Программа "Поскриптум", канал ТВЦ
(г.Москва)
Стенограмма эфира 14 апреля 2007 года,
21:00
Ведущий: Вы смотрите "Постскриптум". На этой неделе мы отметили День космонавтики. Как всегда в преддверии этого праздника космические чиновники и ученые делились планами на будущее. И выяснилось, что планы эти грандиозные. По их словам они все готовятся даже пойти на штурм Луны.
Корр.: Россия разрабатывает планы освоения Луны. Это весомая заявка с учетом того, что о подобном намерении уже объявили США. Если верить президенту российской ракетно-космической корпорации "Энергия" Николаю Севастьянову, эти планы реальны уже сейчас. Для полета на Луну у России уже сегодня есть и космический корабль "Союз", и технологии, которые позволят осуществить это прорыв. Легенда отечественной и космической науки академик Борис Черток на днях высказал мнение, что Луна является необходимой ступенью в развитии космонавтики. Но на Луне надо строить постоянную базу, ознакомительные визиты по следам США толку уже не принесут. Итак, когда же российский космонавт полетит на Луну. На первом этапе необходимо облететь наш спутник и выбрать место для будущей посадки и строительства базы. Это, возможно, будет сделано уже в 2012 году. Хотя, как признают некоторые специалисты, технически это будет осуществимо даже в 2010. еще 5 лет займет подготовка полета на Луну, и примерно через 10-15 лет можно будет начинать строить лунную базу. И тогда к 2020 году Россия могла бы создать промышленную транспортную систему для регулярных полетов к Луне и добыче та полезных ископаемых.
Ведущий: Впрочем, не всем планам суждено сбываться. Любому человеку, который имеет отношение к космонавтике, очень больно вспоминать о крахе советского проекта создание корабля многоразового использования "Буран". Из корабля, который должен был обеспечить наш дальнейший путь в космос, "Буран" был превращен в аттракцион в парке имени Горького. Такого фиаско наша космическая программа еще не знала. О том, почему и как это произошло наш корреспондент Элина Зубарева, попыталась это узнать у летчика космонавта Игорь Волка.
Корр.: Они празднуют дни рождения в один день, она - отечественная космонавтика, и он - космонавт летчик испытатель Игорь Волк. Но когда его об этом спрашивают, он отшучивается.
Игорь Волк, летчик-испытатель, Герой Советского Союза: Космонавтика просто появилась в день моего рождения. Я всегда это поправляю, и все почему-то радуются этому. Ну, чисто случайность конечно, хотя мама не стала возражать, чтобы в этот день запускали Юрия Гагарина.
Корр.: В 1961 Игорь Волк, как и вся страна, следил за полетом Юрия Гагарина. О том, что сам полетит в космос, тогда и подумать не мог. Но он полетит через 3 года только за одним, чтобы вывести на орбиту советский космический челнок. Конец 70-ых. Противостояние двух сверхдержав уже давно перешло в космос. Битву за Луну советский союз проиграл. Все надежды на космические корабли много разового использования. В США над ними уже работали. В Советском Союзе таким кораблем должен был стать орбитальный самолет "Буран".
Глеб Лозино-Лозинский, главный конструктор проекта "Буран", генеральный конструктор НПО "Молния" 1976-2001 гг.: Он должен был выводить полезный груз, он должен был возвращать полезный груз. Он должен был их там ремонтировать, если это окажется необходимым. То есть это был задан многофункциональный орбитальный корабль.
Корр.: По ряду показателей наш челнок был лучше американского. Он работал на кислороде и керосине, что намного дешевле твердого топлива, на котором летали американские шаттлы. Кроме того, ракета носитель "Энергия" в отличие от американской могла вводить на орбиту не только "Буран", но и другую полезную нагрузку. Чтобы научиться наш челнок летать, а главное приземляться, был создан отряд летчиков испытателей во главе с Игорем Волком. Разработчикам надо было понять главное, как управлять кораблем автоматическим путем или же доверить управление пилотам. Решили в пользу пилотируемых полетов.
Игорь Волк, летчик-испытатель, Герой Советского Союза: С моей точки зрения на тот период еще мы не были полностью готовы к тому, чтобы была такая система полностью автоматическая.
Корр.: Но если управлять самолетом будет человек, возникала проблема. При переходе из космоса в плотные слои атмосферы космонавты испытывают колоссальные нагрузки. Не помешают ли человеку такие перегрузки посадить самолет. Чтобы ответить на этот вопрос Игорь волк и полетел в космос. Летом 1984 на "Союзе".
Игорь Волк, летчик-испытатель, Герой Советского Союза: Это так сказать начало славы. Это перед самым полетом мы садимся в автобус. При старте у меня даже пульс не повысился и поэтому этот феномен, там руководитель спрашивал, он у вас там спит что ли.
Корр.: Сразу после приземления испытания на выносливость продолжились. Волк сел за штурвал Ту-154, оснащенного системой управления "Бурана", а потом за Миг-25. Оба полета была удачными. На главный вопрос, может ли космонавт посадить "Буран" Волк ответил, может. Но свой первый полет в ноябре 1988 советский шаттл отправился без него и вообще без космонавта. Видимо руководство страны пришло к выводу, что отправлять на "Буране" человека слишком рискованно.
Игорь Волк, летчик-испытатель, Герой Советского Союза: Погода была ужаснейшая. И все боялись принять решение. К чести Лозинского, он сказал, разрешаю. И поэтому этот пуск состоялся.
Корр.: Но все прошло гладко. "Буран" облетел землю два раза и приземлился. Со стороны сложно было поверить, что эта громадина садится без помощи человека. Этот полет вошел в книгу рекордов Гиннеса, как первый не пилотируемый полет челнока в космос. Страна ликовала. Тогда никто не мог подумать, что первый полет "Бурана" станет последним. Проект оказался слишком дорогим для Советского Союза. Он обошелся в 16,5 миллиардов рублей. Но в конце 80-ых денег на продолжение исследований уже не было. "Буран" долгие годы пылился на Байконуре, потом и погиб. Крыша ангара рухнула и придавала самолет. Еще один "Буран" в 1993 году перевезли в парк Горького. Игорь Волк не любит об этом говорить. Однажды он ходил смотреть на корабль. Больше не пойдет. Тяжело. Аналог "Бурана" БТС-002, на котором и проходили все испытания в 1999 отдали Австралии в лизинг для антуража на олимпиаде. Из него сделали аттракцион. Один из самых дорогих в мире. А потом он оказался на Ближнем востоке.
Игорь Волк, летчик-испытатель, Герой Советского Союза: Этот БТС-002 находится где-то в порту Бахрейна в плачевном состоянии. Потому что я представляю, моя позиция по отношению к тому, что он стоит в парке Горького. Для какой цели? Почему он стоит, и что он должен символизировать? Если там сделали из него, какой-то был период просто кафе, ну...
Корр.: "Буран" выдержал испытание с космосом, но погиб на земле. Летчикам отряда "Буран" вообще ничего не объяснили. На этой фотографии почти все они в сборе весь отряд. Его судьба во многом напоминает судьбу самого космического челнока.
Игорь Волк, летчик-испытатель, Герой Советского Союза: сначала Кононенко погиб, но он погиб на испытаниях. Потом Толя Левченко. Потом Римантас Станкявичус, Саша Щукин, потом умер Юрий Шеффер, потом Приходько тоже. Что такое человекосчастье. Если у него довольно большое жизненное пространство сформированное им самим. Вот когда это дело начало закрываться, у этих ребят это жизненное пространство отбирали. Сужение этого пространства до определенного уровня собственно и был первой причиной вот этих неприятностей катастроф и смертей.
Корр.: Но во всей этой истории есть луч света. С 2000 года РКК "Энергия" работает над челноком нового поколения.
Игорь Волк, летчик-испытатель, Герой Советского Союза: Я оптимист. Раз кто-то что-то придумал, то это будет обязательно выполнено.
Корр.: Его назвали "Клипер". Он меньше "Бурана", но во многом на него похож. Разработчики уверены, эта птичка полетит. Вопрос, когда. И опять ответ упирается в деньги. По некоторым данным к 2014 году у США и Китая будут новые корабли. И если мы к этому времени не создадим свою систему, рынок пилотируемой космонавтики окончательно перейдет к ним. А нам остается смотреть на "Буран" в парке Горького и вспоминать, что когда-то и мы были великой космической державой.
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru