|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Chelyabinsk.rfn.ru
(г.Челябинск)
На Миасском машзаводе вытачивали детали для "Бурана"
"11К25". Изделия с таким кодом в 1983 году делали рабочие на Миасском машзаводе и даже не подозревали, что вытачивают винты, поршни и крепеж для знаменитого "Бурана". Заказ был засекречен настолько, что после его выполнения с предприятия даже вывезли все бракованные образцы. Однако два из них рабочим все же удалось сохранить. Они удивленно вертят в руках два титановых поршня. Оказывается, сами сотрудники, которые выточили их 18 лет назад, даже не предполагали, что образцы изделия сохранились. До этого заказа на машзаводе никогда не работали с титаном, потому многое приходилось изучать на практике. Когда поршни были готовы, их стали обрабатывать высокими температурами. "Начали термообработку делать - кромка подгорела, - вспоминает токарь-расточник Николай Медведев. - Заменили, сделали другие, термообработку сделали заранее".
Николай Медведев сегодня вытачивает детали на том самом станке, на котором работал в 1983 году. Кроме поршней, приходилось вырезать винты, гайки и крепеж. Сохранившиеся изделия - небольшие, самым крупным было титановое кольцо в полметра диаметром. О том, что работа идет на "Буран", на заводе не знали. Описание техзадания к каждому изделию начиналось кодовым обозначением "11К25", а дальше шел номер изделия. Информации о том, для чего оно предназначено, на страницах не найти.
Чтобы выполнить важный заказ в срок, завод перешел на работу в три смены. При этом засекречено все было настолько, что удивительно, каким чудом два эти поршня сохранились. Заместитель начальника цеха миасского машзавода Радик Нигматуллин рассказывает: "Бракованные детали у нас хранились в одном месте. По завершению этой темы была дана команда упаковать, повесить бирочки и отправить. Куда, я не знаю".
Павел Ломов работать на "Буран" начал еще раньше остальных. В 1982 году его отправили в командировку в Куйбышев (нынешнюю Самару), где корабль собирали полностью. За несколько месяцев туда оказалось стянуто лучшее оборудование и рабочие со всей страны. Павел Ломов, старший мастер, отмечает: "Не давали стоять не пяти, не десяти минут. Только станок остановился, тут же люди подбегают, ремонтируют, все делают". Павел уже тогда видел макет "Бурана" - он стоял в одном из куйбышевских цехов. А вот остальные о том, что работали на самый большой космический корабль двадцатого столетия, узнали только после его запуска. Без человека, на одной автоматике он смог взлететь, выполнить программу и приземлиться. И все время в атмосфере и космосе "Буран" держал крепеж Миасского машзавода. Ксения Черникова, Константин Дедков
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна. |