"Буран" с экипажем на бортуИ.И.Бачурин. |
Чтобы лучше понять процесс
непосредственной подготовки экипажа к каждому
полету и процесс его выполнения, приведу мои
заметки, как командира корабля, о выполнении
одного из полетов на "Двойке" в октябре 1987
года.
"О предстоящем полете объявили за неделю.
Разработку задания закончили после
предварительного облета его режимов на стенде.
Составили планшетки. Распределили обязанности в
экипаже, отработали взаимодействие. На
пилотажном стенде выполнили несколько
тренировок строго по заданию с отработкой всех
нештатных ситуаций. Получили зачет. Накануне дня
полетов присутствовали на заседании
методического совета по определению готовности
к полету корабля, наземных средств и экипажа.
Доклады руководителей и специалистов
лаконичные. Вопросов к ним немного. Наземный
комплекс и корабль исправны. Экипаж готов к
выполнению предстоящего задания в полном объеме.
Председатель уточнил:
- Есть ли необходимость командиру выполнить
полет на Ту-154ЛЛ по данному заданию?
- Да, есть.
- Самолет готов?
- Готов.
- Полет выполнить после заседания методсовета.
Выполнили полет на самолете-лаборатории по
предстоящему заданию без замечаний. Прошли
тренаж в кабине корабля и выполнили
тренировочный запуск двигателей.
Ночевать остались на аэродроме в комнате отдыха,
так как полет назначен на раннее утро. Вечером о предстоящем полете не
говорили - наговорились за неделю. Утром
поочередно выглядываем в окно - как условия?
Обещали усиление ветра. Туалет, завтрак,
медицинский контроль. Ждем команду на выезд.
Мысленно в который раз, теперь по-крупному,
прокручиваю предстоящий полет. Ни за что не
зацепился, но рабочего состояния пока не ощущаю.
Через несколько минут звонок:
- У нас все готово. Автобус за вами вышел.
- Поняли, будем вовремя.
Одеваемся, выходим к автобусу. Ловлю ощущение
привычной приятной готовности выполнить полет.
Проехали мимо проходящей подготовку к полету
"Двойки" к стартовому домику. В помещении
все заняты, никаких признаков суеты. Проходим в
одну из комнат. Нам никто не надоедает.
Через минут пятнадцать
поступила команда: "Экипажу занять рабочие
места". Направляемся к трапу. Одинокий
оператор ведет съемку. В
тамбуре крытого трапа специалисты
помогают надеть индивидуальную парашютную
подвесную систему. На коленях пролезаем через
люк корабля в кабину экипажа. Занимаем рабочие
места. Специалисты покидают кабину, закрывают
люк. Пара самолетов сопровождения и видеосъемки
доложили о готовности. Нам разрешен запуск.
Во взаимодействии с механиком и пунктом
управления летным экспериментом (ПУЛЭ) проводим
подготовку к запуску, запуск и перевод систем
корабля в рабочее состояние. Специалисты на ПУЛЭ
контролируют прохождение команд на борту
корабля и в любой момент готовы нам помочь. Взлетают самолеты сопровождения и
видеосъемки. Отключаем наземные
источники питания и выруливаем на взлетную
полосу. На рулении самолет хорошо управляем,
торможение эффективное. Стараюсь запомнить
высоту до земли - непривычно высоко.
На полосе прогреваем двигатели. Самолеты
сопровождения и съемки занимают исходное
положение в воздухе, чтобы после взлета корабля
занять свое место рядом с нами. По команде
летчика самолета сопровождения выводим
двигатели на взлетный режим, проверяем параметры
двигателей и систем.
Начинаем разбег. На разбеге самолет устойчив,
хорошо управляем. Подъем носового колеса на
заданной скорости происходит практически без
запаздывания на отклонение ручки управления.
Отрыв. Плавно уменьшаю отклонение ручки, самолет
сохраняет заданный угол набора.
Доклад правого летчика, Алексея
Бородая:
- Убираю шасси.
- Температура второго и третьего двигателей
плавно подходит к ограничению.
Командир:
- Немного прибери, не превышай.
- Прибрал, температура стоит.
Хорошо, что справа сидит летчик, активно
включенный в контур управления кораблем, в
постоянной готовности разгрузить командира.
- Шасси убрано.
На режимах взлета характеристики устойчивости и
управляемости корабля мало отличаются от
характеристик, полученных на стенде. Самолет
"плотно сидит на ручке".
- На месте, - доклад летчика сопровождения.
Осматриваюсь - рядом заботливо стоит боевой
истребитель, и подальше - Ту-134, с которого ведут
съемку.
Предупреждаю летчика сопровождения и выполняю
ряд типовых маневров, применяемых в летных
испытаниях для определения характеристик.
Проверяю работу воздушного тормоза.
Высота заданная. Разворот для выхода в исходную
точку. Штурман ПУЛЭ четко дает наше место.
Исходная точка. Перевожу двигатели на малый газ.
Включаю автомат. "Двойка" охотно, даже
слишком, выполняет маневр по выходу на заданную
траекторию спуска. Контролируем
режим полета по крутой траектории
спуска, работу систем и воздушного тормоза.
Скорость расчетная. Самолет быстро приближается
к земле. Есть начало выравнивания. "Двойка"
плавно уменьшает скорость снижения. Шасси вышло.
Моя рука возле ручки управления кораблем. Неправда, что в автоматическом
режиме мы летаем сложа руки. Ту-154ЛЛ был бы
"разложен", не вмешайся в доли секунды в
управление Александр Щукин, когда в
одном из полетов в автоматике самолет
"клюнул" у самой земли.
Высота 200, 100, 50 метров.
Самолет на пологой глиссаде.
- Тридцать, двадцать метров, - помогает второй.
- Уходим, - отключаю автомат и увеличиваю
тягу двигателей. Второй летчик сложил воздушный
тормоз и отключил режим посадки. Повторный заход
в той же последовательности с включенным режимом
автоматического управления до полной остановки
корабля на ВПП.
- Высота десять, пять,
три, два, один метр. Касание, - докладывает летчик
сопровождения. - Есть тормозной парашют, - подтверждает правый летчик. Отклонение от осевой линии посадочной полосы не более двух метров. Пробег устойчивый. Рядом проходит истребитель сопровождения, завершая работу красивой горкой. Опускание носового колеса плавное. |
|
Торможение колес
эффективное. Автоматический сброс парашюта на
заданной скорости. "Двойка" останавливается
на полосе. Заруливаем на стоянку и после
выключения двигателей покидаем
рабочие места и сходим по трапу на землю. Корабль
обступили радостные рабочие, техники, инженеры,
руководители. С благодарностью смотрю
на тех, кто всю ночь проводил многочасовую
автоматизированную подготовку "Двойки" к
полету, и с внешней сдержанностью разделяю
понятное профессионалам счастье творческой
реализации каждого из них в совместном
достижении.
Затем разбор полета и наш отчет по заданию.
Руководитель испытаний называет дату очередного
полета".
И так же следующий полет. Все заново, с некоторыми
особенностями, но с той же тщательностью и
согласованностью, без единого отклонения от
программы подготовки корабля и экипажа.
А 15 ноября 1988 года мы видим на большом
экране в центре управления полетом, как наш
"Буран" плавно выполняет переход на пологую глиссаду и, уменьшая
вертикальную скорость, мягко касается
посадочной полосы. Выпускается тормозной
парашют, и орбитальный корабль останавливается
на осевой линии ВПП. Первый орбитальный полет
корабля в автоматическом режиме без экипажа на
борту завершен. Все как и в предшествовавших
полетах "Двойки".
Мы поздравляем друг друга, видим восторг
специалистов Центра управления полетом и гостей
и вспоминаем тех, кто не сможет разделить с нами
радость успеха. Двое из летчиков-испытателей
"Двойки", Толя Левченко и Саша Щукин, несколько месяцев не
дожили до этого дня. Но мы знаем: их вклад в
развитие авиации и космонавтики останется в
памяти тех, кто идет их путем.
Ноябрь 1988 года.
©Иван Бачурин 1997 .
Отработка
автоматической посадки на пилотируемом
аналоге "Бурана" БТС-002 ОК-ГЛИ в ЛИИ
им.М.Громова (г.Жуковский) |
Хотите
почувствовать себя командиром "Бурана"?
Видеозапись автоматической
посадки 15 ноября 1988 года видеокамерой,
установленной на линии взгляда командира
экипажа (правое рабочее место
РМ-1) |
|
Поскриптум.(Web-master): Материал для данной страницы
представляет собой сокращенный вариант
воспоминаний заслуженного летчика-испытателя
СССР И.И.Бачурина о полетах на аналоге
орбитального корабля "Буран" и самолетах -
летающих лабораториях. Полностью с этими
воспоминаниями можно познакомиться в книге "Авиационно-космические
системы", (сборник статей под ред. Г.Е.Лозино-Лозинского и
А.Г.Братухина, М.:Изд-во МАИ, тираж 3000 экз., 1997, 416
стр., ил.) |
Переход на: |
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2007
E-mail: buran@buran.ru