Воздушный флот
(г.Москва)
12 апреля 2007 года,
N015
Главные достижения отечественной космонавтики и ракетной техники географически обычно связывают с Москвой, космодромами, находящимися в отдаленных уголках России и ближнего зарубежья, и мощным военно-промышленным комплексом Сибири, Урала, Однако история ракетной техники и полетов в космос на протяжении многих лет связана с Санкт-Петербургом, не без основания утверждает пресс-служба ОАО "Климов".
Завод Климова, который всю свою историю неразрывно был связан с авиацией, в 60-70 годы XX века принял участие в ряде серьезных ракетно-космических национальных программ.
В марте 1963 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании в стране МБР с ядерным зарядом, готовой к немедленному старту и способной поражать цели в любой точке земного шара. В соответствии с этим постановлением предприятию было поручено создание двигателя второй ступени. Задача оказалась не из легких, ведь ракетный двигатель имеет весьма существенные отличия от авиационного. С весны 1963 года на заводе началась активная работа по выпуску документации, обучению сотрудников ОКБ, перестройке производства, подготовке испытательной станции.
Уже в феврале 1964 года были начаты стендовые испытания. 19 апреля 1965 года состоялся первый пуск ракеты, который прошел успешно. За создание двигателя главный конструктор - руководитель завода С.П. Изотов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а завод отмечен высшей наградой страны - орденом Ленина.
Еще до завершения летных испытаний, в 1964 году, началось строительство боевых стартовых комплексов в различных районах страны. В кратчайший срок было изготовлено около одной тысячи ракет, а УР-100 стала самой массовой советской МБР. Сегодня на боевом дежурстве остаются 130 модернизированных ракет УР-100Н (SS-19 "Stiletto"), которые, по мнению экспертов, смогут еще на протяжении 30 лет стоять на боевом дежурстве и в случае необходимости преодолеть любые системы противоракетной обороны.
Другой, менее известный широкой публике космический проект - авиационно-космическая система "Спираль", - также не обошелся без участия Завода Климова. Официально создание воздушно-космической системы "Спираль" было поручено ОКБ-АИ. Микояна Приказом МАП от 30 июля 1965 г. В конце 1965 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании воздушно-орбитальной системы - экспериментального комплекса пилотируемого орбитального самолета "Спираль". Главным элементом спирали должен был стать т.н. многоразовый орбитальный самолет - прообраз американского шаттла и челнока "Буран". Жидкостные ракетные двигатели для орбитального самолета проектировались специалистами ОКБ Завода Климова, а технические решения, полученные в ходе реализации этого проекта, были использованы при строительстве "Бурана".
Современная космическая отрасль также не обходится без продукции ОАО "Климов". Специалистами предприятия были проработаны проекты использования модификаций турбореактивного двигателя РД-33 для использования в разгонном блоке "Байкал" многоразовой космической системы "Ангара". Современная космонавтика постепенно приходит к многоразовым системам, и "климовский" двигатель сможет обеспечивать "Байкалу" возвращение и мягкую посадку самолетным способом. Это позволит уменьшить затраты на производство ракетных транспортных систем и снизить стоимость 1 кг груза, выводимого на орбиту.
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru