|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Сельская жизнь
(г.Москва)
Космос - это работа
Полеты в космос сегодня - обыденное дело. Наряду с профессионалами в космос летают уже и туристы. Сегодня мало кто помнит, что российские журналисты первыми двадцать с лишним лет назад боролись за место в космическом аппарате. В апреле 1989 года была создана космическая комиссия Союза журналистов, цель которой - "предложить кандидатуры журналистов для подготовки к космическому полету". Объявили творческий конкурс, на который откликнулось около тысячи журналистов. Сито первого тура прошли чуть больше двадцати. Меня ждала командировка на Байконур. В памяти на всю жизнь осталось присутствие при запуске в космос "Союз ТМ-8", знакомство с "Бураном", разговор с создателями ракеты-носителя "Энергия" и Иваном Григорьевичем Борисенко, вручавшим удостоверение космонавта Юрию Гагарину... Многое, очень многое хранит память. И неопубликованную рукопись, отрывки из которой предлагаются вашему вниманию.
МНОГИЕ ВИДЕЛИ по телевизору эпизод транспортировки к месту старта ракетно-космического комплекса. К сожалению, экран не может полностью отразить всю зрелищность этой захватывающей картины. Утром 4 сентября 1989 года мы были буквально поражены увиденным. Ровно в 7 часов (в Москве было 5) появилась платформа. Ракетно-космический комплекс был полон того изящества, которое стирает грани между машиной и произведением искусства.
Гагаринский старт Платформа не спеша двигалась к площадке, мимо панно с буквами "Гагаринский старт". Именно отсюда в 1961 году поднялся в космос знаменитый "Восток" с Юрием Гагариным на борту. Над щербатыми песками молчаливой и бесконечной пустыни вставал огненный диск солнца. В 7 часов 50 минут ракету устанавливают в вертикальное положение. Поднявшееся солнце освещает ее яркими лучами. И все вместе - и бетонка, на которой стоишь, и люди, и все созданное ими - кажется единым живым организмом, могучим и удивительно прекрасным. Душа наполняется каким-то необъяснимым чувством гордости. Это чувство не покидало меня, и когда я осматривал на космодроме Байконур домики Сергея Павловича Королева и Юрия Алексеевича Гагарина, когда знакомился с "Бураном", разговаривал с создателями ракеты-носителя "Энергия"... Накануне познакомился с Иваном Григорьевичем Борисенко - первым заместителем председателя Федерации космонавтики СССР, спортивным комиссаром ФАИ, судьей международной категории по космическим полетам. Оказалось, родился и вырос я в тех местах, где прошли детские и юношеские годы Ивана Григорьевича. На Байконуре Борисенко с конца 1950-х знаком со всеми космонавтами, он вручал удостоверение космонавта Юрию Гагарину.
Знакомство с Иваном Григорьевичем затем помогло в работе: он давал необходимые разъяснения, вспоминал различные эпизоды своей службы и работы. Рассказал, что четыре деревянных домика, два из которых превратились в музеи, были построены в 1956 году для главных конструкторов. В одном из них провел ночь перед стартом Юрий Гагарин. Домик небольшой: коридор, комната космонавта, комната врача. Скромная обстановка, ничего лишнего. Чуть получше обстановка в домике Королева. Правда, сегодня она многим покажется бедной. Во время осмотра домика Иван Григорьевич Борисенко вспоминает, каким ему запомнился генеральный конструктор: "Королев очень волевой был, энергичный. Кто работал, тот его не боялся. А еще был очень строг, принципиален и настойчив".
...И вновь - дорога. На этот раз в цех, где находится "Буран". Помните, как все мы ждали полета этого корабля? Американцы отправляли на орбиту "Шаттлы", а мы... И вот, наконец, 15 ноября 1988 года - сообщение ТАСС о запуске советского корабля многоразового использования. В цехе нам предоставили полную свободу действий. Ходи везде, смотри, спрашивай. Одного лишь опасались инженеры и сопровождавшие нас представители космодрома: чтобы никто случайно не сорвался с головокружительной высоты. В цехе мы увидели два "Бурана" и два технологических макета. А потом побеседовали с заместителем главного инженера по подготовке и производству "Бурана" и ракеты "Энергия" В. Чистяковым: - Вадим Викторович, сколько всего у нас будет "Буранов"? - Всего будет три. - А я где-то слышал, что пять. - Пять - это, видимо, имели в виду и два технологических "Бурана", на них мы отрабатывали различную методику перед полетом в космос. Сейчас, когда наш первый "Буран" прошел первый цикл испытаний, острая необходимость в них уменьшилась. Но для совершенствования различных работ они еще нужны.
- Какова стоимость "Бурана"? - Трудно так сразу ответить. Она ведь состоит из затрат, которые идут на строительство, технологию, испытание... - Вы сказали, что у нас будет три "Бурана". Они все пилотируемые? - Нет. Вот этот, что перед вами, - беспилотный. Сейчас на нем идут профилактические работы, проводятся исследования теплозащитного покрытия, приборов. Створки грузового отсека открыты, вы можете посмотреть, что внутри корабля. А остальные машины будут исполнены в пилотируемом варианте. - Различия между беспилотной и пилотной машиной большие? - Различия, естественно, большие. Должна быть система жизнеобеспечения космонавтов, изменится аппаратурная организация в кабине. Но по размерам машины будут одинаковые. - Каковы тактико-технические характеристики "Бурана"? - Диаметр корабля - 7,7 метра, длина - 36 метров, размах крыльев - 24 метра. Вес - 87-90 тонн, максимальный - 105 тонн. Теплозащитное покрытие состоит из 39 тысяч плиток. Вес всех плиток, если их собрать вместе, около 9 тонн. Размер грузового отсека - 16 метров, диаметр - 5,6 метра. Двигателей всего 38. Два из них используется для орбитального маневрирования, для выдачи тормозного импульса на спуск...
И здесь, в цехе, где находились "Бураны", многих журналистов интересовал вопрос: когда в космос отправится следующий "Буран"? Ответ был однозначный: полет запланирован на 1991 год. И выведет корабль на орбиту ракета-носитель "Энергия". ...Больше часа мы пробыли в МИКе. Смотрели, слушали... С гордостью говорили рабочие о том, что двигатели, которые они собирают, самые мощные в мире, что "Энергия" не имеет аналогов. И с грустью показывали на пустые стапели: загрузка, особенно на втором пролете, очень слабая.
Лужа в степи - Зажигание! - Кислород! - Предварительная! - Промежуточная! - Прошел контакт подъема! От ракетного грома содрогается ночь. Оглушительный гул, дрожащая, как при землетрясении, степь. Пламя вытянулось, пожелтело: корабль уходит в ночной рассвет. Над стартом четко звучат команды. Через 520 секунд полета происходит отделение корабля от ракеты-носителя, и в череду различных докладов врывается спокойный голос командира "Союз ТМ-8" летчика-космонавта А. Викторенко: "Прекрасно отработала ракета, выведение очень мягкое. И контакт отделения сегодня хороший был..." На экране монитора видны лица спокойных парней с замечательным позывным - "Витязи". ...Около четырех часов, но никто из наблюдавших старт не расходится. Итальянские журналисты фотографируются на память с генерал-лейтенантом В.Шаталовым, наши окружили начальника политотдела космодрома генерал-майора А.Науд-жюнаса. Кстати, железнодорожная платформа, на которой космический корабль "Союз ТМ-8" везли на старт, была облеплена рекламой московского парфюмерного объединения "Новая заря", объединения "Электроника", .ВНИИ электроники, выпускающего спутники "Метеор-3", центра военно-технической пропаганды "Символ". Облеплена, как и "аквариум" - комната за стеклом, где основной и дублирующий экипажи сидели во время пресс-конференции. - Я ничего против такой коммерции не имею, - говорил на пресс-конференции космонавт А.Серебров. - Главное: рекламировать продукцию, действительно первоклассную, достойную космической техники. И еще о рекламе. На космодроме с нами был президент итальянской страховой компании "Дженерали" Гоббо Джованни. Реклама этой фирмы была размещена прямо на корпусе ракеты-носителя. На пресс-конференции задали вопрос о стоимости этой рекламы. Ответ: "Несколько десятков тысяч долларов". Правда, куда пойдут эти доллары, неясно. Может быть, определенная сумма будет выделена на социальные нужды города Ленинска, где живут работники Байконура и их семьи? Ведь земные проблемы есть и здесь, в, казалось бы, отрешенной от бренных забот космической гавани: талоны на сахар и моющие средства, очередь длиною в три года на женские сапоги... Покоряя космос, мы отстали в другом, и тем разительнее контраст между мощью пусковых комплексов и слабой системой водоснабжения этого города. Те, кто бывал в Ленинске, предупредили нас, новичков, чтобы осторожно пили воду из-под крана: могут быть неприятности.
...В Североморске меня спрашивали, есть ли среди космонавтов, кроме Рождественского, моряки. Интересовал этот вопрос и меня. Я задал его начальнику Центра подготовки космонавтов дважды Герою Советского Союза генерал-лейтенанту В.Шаталову. - Был один, да и тот в лужу сел, - ответил Владимир Александрович. - Помните тот случай? "Союзу-23" в составе Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского из-за работы в нерасчетном режиме системы управления корабля на дистанции дальнего сближения стыковка со станцией "Салют-5" была отменена. Посадка спускаемого аппарата проводилась глубокой ночью. Разразился сильный снежный буран, температура воздуха достигла минус 20 градусов. Порывы ветра сносили спускаемый аппарат, удерживаемый огромным парашютом. "Союз-23" опустился не на сушу, а на поверхность большого озера Тенгиз, в двух километрах от берега. Поисково-спасательная группа была готова к любым неожиданностям, но подобраться к спускаемому аппарату оказалось делом весьма сложным. На пути спасателей, облаченных в специальные костюмы и вооруженных различными плавучими средствами, встали наледи. Толщина льда местами достигала 10-15 сантиметров. Ураганный ветер все время перемещал льдины. Озеро Тенгиз издавна пользуется недоброй славой. Казахи называют его "сором" - "трясина". Густое месиво тормозило движение людей, спешащих на помощь. Нелегко было и тем, кто находился в "Союзе-23". Но когда Зудова и Рождественского все-таки вызволили из плена и спросили, как они в казахстанской степи ухитрились-таки сесть в озеро, космонавты пошутили: "А как могло быть иначе, если в составе нашего экипажа есть моряк, единственный из всех космонавтов, к тому же еще и водолаз!" - Вот и боимся теперь моряков брать, - говорил Шаталов. - Их ведь так и тянет даже в Казахстане море найти. Душа-то морской остается... Генерал-лейтенант Шаталов шутил. Как-никак, многие из космонавтов начинали, службу во флотской авиации. Первому космонавту Земли Юрию Гагарину путевку на орбиту дала авиация Северного флота. Космонавт Александр Викторенко до вступления в отряд космонавтов служил в Военно-воздушных силах Балтийского флота.
...Быстро пролетели дни на Байконуре, в Ленинске. И вот уже наш самолет берет курс на Москву. Теперь путь лежит в Центр управления полетом (ЦУП), где будем присутствовать во время стыковки "Союза ТМ-8" и станции "Мир"... Недавно получил письмо из Джезказгана от "космического" журналиста Валерия Савина. "По прошествии времени, - пишет он, - понял характерную черту подмосковного Центра управления полетов. Спокойствие, неторопливость, немногословие..." Это бросилось в глаза и мне. Люди никуда не спешили, неторопливо обменивались мнениями за чашкой кофе. А между тем работы разворачивалась: корабль "Союз ТМ-8" и станция "Мир" с каждой секундой приближались друг к другу... Валерий Громак, корр. "Сельской жизни".
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна. |