|
Запасные аэродромы для "Бурана" |
Долгое время во всех публикациях о полете "Бурана" упоминались запасные аэродромы, под грифами "на востоке" и "на западе" страны, на которые могли приземляться многоразовые орбитальные корабли в случае возникновения различных нештатных ситуаций на орбите, требующих срочной посадки.
Сейчас пришло время рассказать и об этой, до последнего времени скрытой от широкой общественности, большой части посадочного комплекса орбитального корабля (ОК) "Буран".
1. ВОСТОЧНЫЙ ЗАПАСНОЙ
АЭРОДРОМ (ХОРОЛЬ) За словами "восточный аэродром" скрывался запасной аэродром, расположенный в центральной части Приморского края (южнее озера Ханка, смотри карту), восточнее районного центра Хороль. Географические координаты центра ВПП: Задолго до начала реализации проекта создания
многоразового космического корабля "Буран"
аэродром имел для страны важное стратегическое
значение. |
|
Заводской номер | Дата приемки заказчиком | Тип | Место дислокации | Внешний вид |
65МРЦ105 | -.04.1965 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль |
|
65МРЦ205 | -.11.1965 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
65МРЦ206 | -.-.1965 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
65МРЦ207 | -.-.1965 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
65МРЦ208 | -.02.1966 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
65МРЦ301 | -.05.1966 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
65МРЦ302 | -.06.1966 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
65МРЦ303 | -.07.1966 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
308 | -.-.1967 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
309 | -.-.1967 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
402 | -.-.1967 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
403 | -.-.1967 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
404 | -.-.1967 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
405 | -.-.1967 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
407 | -.-.1967 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
410 | -.-.1968 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
501 | -.-.1968 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
502 | -.-.1968 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
503 | -.-.1968 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
508 | -.-.1969 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
509 | -.-.1969 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль | |
510 | -.-.1969 | Ту-95РЦ | 304 ОДРАП ВМФ Хороль |
Кроме того, на аэродроме базировались части морской авиации Тихоокеанского флота, эксплуатировавшие самолеты Ту-16 различных модификаций, а также истребители ПВО.
К первому полету "Бурана" аэродром подвергся серьезной реконструкции, причем основной объем работ был связан с оборудованием ВПП и установкой аппаратуры комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "ВЫМПЕЛ". Согласно одним источникам (смотри далее), комплекс был готов к работе уже к моменту первого запуска "Бурана" 15 ноября 1988 года; согласно другим (в частности, воспоминания участников разработки комплекса "ВЫМПЕЛ"), облеты комплекса самолетами-лабораториями не проводились вплоть до марта 1990 года. Очевидцы вспоминают, что аэродром к первому беспилотному полету "Бурана" готов не был. Была запущена практически вся аппаратура, кроме ТРЛК. Работали КДП-А и КДП УВД, поступала информация от ОРЛ и ПРЛ, работал АДРМ, маяки и дальномеры. Но запущена - это не введена в строй. Тем не менее, все участники работ уверены, что система была бы доведена до ума в любой разумный указанный срок - это точно, ВПТП было очень сильной командой - практически десятка два разработчиков, прошедших через самую ответственную часть байконуровских работ.
С запасным аэродромом в Хороле связана интересна деталь - как планировалось делать облеты оборудования "ВЫМПЕЛа", а тем более встречать ОК, если до Китая по прямой на запад порядка 75 км, особенно с учетом того, что ОК подходит к Хоролю с именно с запада?
Вот как упоминаются запасные аэродромы в военно-историческом труде "Военно-космические силы" (М., 1998, книга 2, стр. 124):
...К началу летных
испытаний МКС "Буран" готовились и в других
районах страны, далеко от космодрома. В середине
80-х годов на западе и на востоке нашей страны
начали развертываться запасные аэродромы для
обеспечения посадки и послеполетного
обслуживания орбитальног корабля "Буран".
Для решения этих задач были созданы два новых
измерительных пункта. Личный состав этих пунктов
совместно с представителями промышленности
осуществляли монтаж и ввод в эксплуатацию
сложного разбросанного на большой территории
технологического и специального оборудования. К
началу летных испытаний "Бурана" комплексы
посадочного оборудования "Вымпел" на
западном и восточном пунктах были введены в
строй. |
Сегодняшнее состояние аэродрома в Хороле красноречиво характеризует неприметные заметки в местной прессе:
Хорольские летчики отлетались?
(Комсомольская правда, середина декабря 2000 г.) |
Жил да был один Хороль... (интернет-газета
"Владивосток" за 16.11.2001, Светлана Жукова) |
Смотри также статью "Проблема северного завоза будет решена" в газете "Новые Известия" от 7 декабря 2002 года |
Смотри также статью "Космогараж для автопрома" во Владивостокской газете "Ежедневные новости" от 15 февраля 2005 года |
Отрывок из статьи Василия
Буслаева "В Хороле за шесть лет была продана всего одна таблетка Виагры",
опубликованной 27 февраля 2007 во Владивостокской газете "Ежедневные
новости" (N013): |
Смотри также статью "Судьба космического полустанка" во Владивостокской газете "Утро России" от 31 июля 2007 года |
Смотри также статью "Под Няндомой хранили апокалипсис. И строили полосу для "Бурана" в газете "Северный комсомолец" (г.Архангельск) от 10 августа 2007 года |
Западный запасной аэродром располагался на
Крымском полуострове, вблизи Симферополя, и имел
следующие характеристики: Магнитный курс 90, магнитное склонение 40
31' У нас нет достоверной информации о степени готовности западного запасного аэродрома к штатной работе к моменту первого полета "Бурана", однако по воспоминаниям разработчиков комплекса "ВЫМПЕЛ", в Симферополе могли быть использованы штатные средства (обзорный локатор- ОРЛ) существующей системы управления воздушным движением (УВД). Существовавший ОРЛ имел примерно те же характеристиками по темпу обзора и дальности, что и Е-511, но с другой ценой младшего разряда координатного сообщения. Программное обеспечение КДП-А позволяло работать с ОРЛ с разной ценой разряда. Во ВНИИРА КДП-А на последних этапах отрабатывалось на информации из Пулково, которая тоже поступала от ОРЛ, отличной от Е-511. А вот
как вспоминает
Космачевский Юрий Иванович, бывший
инженер-электронщик-настройщик, работник ПО "Гранит" (г. Москва), с апреля
1988 по январь 1991 года работавший на запасном
аэродроме посадки "Бурана" в г. Симферополе (объект "ЗАС" (запасной аэродром
- Симферополь): "...Мы являлись исполнителями монтажа
и запуска в опытную эксплуатацию системы "Вымпел".
На момент первого пуска на запасном аэродроме посадки
были полностью смонтированы, оттестированы и готовы к работе так называемая
"ближняя" и "дальняя" зоны посадки, состоявшие из аэродромного оборудования
- РД (ретрансляторы-дальномеры) и глиссадные маяки, а также ближней зоны (ретрансляторы-дальномеры,
6 объектов) и дальняя зона - два обзорных радиолокатора (в районе Евпатории
и в районе Белогорска). |
|
В то же время использование существовавших (штатных) посадочных локаторов (ПРЛ) аэродрома было невозможно, т.к. ПРЛ "Вымпела" несколько специфические. Их антены устанавливались на специальной платформе, которая позволяла работать на крутых "Бурановских" глиссадах. Платформа упоминается в главе 4 "Отчета" в пункте E-516. Далее из этого следует специфическая начинка кабин для "замеса" антен и платформы и выдачи этой объединенной информации на КДП-А. Справа представлена фотография западного запасного аэродрома, сделанная из космоса в 1985 г. |
Современное состояние (а точнее, запущенность) западного запасного
аэродрома описано в библиографии.
На сегодняшний день в Украине все, что касалось
ОК "Буран", полностью все ликвидировано.
Осталось только:
- рабочий ТРЛК (с. Молочное, возле Евпатории)
принадлежит Симферопольскому аэропорту;
- здание КДП (аэропорт пытается восстановить
после разграбления военными);
- 48 площадка (возле Качи) держат военные базу
отдыха.
При работе над разделом
"Запасные аэродромы для Бурана"
использованы материалы из:
1. Военно-исторического труда
"Военно-космические силы" (М., 1998, книга 2, стр.
124);
2. Заметка в региональном выпуске
"Комсомольской Правды", декабрь 2000;
3. Материалы (и воспоминания)
очевидцев и непосредственных участников работ
на запасных аэродромах;
4. Архивы web-мастера.
Web-мастер не несет
ответственности за достоверность информации,
представленной в данном разделе; мы также не
имеем никаких документальных подтверждений о
какой-либо "закрытости" (степеней
секретности) приводимых сведений.
Мы благодарим всех очевидцев и участников работ,
поделившихся с нами своими материалами и
воспоминаниями.
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru