|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Московский комсомолец
(г.Москва)
"Буран", принесенный в жертву"МК" нашел в Москве останки космического челнока, некогда считавшегося гордостью отечественной космонавтики
И небываемое бывает. Казалось бы, брошенный космический корабль на улице Москвы - это нечто из области фантастики. Но, увы, это самая настоящая реальность. Корреспондент "МК" обнаружил орбитальный советский "Буран" валяющимся, словно мусор, на столичной окраине. Никому нет дела до того, что когда-то было символом космической мощи нашей страны.
Наверняка каждый москвич если даже не был внутри, то уж точно видел знаменитый советский "Буран", стоящий в парке Горького. На самом деле это не космический корабль, а всего лишь макет, созданный для аэродинамических испытаний. одно время в нем работал научно-познавательный аттракцион. Мало кто знает, что в столице есть еще один "Буран". Правда, в отличии от "паркового", второй делался как раз для полетов в космос.
Малоизвестная широкой общественности Лодочная улица находится в районе метро "Сходненская", недалеко от Химкинского водохранилища. Частично она проходит через промзону, поэтому что-то особенное увидеть на ней трудно. Трудно до тех пор, пока не доходишь до неприметного забора около дома 18. Из-за ограждения выглядывает странная конструкция, напоминающая толстый короткий самолет с обрезанной задней частью.
На поверку выясняется, что это так называемое "изделие 2.01" - космический корабль, изготавливавшийся в цехах Тушинского машиностроительного завода. Очередной "Буран" был сделан примерно наполовину, когда с развалом Союза финансирование прекратилось, и все было заморожено. В 2004 году из помещения завода он был отбуксирован к причалу Химкинского водохранилища для временного хранения. Всем известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
Интересный факт: неприметная Лодочная улица по ширине не уступает крупным столичным магистралям - три полосы в одну сторону и столько же в другую. Это было сделано, чтобы корабли можно было вывезти из заводских ворот. Первый "Буран", погруженный на транспорт, в итоге простоял чуть ли не неделю, перекрывая дорогу, потому что грузовик не смог выехать. Тогда-то улицу и расширили.
Попасть к недоделанному звездолету не так просто. На территории, где он находится, сделали склад стройматериалов. Вещи лежат ценные, не какие-нибудь там корабли… На воротах стоит строгий охранник, отпугивающий всех интересующихся. Впрочем, как говорится, ищущий до обрящет. Если пройти вдоль забора с колючей проволокой, можно найти боковой вход на территорию какого-то небольшого общежития, а оттуда уже попасть к "Бурану".
Зрелище он представляет собой жалкое. Голый металл выглядывает из мест, не покрытых внешней защитой. Рядом с кораблем уложены крылья, хвост и незакрепленные шасси. За шесть лет лежания под открытым небом все это покрылось хорошим слоем грязи. Рабочие снуют мимо, не обращая внимания на высящуюся громадину - привыкли. Впрочем, на Тушинском машиностроительном заводе от "Бурана" открестились - предположили, что он принадлежит НПО "Молния". Там получить комментарии не удалось.
Все "официальные" входы в "Буран" наглухо заперты, однако при желании залезть внутрь все-таки можно через незакрытые технологические отверстия. Изнутри кажется, что все детали сделаны только вчера. Большая часть корпуса полая: когда-то предполагалось, что на корабле будут выводить в космос спутники или доставлять грузы на летавший еще "Мир". Забавно в этом царстве стали и титана смотрится небольшая деревянная лесенка, ведущая в кабину. Там, где должны были располагаться пилоты, пусто. Сделали-то далеко не все. В основном отсеке часть оборудования уже есть, впрочем, о его назначении можно только догадываться.
Судьба "Буранов" оказалась довольно несчастливой. В космос летал всего один корабль. После распада государства он отошел Казахстану, а в 2002 году был полностью уничтожен, когда на него рухнула крыша ангара, в котором он стоял. Второй полностью сделанный корабль, так и не полетевший за пределы планеты, сейчас стоит в экспозиции Музея космодрома Байконур. Судьбу третьего образца мы уже знаем, он на Лодочной улице. Еще два корабля в свое время начали собирать, но потом разобрали, так как сделать успели мало. Лучше всех кончил "Буран", сделанный не для полетов в космос, а для испытаний в атмосфере - его за 10 миллионов евро продали немцам.
Американцы, в отличие от наших, на своих космических кораблях сделали неплохой бизнес. В связи с закрытием космической программы шаттлов NASA объявило о продаже трех оставшихся кораблей: Discovery, Atlantis и Endeavour - за 42 миллиона долларов каждый. В объявленную цену также входит стоимость доставки шаттла на "Боинге-747" (а это ни много ни мало 6 миллионов долларов). Примечательно, что на один корабль покупатель уже нашелся. Материал: Олег Адамович Фотографии: Наталья Мущинкина
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна. |