Гудок (Москва)
21 января 2006 года,
N010
Когда
герой Георгия Буркова в кинофильме "Печки-лавочки" назвал себя конструктором
железнодорожных систем с авиационным уклоном, никто ему не поверил.
Между тем подобная система действительно создавалась в 80-х годах прошлого
столетия на Стахановском вагонном заводе. Остановились на стадии макета.
По техническому заданию космического НПО "Энергия" предлагалось построить
авиационное подъемно-транспортное средство, которое могло бы транспортировать не
только ракетные баки, но и орбитальный корабль "Буран" к месту старта.
Изобретатели предлагали новые транспортные средства на любой вкус. Даже
дирижабли и однобаллонные вертостаты (смесь вертолета и аэростата). Но, как и
следовало ожидать, стоил такой агрегат несколько миллионов, а его строительство
занимало десятки лет.
Железнодорожники предложили проложить двойную колею от завода "Прогресс" в
Куйбышеве до космодрома Байконур длиной примерно 1500 километров. Ведь провезти
центральный блок ракетоносителя "Энергия" диаметром восемь метров по обычным
дорогам невозможно.
В итоге предпочтение было отдано транспортировке по воздуху. Ведущие
авиаконструкторы были против. На их памяти попытка доставить "Буран" воздухом
чуть не закончилась аварией на аэродроме в подмосковном Жуковском.
Было предложено использовать связку из двух вертолетов Ми-26, способных нести
груз до 40 тонн. Но последнее слово осталось за профессором МАИ Сергеем Егером.
Он, соратник Андрея Туполева, предложил "термоплан" - аппарат "легче воздуха",
который напоминал "летающую тарелку".
Интересно, что "подсказку" авторы проекта нашли неожиданно. Как-то над полигоном
Байконур невесть откуда появилась "летающая тарелка" огромных размеров
двояковыпуклой формы. Неопознанный летающий объект величественно проплыл над
"совершенно секретной" зоной и остановился, то ли изучая, что происходит внизу,
то ли давая себя рассмотреть. Командир взвода охраны вывел по тревоге своих
солдат в поле и приказал открыть огонь по "тому, чего не может быть". Но НЛО не
обратил на это внимания. Повисев над космодромом, через некоторое время он
удалился за горизонт.
Примечание web-мастера: история с НЛО над Байконуром основана на реальных, но несколько иных событиях - по свидетельству Владимира Гудилина, офицер, заступив в караул, с целью симулирования помешательства всю ночь стрелял по звездам, отбиваясь "от атак НЛО". Боевая задача была выполнена капитаном блестяще - он был демобилизован в течении 24 часов! Об этом даже была бардом Тарасом Ворона была написана песня НЛО. Кстати, этот "успех" вызвал целую серию последователей, но так везло далеко не всем. Известен еще один случай, когда двух офицеров демобилизовали приказом начальника полигона в течении суток - они стрелялись на дуэли с использованием табельного оружия из-за неразделенной любви. После дембеля они признались, что дама сердца здесь была совсем ни при чем... |
Этого
было достаточно, как шутили специалисты, чтобы составить техническое задание для
завода в украинском городе Стаханове.
Детище назвали небесным паромом. По расчетам, чтобы поднять груз в 500 тонн,
диаметр "тарелки" должен быть около 200 метров.
Проектом заинтересовались моряки, не без основания предполагая, что такие
конструкции смогут перевозить на огромные расстояния корабли с экипажем. Ноу-хау
понравилось газовикам и нефтяникам. Благодаря "НЛО" нефть можно транспортировать
по воздуху. Строителей нефтезаводов интересовала возможность монтажа огромных
ректификационных колонн.
Сегодня звучит фантастически, но небесный паром позволил бы переносить
железнодорожные платформы и вагоны на любые расстояния. В местах назначения их
нужно было только установить на колесные тележки.
На создание подъемно-транспортного средства в итоге не хватило денег. Возможно,
необходимую сумму все же изыскали бы, но тут был поставлен крест и на проекте
"Буран". Однако хочется верить, что со временем работа над проектом небесного
парома будет продолжена.
Валерий БУРДАКОВ,
заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru