Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Все корабли > Буран > Библиография

 

 

Московский комсомолец (г.Москва)
28 сентября 2010 года, №25461

 

"Буран", принесенный в жертву

"МК" нашел в Москве останки космического челнока, некогда считавшегося гордостью отечественной космонавтики

 

И небываемое бывает. Казалось бы, брошенный космический корабль на улице Москвы - это нечто из области фантастики. Но, увы, это самая настоящая реальность. Корреспондент "МК" обнаружил орбитальный советский "Буран" валяющимся, словно мусор, на столичной окраине. Никому нет дела до того, что когда-то было символом космической мощи нашей страны.

 

Наверняка каждый москвич если даже не был внутри, то уж точно видел знаменитый советский "Буран", стоящий в парке Горького. На самом деле это не космический корабль, а всего лишь макет, созданный для аэродинамических испытаний. одно время в нем работал научно-познавательный аттракцион. Мало кто знает, что в столице есть еще один "Буран". Правда, в отличии от "паркового", второй делался как раз для полетов в космос.

 

Примечание web-мастера: В московском парке Горького на набережной Москвы-реки установлена сборка из различных агрегатов изделий, предназначавшихся первоначально для разных целей. В эту сборку вошли:

- фюзеляж изделия 0.11, использовавшегося для статических испытаний с НПО "Молния" (проводились в обеспечение строительства орбитальных кораблей второй серии - 2.01, 2.02, 2.03, по дополнительному заказу);

- правая консоль крыла изделия 0.05, построенного для тепловакуумных испытаний;

- левая консоль крыла летного изделия 2.03;

- вертикальное оперение (киль) изделия 0.11

 

Малоизвестная широкой общественности Лодочная улица находится в районе метро "Сходненская", недалеко от Химкинского водохранилища. Частично она проходит через промзону, поэтому что-то особенное увидеть на ней трудно. Трудно до тех пор, пока не доходишь до неприметного забора около дома 18. Из-за ограждения выглядывает странная конструкция, напоминающая толстый короткий самолет с обрезанной задней частью.

На поверку выясняется, что это так называемое "изделие 2.01" - космический корабль, изготавливавшийся в цехах Тушинского машиностроительного завода. Очередной "Буран" был сделан примерно наполовину, когда с развалом Союза финансирование прекратилось, и все было заморожено. В 2004 году из помещения завода он был отбуксирован к причалу Химкинского водохранилища для временного хранения. Всем известно, нет ничего более постоянного, чем временное.

 

Интересный факт: неприметная Лодочная улица по ширине не уступает крупным столичным магистралям - три полосы в одну сторону и столько же в другую. Это было сделано, чтобы корабли можно было вывезти из заводских ворот. Первый "Буран", погруженный на транспорт, в итоге простоял чуть ли не неделю, перекрывая дорогу, потому что грузовик не смог выехать. Тогда-то улицу и расширили.

 

Попасть к недоделанному звездолету не так просто. На территории, где он находится, сделали склад стройматериалов. Вещи лежат ценные, не какие-нибудь там корабли… На воротах стоит строгий охранник, отпугивающий всех интересующихся. Впрочем, как говорится, ищущий до обрящет. Если пройти вдоль забора с колючей проволокой, можно найти боковой вход на территорию какого-то небольшого общежития, а оттуда уже попасть к "Бурану".

 

Зрелище он представляет собой жалкое. Голый металл выглядывает из мест, не покрытых внешней защитой. Рядом с кораблем уложены крылья, хвост и незакрепленные шасси. За шесть лет лежания под открытым небом все это покрылось хорошим слоем грязи. Рабочие снуют мимо, не обращая внимания на высящуюся громадину - привыкли. Впрочем, на Тушинском машиностроительном заводе от "Бурана" открестились - предположили, что он принадлежит НПО "Молния". Там получить комментарии не удалось.

Все "официальные" входы в "Буран" наглухо заперты, однако при желании залезть внутрь все-таки можно через незакрытые технологические отверстия. Изнутри кажется, что все детали сделаны только вчера. Большая часть корпуса полая: когда-то предполагалось, что на корабле будут выводить в космос спутники или доставлять грузы на летавший еще "Мир". Забавно в этом царстве стали и титана смотрится небольшая деревянная лесенка, ведущая в кабину. Там, где должны были располагаться пилоты, пусто. Сделали-то далеко не все. В основном отсеке часть оборудования уже есть, впрочем, о его назначении можно только догадываться.

 

Судьба "Буранов" оказалась довольно несчастливой. В космос летал всего один корабль. После распада государства он отошел Казахстану, а в 2002 году был полностью уничтожен, когда на него рухнула крыша ангара, в котором он стоял. Второй полностью сделанный корабль, так и не полетевший за пределы планеты, сейчас стоит в экспозиции Музея космодрома Байконур. Судьбу третьего образца мы уже знаем, он на Лодочной улице. Еще два корабля в свое время начали собирать, но потом разобрали, так как сделать успели мало. Лучше всех кончил "Буран", сделанный не для полетов в космос, а для испытаний в атмосфере - его за 10 миллионов евро продали немцам.

 

Американцы, в отличие от наших, на своих космических кораблях сделали неплохой бизнес. В связи с закрытием космической программы шаттлов NASA объявило о продаже трех оставшихся кораблей: Discovery, Atlantis и Endeavour - за 42 миллиона долларов каждый. В объявленную цену также входит стоимость доставки шаттла на "Боинге-747" (а это ни много ни мало 6 миллионов долларов).

Примечательно, что на один корабль покупатель уже нашелся.

Материал: Олег Адамович

Фотографии: Наталья Мущинкина

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий"

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.