Финансовая Россия (Москва)
6 февраля 2003 года, N004

"Columbia" разделила участь "Бурана"

Кто погубил проект российского космического челнока

В прошлую субботу, первый день февраля 2003 года, на глазах у сотен тысяч телезрителей взорвался американский космический корабль "Columbia". Вместе с ним погибли семеро членов экипажа. Это вторая по масштабам космическая катастрофа в истории американской космонавтики после трагедии "Challenger" в 1986 году. Причины последней катастрофы американского челнока предстоит в скором времени установить официальной комиссии NASA, однако уже сейчас многие эксперты высказываются в пользу версии о технической аварии.

Сразу же после отрыва корабля от земли левое крыло шаттла повредил оторвавшийся кусок обшивки внешнего топливного бака. И именно в левом крыле челнока при посадке отказали термодатчики, о чем за несколько секунд до аварии экипаж доложил наблюдателям из центра управления полетом. Как признаются сами специалисты NASA, в СССР при подготовке к запуску аналогичных космических кораблей меры безопасности соблюдались значительно строже. Кроме того, уникальная система керамической термозащиты "Бурана" была одним из главных достоинств проекта и гордостью создателей российского челнока. Но использовать российский опыт для усовершенствования американских челноков в силу причин политического свойства в свое время не удалось.

Так или иначе "Challenger" и "Columbia" постигла та же участь, что была уготована "Бурану". Разными были только причины, повлекшие трагедии и отбросившие человечество на добрых три десятка лет назад в освоении космоса...

Прерванный полет

Летом 2001 года был объявлен один из многочисленных в то время онлайновых аукционов в Интернете - еВау. На нем была выставлена модель корабля многоразового использования "Буран" - советский космический аппарат "Бор-5".

Аппараты этой модели совершили несколько суборбитальных полетов для изучения аэродинамических характеристик российского челнока, тепловых и акустических нагрузок. Если верить американцу Д.Шульцу, он предлагал на продажу один из подлинных образцов "Бор-5", поднимавшихся в 1988 году на высоту 210 километров. Стартовая цена лота была определена в размере $550 тыс. Однако приобрести восьмикратно уменьшенную копию российского "Бурана", совершившего свой первый и последний полет 15 ноября 1988 года, никто даже не попытался. Если "Буран" в конечном счете оказался не нужен даже своим создателям, стоит ли удивляться отсутствию интереса к нему на виртуальном рынке.

Разработка российского (вернее, советского) проекта космического челнока обошлась, по некоторым данным, в $15 млрд. Именно столько составлял в 1988 году официальный военный бюджет СССР. Вскоре после успешного старта и приземления "Бурана" правительственным постановлением финансирование программы "Энергия - Буран" было прекращено, на проекте поставлен крест. Один из трех достроенных "Буранов", использовавшийся для моделирования полета российского "челнока", превращен в аттракцион в московском парке Горького - полетать на нем могут все желающие. Удовольствие стоит недорого - около 100 рублей. Еще один "Буран" пылится в одном из ангаров Байконура. Судьба третьего не известна.

Шпионские страсти

В 1975 году министр обороны СССР Дмитрий Устинов изучил секретные документы, попавшие в распоряжение Главного разведывательного управления Генерального штаба. Документы касались перспективных разработок американской системы "Space Shuttle" -"космический челнок". Тактико-технические характеристики, схемы и фотографии свидетельствовали о том, что американцы приступили к разработке принципиально нового сверхсекретного оружия. Материалы были незамедлительно направлены на экспертизу в военные исследовательские институты. Ученые подтвердили: американцы задумали создание космического корабля многоразового использования, способного нести ядерные заряды и атаковать ими территорию СССР из любой точки околоземного пространства, недоступного для отечественных средств раннего оповещения и перехвата.

После проверки достоверности секретных документов была подготовлена докладная записка Леониду Брежневу, а Устинов выступил с докладом на Политбюро. Стало ясно, что для поддержания военно-стратегического паритета нужно было срочно создавать аналогичную систему. Правительственное постановление о создании многоразовой космической системы (МКС) было подготовлено в феврале 1976 года. Заказчиком проекта было определено Министерство обороны, головным предприятием-изготовителем - НПО "Энергия". И уже осенью 1976 года лично министр обороны СССР подписал техническое задание на создание многоразовой космической системы 1К11К25 с секретным названием "Буран".

Страшилка в образе неуязвимого для средств ПРО американского шаттла подействовала на Политбюро безотказно. "Буран" с подачи высшего генералитета конструировался как космический корабль военно-стратегического назначения. Хотя еще в сентябре 1969 года НАСА опубликовало доклад "Следующее десятилетие Америки в космосе", в котором открыто говорилось о создании в ближайшие годы "интегрированного аппарата для запуска и возвращения". В это же время НАСА заключило и первые контракты на исследование вариантов разработки космического челнока. О чем в американской печати также появились соответствующие сообщения. Первый пилотируемый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года. Фактически мы на семь лет отставали от американцев в разработке "секретного оружия", о котором потенциальный противник публиковал в печати открытые доклады.

Внешне "Буран" как две капли воды похож на американский шаттл. В свое время злые языки не без оснований утверждали, что наши просто срисовали "Буран" с американского аналога. Доля истины в этом, вероятно, есть. Разведки обеих стран не сидели сложа руки. И если советской резидентуре удалось в свое время добыть часть материалов по шаттлу, это не повредило ни обороноспособности, ни экономике страны в целом. Главный конструктор "Бурана", генеральный директор НПО "Молния" Глеб Лозино-Лозинский как-то признался, что "по термозащите у нас никакой информации не было. Мы знали только, из чего делать плитки (для термозащиты корпуса "Бурана". - Авт.), а как - понятия не имели". Это и многое другое разработчикам "Бурана" пришлось делать самостоятельно. Американцы, например, опубликовали весовые параметры шаттла. По отдельным узлам все совпадало, а в общей сумме цифры не сходились. Ясно, что какая-то информация умышленно замалчивалась.

В ходе разработки проекта советскими учеными и конструкторами было сделано около 400 научных открытий и изобретений, которые и по сей день используются в различных отраслях. Над программой работало около 1,5 млн человек, было задействовано более полутора тысяч НИИ и отраслевых предприятий. К параллельным исследованиям советских конструкторов американцы относились с большим вниманием и серьезностью. Когда работа над системой "Энергия - Буран" была в полном разгаре, американцы захватили остров Диего Гарсия в Индийском океане и поставили там базу слежения за космическим пространством. Для чего? Дело в том, что после старта "Буран" должен был подлетать к Америке с той стороны, где у американцев не действует система ПРО, и в принципе с первого полувитка мог нанести ядерный удар по США.

Игра в "догонялки"

Все работы по проекту "Буран" велись в страшной спешке, с многочисленными изменениями и дополнениями, "шараханиями" от одного направления к другому. Наивный тезис, положенный в основу поставленной задачи, по сути, отражал идеологию "башмачной" политики устрашения Никиты Хрущева: "Догнать и перегнать!" Сроки завершения работ откладывались десятки раз, и на каждую отсрочку издавалось специальное постановление ЦК КПСС и Совмина. Никто, однако, не задумывался над ответом на простой вопрос: для каких целей создается "Буран"?

Внятной схемы стратегического использования системы от военных так и не дождались. Потому что ее просто не было. И не могло быть. Длительная предстартовая подготовка "Бурана", сложность и невысокая надежность самого запуска не позволяли отнести систему к оружию "быстрого реагирования". Другое дело, что на орбите с помощью "Буранов" можно было создать космические базы "быстрого реагирования". Однако, по мнению авторитетного специалиста по космическим исследованиям Константина Феоктистова, подъем грузов на орбиту с помощью "Буранов" обходится в 10-40 раз дороже, чем при использовании одноразовых ракетоносителей "Протон" и "Союз". И тем не менее 15 ноября 1988 года ценой неимоверных усилий мы догнали и в чем-то даже перегнали американцев. Только стоила ли овчинка выделки?

Первый и последний полет "Бурана", несмотря на всю сложность вывода корабля на орбиту и его спуска, проходил полностью в автоматическом режиме. Этого американцам не удалось добиться до сих пор. Отклонение по осевой линии при посадке не превысило 3 метров, в поперечнике - не более 1 метра. При катастрофическом отставании СССР в области компьютерных технологий и средств автоматики это был умопомрачительный успех. Фактически "Буран" взлетел при помощи топора и "чьей-то матери".

Проект разрабатывался по отличному от американской программы пути. В НПО "Энергия" уже к 1987 году построили ракету-носитель первой ступени "Энергия", в НПО "Молния" конструировался собственно космолет "Буран", который "Энергия" и должна была вывести на орбиту. В результате был построен универсальный ракетоноситель, способный поднять на орбиту кроме "Бурана" любой груз весом до 100 тонн. Американцы до сих пор не имеют такой системы. Однако их носители в отличие от "Энергии" пригодны для повторного полета. Стоимость вывода 1 килограмма полезного груза на низкую орбиту с помощью "Энергии" (по данным исследований Стэнфордского института, США) составляет $1,25, с использованием ракеты-носителя "Протон" - $3,25. Подъем килограмма полезного груза американским челноком обходится в $42,55. Хорошая иллюстрация к разнице годовых объемов ВВП США и России - у нас ВВП в 40 раз меньше, чем у американцев. Что позволено Юпитеру, не позволено быку...

комментарий web-мастера: здесь автор статьи некорректно использовал данные с нашего сайта: стоимость вывода 1 килограмма полезного груза на низкую орбиту с помощью "Энергии" (по данным исследований Стэнфордского института, США) составляет $1250; соответственно и все другие приведенные стоимости вывода 1 кг полезного груза на низкую орбиту ИСЗ приведены в $тыс.

По мнению одного из создателей "Бурана", американцы занимаются одновременно и шаттлами, и обычными ракетоносителями, "потому что они богаче нас".

Вместо панихиды

Среди специалистов по космическим исследованиям бытует мнение, что космические челноки - тупиковая ветвь космонавтики. Однако, несмотря на критику проекта "Энергия - Буран", который закончился фактически полным провалом, большинство российских ученых и конструкторов считают, что будущее, безусловно, за космическими челноками.

Один из специалистов Росавиакосмоса, пожелавший остаться неизвестным, заметил в беседе с корреспондентом "ФР":
- "Буран" просто опередил свое время. Мы не имеем сегодня в космосе таких задач, которые в состоянии выполнять наш челнок. И денег на это у нас немного. Ну что вы вцепились в этот "Буран", пишите лучше о нашей многоцелевой авиакосмической системе "МАКС", сделайте интервью с руководителем агентства...

комментарий web-мастера: вызывает большое сомнение приписанная "специалисту Росавиакосмоса" реплика о МАКСе, зная негативное отношение РАКА к этому проекту. Тем более что и к МАКСу можно применить основные тезисы, используемые в отношении "Бурана" - "...космический корабль военно-стратегического назначения" и "отсутствие денег".

Подход к решению ключевых проблем экономики российским чиновникам достался в наследство от советских. Удивительного в этом немного. Американцы вбухали кучу денег в челноки - ими и занимаются. Мы потратили не меньше - и забыли о них. Военные были авторами идеи, они же и похоронили проект в 1994 году, когда распоряжением Бориса Ельцина было официально закрыто финансирование работ. Объяснение примитивное - "Буран" не может реально решить ни одну из прикладных задач российской космонавтики. Что касается перспективных исследований космоса, развития науки и стратегических технологий, то многие считают, что нам сегодня не до них. В России нет желающих выкладывать миллиарды долларов за кота в мешке - радикальному прагматизму мы сумели у американцев научиться. Будем строить космические корабли топорами и летать на "Буране" в парке имени Горького. Так спокойнее и намного дешевле. Да и хлопот никаких с выяснением, кто конкретно и по какому праву похоронил уникальный космический проект стоимостью $15 млрд.

Александр КРИВЦОВ


Еще совсем недавно "Columbia" (слева) и "Буран" обеспечивали стратегический паритет СССР и США.

mtkkman.gif (70263 bytes)


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru