По Ярославке
31 мая 2002 года,
N18
Неизвестный "Буран" вокруг "Энергии"
Как
мы уже сообщали в предыдущем номере газеты, 15 мая в Политехническом музее
состоялась встреча участников создания и первого пуска ракеты-носителя
"Энергия", посвященная пятнадцатой годовщине этого выдающегося достижения
отечественной и мировой инженерной мысли.
Достаточно сказать, что за прошедшие с тех пор годы ни одна из космических
держав мира не реализовала проект, хотя бы в какой-то мере сопоставимый по своим
характеристикам с показателями "Энергии".
Споры о целесообразности последовавшего прекращения финансирования проекта
"Энергия-Буран" идут до сих пор. Да, в определенной мере можно говорить, что
этот проект был детищем "холодной войны", соперничества двух космических
сверхдержав. Можно говорить, что он значительно опередил потребности страны по
выведению полезной нагрузки на орбиту и тем самым опередил время. Но об
инженерной стороне этого проекта, безусловно, можно говорить как о выдающемся
достижении.
Наш корреспондент Александр ЛОКТЕВ побеседовал с руководителем подготовки и
пуска ракето-носителя "Энергия" и универсальной ракетно-космической транспортной
системы "Энергия-Буран", доктором технических наук, генерал-майором запаса
Владимиром ГУДИЛИНЫМ.
- Владимир Евгеньевич, в сообщении ТАСС о
начале летно-конструкторских испытаний новой мощной универсальной
ракеты-носителя "Энергия" отмечалось, что "в процессе старта и полета
ракеты-носителя подтверждена правильность выбранных инженерно-конструкторских
решений, высокая надежность ее конструкции, двигателей обеих ступеней и систем
управления, оборудование и аппаратура стартового комплекса работали нормально".
Понятно, что сказанное - итог весьма масштабных работ. Что бы Вы отметили для
читателей в качестве самого главного?
- К обычным элементам экспериментальной испытательной базы полигона (стартовый
комплекс; технические позиции космического аппарата, ракеты-носителя;
заправочно-нейтрализационная станция) добавились новые объекты (универсальный
испытательный стенд, посадочный комплекс орбитального корабля, площадка огневых
комплексных испытаний орбитального корабля, монтажно-заправочный комплекс).
Здесь же следует сказать о применении нового компонента ракетного топлива -
водорода, новых материалов и веществ, технологий проведения испытаний,
подготовки и запуска, послеполетного обслуживания ракеты-носителя и орбитального
корабля.
Приведу некоторые данные. Одновременные запасы водорода на стартовом комплексе и
испытательном стенде составляли 720 тонн. Можете себе представить, что это такое
с точки зрения обеспечения безопасности при транспортировке и хранении водорода,
заправке им ракеты-носителя!
Одна только система охлаждения лотка на испытательном стенде имела суммарную
мощность электродвигателей 22,5 мегаватт и давала секундный расход воды при
проведении огневых испытаний двигательных установок ракеты-носителя 20
кубических метров в секунду - это практически три реки Сырдарьи!
Суммарные же потребности электрической мощности составляли около 150 мегаватт, а
общие запасы воды на комплексе оценивались в 35000 кубических метров. Это можно
себе представить в виде "кубика" со стороной более десятиэтажного дома!
Железнодорожные пути и разгрузочные площадки должны были обеспечить прием и
разгрузку до ста вагонов в сутки с топливом и технологическим оборудованием.
Комплекс измерений пристартового района обеспечивал прием, обработку и передачу
около 40000 быстро- и медленноменяющихся параметров.
- Насколько гладко шла подготовка?
- Я погрешил бы против истины, если бы ответил, что гладко. При запуске
двигательной установки центрального блока вышел из строя насос жидкого водорода
одного из двигателей. Система аварийной защиты ракеты-носителя отключила
двигатель через 2,58 секунды после его запуска и тем исключила взрыв изделия, в
баках которого находились 100 тонн жидкого водорода и 650 тонн жидкого
кислорода.
Надо отметить, что затем, впервые в практике полигонных испытаний, были
выполнены ремонтно-восстановительные работы на кислородно-водородном двигателе
без съема изделия с пускового устройства, что подтвердило многоразовость
использования двигателя, его ремонтопригодность, а также высокую квалификацию
личного состава боевого расчета.
На втором запуске двигательная установка отработала 390 секунд без замечаний.
Позднее случился и крайне неприятный отказ системы охлаждения лотка: в момент
одновременного запуска восьми насосов (мощностью 1600 киловатт каждый) произошел
гидравлический удар в системе, приведший к разрыву болтов на нескольких
фланцевых соединениях, и около 4000 кубических метров воды затопили сооружение.
В сложных условиях эта неисправность была устранена, система приведена в рабочее
состояние, вода из сооружения откачана, высоковольтное оборудование
восстановлено. По результатам повторных испытаний система была допущена к
работе.
В этот же период отказы сопровождали испытания комплекса автоматического
управления. Вспоминается характерный случай, когда при очередных испытаниях
комплекса отказала бортовая вычислительная машина. Такой отказ при запуске
ракеты-носителя имел бы катастрофические последствия, так как приводил к
неуправляемому полету с последующим разрушением, взрывом и падением в
непредсказуемом районе, включая стартовый комплекс и населенные пункты.
- Как разворачивались события дальше?
- К этому времени Главный конструктор РН "Энергия" Борис
Губанов выдвинул идею запустить стендовый образец ракеты. Возможность
летного испытания стендового образца обосновывалась степенью отработанности
конструкции, системы управления, двигательных установок и других составных
частей. Эта идея в начале не нашла поддержку у Генерального конструктора
многоразовой космической системы, академика Валентина
Глушко, и только благодаря руководству Министерства общего машиностроения, в
частности, министра Олега Бакланова и его заместителя Олега Шишкина, эта идея
получила право на жизнь при очень детальном и тщательном рассмотрении вопросов
безопасности комиссией Академии наук и комиссией ЦНИИМАШ. В то же время, Главное
управление космических средств в лице его начальника генерал-полковника
Александра Максимова с осторожностью отнеслось к этому предложению.
Как бы то ни было, но, начиная с 18 ноября 1986 года, стендовое изделие
готовилось к летным испытаниям, а 11 февраля следующего года оно было
установлено на стенд. Нужно сказать, что погода не благоприятствовала проведению
испытаний: мокрый снег и метели в феврале сменились мартовскими проливными
дождями. На рельефе комплекса образовались целые озера, грозившие сооружениям
затоплением. Тем не менее, к концу марта 1987 года первые два этапа испытаний
"Энергии" были закончены и получены положительные результаты, позволившие
принять решение о подготовке ракеты к пуску в соответствии с программой летных
испытаний.
Пришло время формировать боевой расчет подготовки и
пуска ракеты-носителя "Энергия". Начальник ГУКОС, генерал-полковник Александр
Максимов занял осторожную позицию и хотел, чтобы проведение пуска было поручено
боевому расчету из представителей промышленности.
Пришлось проявить настойчивость, чтобы эта работа выполнялась совместными
боевыми расчетами. Председатель Государственной
комиссии по летным испытаниям ракеты-носителя "Энергия", Министр общего
машиностроения Олег Бакланов поддержал такое решение и первым поставил
утверждающую подпись на титульном листе списка боевого
расчета, тем самым определив степень ответственности каждого исполнителя.
Был проведен глубокий анализ пятисот возможных аварийных ситуаций и последствий
от их наступления, разработан комплекс мер по обеспечению безопасности работ, а
личный состав подготовлен к действиям в условиях аварийных ситуаций.
- Похоже, предусмотрели все, что могли?
- Все, да не совсем. Подготовка к запуску весьма осложнялась не относящимися к
технике обстоятельствами - в этот период полигон посетили высокие гости: сначала
Министр обороны СССР, маршал Советского Союза С.Л.Соколов, а затем,
непосредственно перед самым запуском, генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев
(11-13 мая 1987 года).
Об этом посещении следует говорить особо, потому что с ним связано много
общественных и личных событий. Но одно следует отметить: уже тогда в действиях и
личности "главного архитектора" перестройки проявились черты, приведшие, в
конечном счете, к развалу СССР, экономики, национальным
трагедиям.
Его "талант" и способность ничего не знать, ни за что не отвечать вылились в
отказ присутствовать на пуске ракеты-носителя "Энергия", несмотря на просьбы
председателя Государственной комиссии О.Бакланова, Главного конструктора
ракеты-носителя Б.Губанова и мою от имени личного
состава боевого расчета.
Следует иметь в виду следующие обстоятельства достаточно равнодушного, если не
сказать большего, отношения М.С.Горбачева к пуску "Энергии". В сентябре 1986 в
городе Рейкъявике состоялась встреча М.С.Горбачева с тогдашним президентом США
Р.Рейганом, на которой было принято решение о демилитаризации космического
пространства. При запуске же "Энергии" в качестве полезной нагрузки
предусматривался космический аппарат "Скиф-ДМ"
(демонстрационная модель), с использованием бортовой аппаратуры которого был
запланирован ряд технических экспериментов по противодействию американской
стратегической оборонной инициативе.
При обсуждении задач на запуск "Скиф-ДМ" и после доклада
Председателя Государственной комиссии Олега Бакланова в ЦК КПСС эти эксперименты
были запрещены. Но в любом случае успешный запуск "Энергии" с полезной нагрузкой
в виде демонстрационного макета "Скиф-ДМ" мог быть
воспринят американской стороной как дальнейший крупный шаг в использовании
космического пространства для военных целей, чего в силу своего стремления в мир
"общечеловеческих ценностей" М.С.Горбачев не хотел.
- С тем и отбыл?
- После отбытия высоких гостей начались технологические операции по заправке
ракеты и ее запуску. Государственная комиссия поручила запустить ракету
начальнику научно-испытательного управления полигона
В.Е.Гудилину и техническим руководителям Б.И.Губанову
и В.М.Караштину.
- Итак, последние операции перед пуском...
- Я бы отметил спокойную, деловую, слаженную работу боевого расчета, точность
выполнения всех операций, хорошее взаимодействие со службами и подразделениями
полигона. И на этом фоне - два момента, которые вызвали тревогу у присутствующих
на пуске членов Государственной комиссии и руководства запуском.
Сначала не открылся дренажный клапан водородного бака в начале его водородной
подготовки. Благодаря грамотным действиям операторов автоматизированной системы
испытательного стенда С.А.Сопова и С.А.Соловьева неисправность была устранена, и
работы продолжились.
Затем, за 30 секунд до запуска двигателей, отказала все та же система охлаждения
лотка. Отказ уже не мог быть устранен, и пришлось идти на запуск без этой
системы, учитывая результаты предварительного анализа соответствующей нештатной
ситуации. Успешный запуск подтвердил правильность такого решения. Задачи первого
пуска ракеты-носителя "Энергия", имеющей вес 2250 тонн и общую тягу двигателей
около 3600 тонн, были выполнены полностью, хотя из-за нештатной работы бортовых
систем демонстрационный макет "Скиф-ДМ" на заданную
орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана.
- И какой же был "импульс последействия"
там, наверху?
- Успех был воспринят неоднозначно различными уровнями руководства: если одни
считали его следствием огромного, целенаправленного труда многочисленных
коллективов войсковых частей и предприятий промышленности, то другие - чистой
удачей и большой долей случайности.
Так или иначе, но в повестку дня встал вопрос о проведении необходимых работ для
подготовки, запуска и посадки в автоматическом режиме орбитального корабля
"Буран".
Но это, как говорится, уже из другой оперы, премьера которой состоялась 15
ноября 1988 года, то есть спустя полтора года после запуска ракеты-носителя
"Энергия".
- Благодарю вас за беседу. Надеюсь, что к 15-летию полета "Бурана" вы расскажете читателям газеты "По Ярославке" о тех, не менее драматических, событиях.
Смотри также:
энциклопедический
труд В.Е.Гудилина и Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история,
развитие, перспективы";
интервью В.Е.Гудилина "Неизвестный "Буран" вокруг
"Энергии" в газете "По Ярославке".
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru