Красная звезда
15 декабря 1988 года
Чем дальше человек проникает в глубины космоса, чем масштабнее и дерзновеннее становятся его замыслы, тем яснее обозначается жизненная необходимость в международных усилиях для освоения безбрежного океана Вселенной. Сегодня мы знаем, сколь дорогостоящи эксперименты и исследования в космосе. Но довольно точно представляем себе и ту отдачу, которую они сулят. Особенно когда они ведутся сообща, усилиями многих стран.
Конечно же, ведущие державы мира, которые первыми ступили на путь использования космоса в интересах науки и практики, имеют свои национальные программы. И это естественно. За ними тянутся и другие. Мотивы самые разные. Как .заявил журналистам один из руководителей Национального центра космических исследований Франции (КНЕС) Фредерик д’Аллест, "наши программы менее масштабны, чем советские или американские, но тем не менее их проведение в жизнь создаст условия для приобретения определенного опыта и автономии в области исследования космоса для стран - членов Европейского космического агентства".
К таким проектам относятся конструирование и создание ракеты-носителя "Ариан-5" (полезный груз, который она сможет доставлять на разновысокие орбиты, колеблется от 6 до 20 тонн), космического корабля "Гермес" и участие в американской программе создания орбитальной космической станции (кодовое название проекта "Колумбус"). Львиная доля ассигнований в рамках Европейского космического агентства ложится на плечи Франции и ФРГ.
Исследования в области создания воздушно-космического самолета во Франции были начаты еще в начале 80-х годов. Прорабатывалась схема двухступенчатого летательного аппарата с вертикальным стартом, запускаемого ракетой "Ариан-5". Работы велись медленно как по причинам недостаточного финансирования, так и "крепости самого орешка, который предстояло разгрызть", писала французская газета "Монд". Возникло предложение создать макет "Гермеса" в масштабе 1:4 (проект "Майя"), чтобы облегчить и ускорить предварительные исследования. Однако каждое новое решение воспринималось с большой осторожностью.
- Нам придется поломать голову, если мы хотим, чтобы "Гермес" взлетел в приемлемый срок, - убеждал своих коллег д' Аллест и предлагал как можно скорее определить, какие промышленные группы получат наиболее ответственные заказы. Именно тогда в число ведущих выделилась "Аэроспасьяль" и "Авьон Марсель Дассо-Бреге авиасьен".
Итак, Франция вступила не на легкий путь, чтобы вывести на околоземную орбиту высотой 400 км и наклонением 28,5° воздушно-космический корабль массой 9-11 тонн. Предполагается, что полезный груз, доставляемый в космос, составит 5,5 тонны в беспилотном варианте и 4,5 тонны, если пилотировать корабль будет, экипаж из трех человек.
Длина аппарата 17.9, высота 5.1, размах крыла (угол стреловидности 74° ) 10.2 метра. Пилотская кабина "Гермеса" напоминает кабину пассажирского самолета А-320 (объем 25 кубических метров). Ресурс корабля предварительно оценивается в 30 полетов.
И хотя "Гермес" начнет полеты лишь через десять лет, в сравнении с "Бураном" он сильно проигрывает. Общая длина советского корабля многоразового использования 36,4 метра, высота на стоянке 16,5 метра, размах крыльев около 24 метров. Пилотская кабина способна вместить экипаж численностью 2-4 человека и 6 пассажиров. Объем герметической кабины более 70 кубических метров. Грузовой отсек "Бурана" под стать вместительному железнодорожному вагону и может брать груз массой до 30 тонн. В десять раз больше (105 тонн) и стартовая масса нашего корабля. Высота опорной орбиты "Бурана" 250 км, рабочей - 450 км. В случае необходимости он сможет подниматься на высоту 800-1.000 км.
У каждой страны свои возможности, свой опыт, свои планы. Советский Союз видит в исследованиях космоса огромные перспективы для решения чисто земных нужд. И если бы в этой области осуществлялось широкое международное сотрудничество, то выиграла бы от этого не только Европа, а все человечество. Хотелось бы верить, что у руководителей ведущих западных стран хватит здравого смысла для того, чтобы остановить попытки милитаризации космоса и превратить его в арену широкого сотрудничества в интересах мира и прогресса.
Что касается совместимости кораблей "Гермес" с орбитальными станциями типа "Мир", то возможностей здесь предостаточно, а перспективы сотрудничества в области космоса самые радужные. Подтверждением тому и нынешний советско-французский космический полет.
Полковник М.РЕБРОВ.
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru