюсь. Перспективы никакой. В моей части всего 100 военнослужащих, из которых 15 - офицеры. У нас осталось три пятиэтажных дома, остальные переданы местному жилкомхозу. Зато проблемы с жильем нет.
     Передача недвижимости муниципалам, как водится, шла через пень-колоду. У председателя Хорольского комитета по управлению муниципальным имуществом Валерия Шумала хранится увесистая папка переписки с начальством Дальневосточного военного округа. Письма оставались без ответа во времена, когда что-то еще можно было использовать. Охранять покинутые здания некому.

Жил да был один Хороль... (интернет-газета "Владивосток" за 16.11.2001, Светлана Жукова)
     Многие в Хороле говорят, что раз глава районной администрации построил у себя в квартире печь, то они в муниципальном жилье зимой непременно замерзнут.
- Ведь у Якуши есть центральное отопление, - наперебой делились жители поселка с корреспондентами "В" своими выводами, - но, значит, Александр Владимирович совсем не надеется, что батареи будут исправно греть, если поставил печку и уже топит ее углем. А что же делать нам, у кого нет возможности построить печь?
Во всех микрорайонах поселка корреспондентов "из города" то и дело останавливают на дороге, приглашают зайти в тот или иной дом. Причина, увы, отнюдь не в удивительном гостеприимстве здешних жителей: хорольцы зазывают посмотреть, насколько их дома не готовы к зиме. А она уже вовсю дышит пронизывающим северным ветром, так что народ на центральном рынке, озябнув, к середине дня напрочь сворачивает коммерцию, и торговые ряды пустеют.
Почти так же, как на улице, холодно в четырехэтажном доме N1 на улице Фадеева.
- У нас с ноября 2000 года нет ни воды, ни отопления, - рассказывает Вера Деменко. - Например, в моей квартире минувшей зимой при двух включенных электрообогревателях температура не поднималась выше семи градусов тепла.
Летом и осенью жильцы этого дома, обеспокоенные тем, что так и не ведется ремонт теплотрассы и водопровода, не раз ходили и в ПЖЭХ - местную жилконтору, и в поселковую администрацию, и в районную.
- Последний раз в начале ноября мы обращались с нашими бедами к заместителю главы муниципального образования Гарееву, - уточняет Вера Даниловна. - Юрий Александрович пообещал, что после 7 ноября приступят к ремонту трасс водо- и теплоснабжения, а пока не сделают, гарантировал нам подвоз воды каждый день в 17 часов. Но ничего этого нет.
А через улицу в своей квартире N 5 дома N 100 так же, как Вера Даниловна, мерзнет ее 88-летняя мать Матрена Васильевна. Пятиэтажный дом N 100 в поселке тоже считается "проблемным", и хотя несколько дней назад котельная начала подавать туда тепло, радиаторы в квартирах, как говорится, едва живые. Матрена Васильевна в комнате держит включенным электрический обогреватель, а в кухне - плиту. Спасается старушка и горячим чаем:
- Чтобы дрожь не пробирала, кипяточку похлебаю да шубейку наброшу.
Горячий чай помогает от холода и даже, как она говорит, от нервотрепки и Раисе Шахматовой из дома N 4 в гарнизоне, а также ее приятельнице Вере Слинько из дома N 13.
К слову, воду для целительного напитка привозит Вере Мефодьевне сосед Юрий Титов. Возвращаясь домой после трудового дня в Камень-Рыболове, везет оттуда канистры с водой.
- Ну а для туалета мы берем воду в подвале, - объясняют женщины корреспондентам "В". Подвалы гарнизонных домов залиты еще с прошлого отопительного сезона.
- Там теплосети насквозь проржавели, сгнили, - сокрушается Раиса Шахматова. - Из труб в десятках мест прямо-таки свистало, постоянно заливало подвал на полметра и больше. В июле наш дом отрезали от основной теплотрассы, чтобы наконец поменять трубы в подвале. Но вот уже середина ноября, а все остается по-прежнему, и теперь мы боимся, что наш и другие такие же невезучие дома вообще не подключат к теплу.
Глава администрации муниципального образования Александр Якуша настроен более оптимистически:
- Да, в гарнизоне у нас четыре проблемных дома, но до 20 ноября в них сделают все необходимое, чтобы обеспечить теплоснабжение. К слову, для подготовки к зиме мы из краевого бюджета получили 5 миллионов 750 тысяч рублей, из местного сумели выделить 3 миллиона 140 тысяч - это в общей сложности 8 миллионов 890 тысяч рублей, а сделали ремонтных работ на 12 миллионов 150 тысяч!
Впрочем, Александр Владимирович не скрывает, что эти расходы и усилия отчаянного положения Хороля в преддверии зимы не исправят:

- Чтобы все починить, как мы подсчитали, нам надо не восемь, а 48 миллионов рублей. Потому что в поселке изношенность теплотрасс, сетей, внутридомовых разводок, труб и радиаторов почти стопроцентная. Особенно в гарнизоне. В муниципальную собственность военные передали это жилье в состоянии разрухи.
...Золотые деньки Хороля давно миновали, ушли в безвозвратное прошлое. Здесь, как известно, базировались три авиационных полка. В ухоженных пятиэтажках гарнизона отродясь не было забот с коммунальными услугами. Вечерами в авиагородке играла музыка, по чистеньким аллеям прогуливались веселые летчики с нарядными женами. И снабжение военторговское было выше всяких похвал.
Здешний аэродром, кстати, по праву считался одним из лучших в СССР: протяженность и качество взлетно-посадочной полосы позволяли принять не только, к примеру, "Боинг" с тогдашним президентом США Дж. Фордом, но и "советский шатл" - космический челнок "Буран". К этому всерьез готовились. Но все изменилось и в самой стране, и в ее вооруженных силах.
После вывода из Хороля всех трех полков аэродром постепенно зарастает травой, а замечательная взлетно-посадочная полоса служит нынче только поселковым молодоженам, у которых вошло в традицию после регистрации в загсе кататься здесь на украшенных куклами, лентами и воздушными шариками автомобилях. А среди панельных пятиэтажек бывшего гарнизона несколько зияют темными провалами окон, где не осталось даже рам: тут больше никто не живет, из выселенных зданий окрестный крестьянский люд вынес все, что может в хозяйстве пригодиться. Тем временем "хозяйство" жилых домов, перейдя под муниципальную руку, что называется, дошло до ручки.
Рассуждать о причинах упадка процветавшего в прошлом поселка можно долго и убедительно, но зима катит в глаза и настойчиво ставит на повестку дня один-единственный вопрос: замерзнут хорольцы в своих квартирах, когда придут морозы, или все-таки выживут?

- Опасения есть, - вздыхает Александр Якуша. - Именно потому 29 октября на заседании районной комиссии по чрезвычайным ситуациям положение в местном коммунальном хозяйстве было признано чрезвычайным.
Александр Владимирович разъяснил корреспондентам "В", что власть осознанно объявила "локальную" чрезвычайную ситуацию, дабы, объединив силы и резервы, до 10 ноября решить все основные проблемы по обеспечению Хороля теплом и водой. Правда, беседовали мы 13 ноября, но большинство упомянутых на том приснопамятном заседании КЧС проблем пока так и не разрешились. Еще нечем успокоить тревоги тех жителей поселка, которые безуспешно щупают холодные батареи в квартирах, а на улице замедляют шаг у разверстой канавы и надоедают экскаваторщику расспросами, успеют ли рабочие проложить новую трубу водовода до того, как окончательно "возьмется", то бишь проморозится земля.
Прокладывать водовод взамен прогнившего начали только на исходе октября... Хотя уже много месяцев в поселке катастрофически не хватает воды - даже той оранжево-коричневой, что доходит до некоторых кранов по ржавым худым трубам.
Санитарные врачи советуют ее три дня отстаивать, а потом долго кипятить - в ней полно грязи, микробов - возбудителей кишечных заболеваний. Но сегодня и о такой воде, о достаточном ее количестве мечтает, например, бригадир котельной N 5 Григорий Пономарев:
- Не хватает воды, чтобы нормально действовала теплосистема, а это чревато авариями. Сейчас у нас на подачу тепла работают не семь котлов, а всего два. Насколько я знаю, остальные котельные тоже вынуждены работать не в полном объеме.
Намедни наиболее отчаявшиеся жители Хороля организовали возле здания районной администрации акцию протеста. Собрались, чтобы протестовать против повышения тарифов на оплату коммунальных услуг. Их, услуг-то, доброй половине поселка коммунальщики вообще не оказывают.
- За воду платим 198 рублей, - расстраивается Вера Деменко, - за что, спрашивается? Работники "Водоканала" говорят, мол, берут плату якобы за пользование колонкой. Но в ней ведь тоже, как и в кранах дома, нет воды! На нет и суда нет?

Смотри также статью "Проблема северного завоза будет решена" в газете "Новые Известия" от 7 декабря 2002 года

Смотри также статью "Космогараж для автопрома" во Владивостокской  газете "Ежедневные новости" от 15 февраля 2005 года

Отрывок из статьи Василия Буслаева "В Хороле за шесть лет была продана всего одна таблетка Виагры", опубликованной 27 февраля 2007 во Владивостокской газете "Ежедневные новости" (N013):
Хорольский муниципальный район Приморья (центр - село Хороль, которому в прошлом году исполнилось 115 лет) образован в 30-х годах прошлого века. Население - 33,7 тыс. человек, площадь - 1 988,5 км2. По нынешнему титулу административно-территориального устройства края район разделен на городское поселение Ярославка (10,3 тыс. жителей) и пять сельских поселений, включающих 23 села и деревни, железнодорожные станцию Хорольск и разъезд.
Хорольский район и село Хороль (11,5 тыс. жителей) - почти центр Приморья. С его территорией диаметром 100-120 км на протяжении 370 км границ района соседствуют Спасский, Черниговский, Михайловский, Октябрьский, Пограничный, Ханкайский районы и Китай (КНР - по озеру Ханка).
Местечко основано переселенцами с Полтавщины. Память об исторической родине приморские хохлы сохранили в названии села. Хороль - одна из речек Полтавщины, на берегах которой до сих пор стоит Миргород Гоголя!
<...>
тысячи кадровых военных: авиаторы, моряки, связисты, стройбат и даже космонавты - основное население Хороля в недавние еще годы - считали службу здесь не ссылкой, а курортом!
50 лет тому назад огромный равнинный аэродром Хороля стал базой 304-го отдельного разведполка авиации ВМФ. Здесь базировались 24 самолета Ту-95РЦ, ежедневно курсировавшие над всем огромным севером Тихого океана. Позже в авиагарнизоне появились советские ракетоносцы Ту-95МР. К восьмидесятым в Хороле базировались 12 авиачастей, в том числе самолеты Ту-16 ТОФ. Жизнь и боеспособность огромного гарнизона обеспечивали десятки частей: от связистов и ПВО до стройбата, вкалывавшего на возведении военных городков и местном кирпичном заводе. К середине 80-х аэродром в полях между Хоролем, Новодевицей и Ленинским стал запасным космодромом для советского "шаттла" - "Бурана".
Ото ж была жисть! Многие местные жители до сих пор помнят военный Хороль как гимн мажоров - без громких слов, но с "толстым" чувством!
- Каждый год в селе и гарнизоне жилье строилось. Работа везде была - трудягу с руками рвали: хоть на стройку, хоть в колхоз, хоть в тую же армию: кочегаром, шофером, охранником. На танцы в ноне гибнущий РДК (Дом культуры) штатским было не пробиться промеж набившихся холостяков-лейтенантов. Девки были в самой цене, и ехали сюдой за женихами со всего краю. Семейные капитаны везли жен: врачами и учителями с дипломами Москвы, Ленинграда, Свердловска, Новосибирска, Киева, Хабаровска были укомплектованы школы и больнички всего района, - с пиететом рассказывали "Н" под праздничную чарку "пашаничной" самогонки старожилы села.
...В перестройку вся аэродромная рать скукожилась донельзя. От полков остались полуроты охраны, уникальная "космическая" ВПП (взлетно-посадочная полоса) длиной 3700 метров заросла бурьяном, взломавшим за 20 лет трехметровый бетон бурановской "точки касания". Офицеры и "гражданские кадры" были уволены, большей частью разъехались, меньшей - переквалифицировались в предприниматели и управдомы.
...Говорят, этой зимой бурьян на заброшенном аэродроме принялись жечь. Ходят слухи - вот-вот оживет огромная ВПП, которую армия планирует продать "коммерсам". То ли клубнику из Австралии будут возить, то ли международный аэропорт для форума АТЭС строить.
Вместе в развалом хорольской "военки" рухнули колхозы, совхозы и сельхозкооперативы района, выживавшие за счет поставок к солдатскому столу. Сильно обезлюдели Хороль и "гарнизон" - военный городок авиаторов. Часть пятиэтажек зияют провалами выбитых окон в пустующих квартирах, часть - ощетинилась трубами буржуек, каминов и водогреев.
Потому что коммуналка Хороля - одна сплошная головная боль для всех местных жителей! Вот уже 20 лет нет - и даже по великим праздникам не бывает на селе горячей воды! Что вода - еле дышащее отопление здешнего жилья (при стоимости - более 70 рублей за метр!) греет квартиры с ба-а-а-льшими перебоями. Холодная вода (цвета детской неожиданности - то ли от ржави труб, то ли от "добавок" с местных приисков) капает зимой из кранов далеко не везде и далеко не всегда!
Далеко не всегда можно добраться в Хороль из района - местное АТП не обременяет себя трудами праведными и движением автобусов по маршруту и расписанию. Хотя расписание для деревень района давно устоявшееся: утром - сюда, вечером - отсюда!
Народ от таких условий выживания мрет или бежит! Жилья на продажу - море. За "двушку" в пятьдесят квадратов - с телефоном, водоподогревателем, застекленным балконом и "брошенной" дачкой за полторы остановки автобуса рукотворные объявления на столбах просят триста тысяч "деревянных" и пару ящиков пива!
...На вечернем променаде по склизким и замерзшим улицам села, лежащего вдоль автотрассы как сломанный колос, растет и не тает ощущение того, что и Хороль навсегда оставлен один на один со своими многочисленными проблемами - не только далекой Москвой, но и недалекой столицей Приморья.
<...>
Недавно была закрыта больница во втором по величине населенном пункте района - городском поселении Ярославка (40 км от Хороля). Десять тысяч горожан остались без медпомощи - в том самом городке, откуда пару-тройку лет назад подростков, расстрелянных местным ментом, вывозили вертолетами МЧС! Но амбулаторный прием тремя-четырьмя специалистами и пара коек "нетложки" проблему медпомощи жителям Ярославки и нескольких близлежащих поселений не решают. Кстати, против закрытия больницы в Ярославке - даже антимонопольная служба Приморья: если среди врачей провинции совсем нет конкуренции за качество лечения - это очень плохо...

Смотри также статью "Судьба космического полустанка" во Владивостокской  газете "Утро России" от 31 июля 2007 года

Смотри также статью "Под Няндомой хранили апокалипсис. И строили полосу для "Бурана" в газете "Северный комсомолец" (г.Архангельск) от 10 августа 2007 года

 

2. ЗАПАДНЫЙ ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ

Западный запасной аэродром располагался на Крымском полуострове, вблизи Симферополя, и имел следующие характеристики:
Географические координаты центра ВПП:
- широта 45 градусов 02' 42,26''
- долгота 33 градуса 58' 36,93''

Магнитный курс  90, магнитное склонение 40 31'
длина ВПП 3700 м, ширина 60 м.

У нас нет достоверной информации о степени готовности западного запасного аэродрома к штатной работе к моменту первого полета "Бурана", однако по воспоминаниям разработчиков комплекса "ВЫМПЕЛ", в Симферополе могли быть использованы штатные средства (обзорный локатор- ОРЛ) существующей системы управления воздушным движением (УВД). Существовавший ОРЛ имел примерно те же характеристиками по темпу обзора и дальности, что и Е-511, но с другой ценой младшего разряда координатного сообщения. Программное обеспечение КДП-А позволяло работать с ОРЛ с разной ценой разряда. Во ВНИИРА КДП-А на последних этапах отрабатывалось на информации из Пулково, которая тоже поступала от ОРЛ, отличной от Е-511.

А вот как вспоминает Космачевский Юрий Иванович, бывший инженер-электронщик-настройщик, работник ПО "Гранит" (г. Москва), с апреля 1988 по январь 1991 года работавший на запасном аэродроме посадки "Бурана" в г. Симферополе (объект "ЗАС" (запасной аэродром - Симферополь): "...Мы являлись исполнителями монтажа и запуска в опытную эксплуатацию системы "Вымпел". На момент первого пуска на запасном аэродроме посадки были полностью смонтированы, оттестированы и готовы к работе так называемая "ближняя" и "дальняя" зоны посадки, состоявшие из аэродромного оборудования - РД (ретрансляторы-дальномеры) и глиссадные маяки, а также ближней зоны (ретрансляторы-дальномеры, 6 объектов) и дальняя зона - два обзорных радиолокатора (в районе Евпатории и в районе Белогорска).
Летом 1989 года я участвовал в опытных испытаниях на аэродроме, когда самолет-лаборатория на базе Ту-134 имитировала посадку "Бурана" по его глиссаде, а все службы посадки отрабатывали наведение на ВПП. Помню, что испытания проводились летними ночами, когда Симферопольский аэропорт был немного меньше загружен (все-таки это было лето и Крым)."

Раскрывающаяся в увеличенный формат географическая карта
Географическая карта

Раскрывающаяся карта с объектами инфраструктуры системы "Вымпел"
Карта расположения элементов инфраструктуры системы "Вымпел"

В то же время использование существовавших (штатных) посадочных локаторов (ПРЛ) аэродрома было невозможно, т.к. ПРЛ "Вымпела" несколько специфические. Их антены устанавливались на специальной платформе, которая позволяла работать на крутых "Бурановских" глиссадах. Платформа упоминается в главе 4 "Отчета" в пункте E-516. Далее из этого следует специфическая начинка кабин для "замеса" антен и платформы и выдачи этой объединенной информации на КДП-А. Справа представлена фотография западного запасного аэродрома, сделанная из космоса в 1985 г.

Современное состояние (а точнее, запущенность) западного запасного аэродрома описано в библиографии.
На сегодняшний день в Украине все, что касалось ОК "Буран", полностью все ликвидировано. Осталось только:
- рабочий ТРЛК (с. Молочное, возле Евпатории) принадлежит Симферопольскому аэропорту;
- здание КДП (аэропорт пытается восстановить после разграбления военными);
- 48 площадка (возле Качи) держат военные базу отдыха.


При работе над разделом "Запасные аэродромы для Бурана" использованы материалы из:
     1. Военно-исторического труда "Военно-космические силы" (М., 1998, книга 2, стр. 124);
     2. Заметка в региональном выпуске "Комсомольской Правды", декабрь 2000;
     3. Материалы (и воспоминания) очевидцев и непосредственных участников работ на запасных аэродромах;
     4. Архивы web-мастера.

Web-мастер не несет ответственности за достоверность информации, представленной в данном разделе; мы также не имеем никаких документальных подтверждений о какой-либо "закрытости" (степеней секретности) приводимых сведений.
Мы благодарим всех очевидцев и участников работ, поделившихся с нами своими материалами и воспоминаниями.


возврат на homepageпереход к ОК БУРАНПОЛЕТ БУРАНАПилоты БуранаЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к полету ОК Байкалпереход к космодрому Байконурпереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастеру
3D-модель ОК БУРАН
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru

Rambler's Top100 Service