Казахстанская правда (г.Алматы)
22 октября 2004 года,
N 241-242
Девять направлений и кредит доверия
Появление концепции развития космической отрасли можно считать шагом историческим, ведь до последнего времени все проекты имели разовый характер, а само становление отрасли шло без перспективного планирования. И вот такая программа появилась, одобрена Правительством и ожидается утверждение ее Президентом. В Институте космических исследований и многих других ведомствах и НИИ, вовлеченных в освоение космоса, рады тому, что работа, наконец, по-настоящему разворачивается, и в то же время понимают, какая ответственность на них ложится. Тем более что есть и некоторый скептицизм по поводу того, что за три года, на которые рассчитана программа, можно выполнить все запланированное. Этих сомнений не разделяет заместитель директора Института космических исследований Багдат СУЙМЕНБАЕВ, член рабочей группы по разработке государственной программы "Развитие космической деятельности в Республике Казахстан".
- Багдат Темиргалиевич, определенные предпосылки для развития космической науки и индустрии у нас, конечно, есть. Но на голом энтузиазме в космос не полетишь, должны быть серьезные средства, материальные ресурсы и специалисты. |
- Думаю, всем понятно, что мы начинаем не на пустом месте. Еще в 1991 году были созданы Аэрокосмическое агентство и наш институт. Это был очень тяжелый период и в финансовом, и в организационном плане. Тогда же полетел в космос первый казахстанский космонавт Тохтар Аубакиров, у него была отдельная казахстанская программа исследований. Эту работу продолжил впоследствии другой казахстанский космонавт Талгат Мусабаев на борту орбитальной станции "Мир" и международной космической станции.
Но, к сожалению, космодром Байконур, уникальный по месту расположения и по тому, что только отсюда можно запускать ракеты шести типов, нами не использовался. Здесь до последнего времени выполнялись только российские и украинские проекты, и это понятно, поскольку именно в этих республиках был сосредоточен значительный научный, технический и кадровый потенциал. И все же ученым восемнадцати казахстанских научных институтов за прошедшее десятилетие удалось реализовать четыре научно-исследовательские программы в космосе. С 1997 года в ИКИ в инициативном порядке совместно с российскими организациями ведутся работы по созданию и эксплуатации казахстанского коммерческого спутника связи, результаты которых были использованы в программе.
За это время пришло понимание, какую нишу может занять республика, каковы механизмы и пути реализации космических программ, появились новые экономические возможности. Инициатором концепции программы выступило Министерство образования и науки. Еще в феврале на заседании у Премьер-Министра мы высказали свое видение программы, была создана государственная рабочая группа и началась детальная проработка документа. Сейчас он готов и подкреплен материально: государство выделило на три года 47 миллиардов тенге. Мы понимаем, что это средства из государственного бюджета, народные деньги и ощущаем большую ответственность за то, как они будут использоваться. Не сразу, но они должны заработать, давать отдачу.
- Чтобы стать космической державой, надо иметь свои стартовые площадки, конструкторские бюро и другие базовые основы для науки и производства. Назовите главные направления программы, отражающие эти и другие важные моменты. |
- Программа содержит девять направлений, которые охватывают весь необходимый цикл, от создания космических аппаратов до подготовки кадров. Понятно, что нельзя создавать аппараты, не имея командно-измерительного комплекса. В Сарышагане на так называемой площадке 3Д есть радиотехнический комплекс для контроля за космическим пространством, способный отслеживать состояние, координаты, траекторию орбитальных комплексов. Он в рабочем состоянии, сохранились здания, антенны, и нужны только некоторые мероприятия для того, чтобы использовать его в работе.
- А стартовые площадки Байконура? Как будут использованы мощности космодрома, который принадлежит нашей стране? С сожалением видишь, что сейчас они задействованы далеко не все, читаешь о том, что уникальнейший старт "Энергия-Буран", откуда запускались советские "шаттлы", решено демонтировать. |
- Байконур такой мощный комплекс, что места хватит всем. Договор аренды будет продолжаться, но вместе с тем возможны совместные проекты, другие договоры, которые позволят работать и России, и нашей стране. Думаю, будет расширяться присутствие казахстанских организаций и специалистов на объектах "Росавиакосмоса", что выгодно для России. А для нашей республики участие отечественных специалистов очень важно: будет задействован интеллектуальный потенциал, создаваться рабочие места.
Самым амбициозным проектом в программе можно назвать строительство ракетно-космического комплекса "Байтерек" (на базе ракеты-носителя "Ангара"). Важно выбрать наиболее правильный и эффективный путь создания для него инфраструктуры. На эти вопросы надо смотреть с государственных позиций, позиций арендодателя. Необходимо сохранить и развивать имеющийся потенциал и использовать те объекты, эксплуатацию которых российская сторона считает неэффективной.
Вы правы, говоря о стартовой площадке "Энергия-Буран". Этот универсальный комплекс "Стенд-старт" (УКСС) - фактически готовая пусковая установка, которую нужно, на наш взгляд, не утилизировать, а как можно эффективнее использовать в будущем. Это самый мощный комплекс, который был построен для запуска ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Его можно использовать и для пусков той же ракеты-носителя "Ангара" или других перспективных ракет-носителей. Тем более что на УКСС уже отработана сложная современная технология заправки ракет-носителей на криогенных компонентах топлива (кислород-водород).
Надо рассматривать все альтернативные варианты, привлечь для этого независимых экспертов. Что эффективнее и целесообразнее с экономической точки зрения - строить новую стартовую площадку или использовать имеющуюся? Например, стоимость возведения одного стартового комплекса для "Протона", по словам Ю.Н.Коптева, бывшего директора "Росавиакосмоса" , составляет полтора миллиарда долларов. Использование для "Байтерека" уже построенного стартового комплекса со всеми затратами на переоснащение обошлось бы значительно дешевле.
На Байконуре остался и аэродром для "Бурана" с шикарной взлетно-посадочной полосой и аэродромными средствами управления воздушным движением. В девяностых годах были проекты сделать его окупаемым, но пока дальше планов не пошло. Есть хорошие возможности и для туризма. На мысе Канаверал, например, это направление очень хорошо развито. Туристы могут посещать космодром, цена этого удовольствия меньше двадцати долларов, за месяц там бывает до ста тысяч человек. Все устроено так, что туристы не мешают работающим, те их даже не видят. А гости могут не только осмотреть объекты, но и ощутить себя в роли космонавтов, сфотографироваться в скафандре, запустить небольшую ракету.
- Прописаны ли в новой программе экологические аспекты освоения космоса? |
- Да, одно из направлений связано с экологической безопасностью эксплуатации ракетно-космических комплексов. Как нельзя заходить в дом, не вытирая ног, так нельзя заниматься изучением космоса и любой другой производственной деятельностью, не заботясь о безопасности окружающей среды. Речь идет не только о переводе ракет на экологически чистое топливо, но и мониторинге ракетно-космической деятельности, выработке мероприятий по реабилитации территорий и снижению негативного воздействия комплекса "Байконур" на окружающую среду и здоровье населения. Мы впервые в СНГ создали в 1991 году лабораторию экологической безопасности по эксплуатации ракетно-космических комплексов. В это время в России шли работы по переходу ракет-носителей на новые виды топлива. Еще тогда генеральный конструктор "Энергии" Борис Иванович Губанов говорил, что рано или поздно мы придем к необходимости создания экологически чистых космических систем. И речь не только об охране окружающей среды, хотя это главный мотив, но и о совершенствовании технологий, о том, что экологические проекты двигают вперед науку и технику.
Большой блок посвящен космическому мониторингу, дистанционному зондированию. Это направление важно для многих отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, различные сферы наук, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и предупреждение тяжелых последствий от них. К примеру, в сельском хозяйстве можно прогнозировать возможности возвращения кредитов, взятых на полевые работы, виды на урожай, с тем чтобы иметь картину складывающегося рынка зерна.
Дистанционное зондирование - это инструмент и для предупреждения техногенных и природных катастроф. С помощью съемок из космоса можно просчитать размеры подтопления во время паводков, масштабы снежных заносов на дорогах, быстро реагировать на разливы нефти на Каспии.
Все эти вопросы уже отработаны в отраслевых программах. Конечно, предусмотрено в программе и участие космонавтов в осуществлении экспериментов на орбитальных станциях. Сейчас два казахстанца проходят обучение в центре подготовки космонавтов в России.
- С чего начнется выполнение программы, каким будет первый самостоятельный шаг в космос? |
- Он уже сделан, работа идет полным ходом. Первый проект, который будет реализован уже в декабре 2005 года, это запуск спутника связи "KazSat". Сейчас мы зависим от иностранных спутников, а бортовые ресурсы их, как правило, ограничены. Многие страны по разным соображениям, в том числе и в интересах национальной безопасности, стремятся к созданию своих спутников. Мы будем ориентироваться на строительство малых космических аппаратов, рассчитанных на семь-семь с половиной лет, поскольку сейчас наука и техника быстро развиваются, и через небольшой срок технология, элементная база устаревают. Свой спутник выгоден еще и потому, что только за лицензию на съем информации дистанционного зондирования Земли из космоса надо платить, например, компании IRS ежегодно шестьсот тысяч долларов. Как правило, владельцы аппаратов ставят их для решения своих задач, которые могут не стыковаться с нашими проектами. Будет также строиться спутник научного назначения. У фундаментальной науки должны быть свои аппараты. Все это дешевле и быстрее, а, имея космодром, решенными можно считать и вопросы запусков.
Мы рассчитываем, что стержнем всех проектов станет специальное конструкторское бюро, которое сначала займется разработкой технико-экономического обоснования создания космических аппаратов, аппаратов связи и дистанционного зондирования, а затем и созданием национальных космических аппаратов различного назначения.
- Спрашивая о начале работы над программой, я имела в виду создание какой-то управленческой структуры, которая будет координировать все действия, нечто вроде "Росавиакосмоса". Появится ли у нас новый комитет или министерство для решения всех этих задач? |
- Не стоит, наверное, распылять ни средств, ни времени на создание новой структуры. Скорее всего, следует говорить об эффективной системе управления на основе информационных технологий, таких как управление проектами, САLS-технологий и т.д. Принято решение о переводе Аэрокосмического комитета под крыло Министерства образования и науки, подтягиваются к этой работе все НИИ, различные научные организации и вузы. Выстраивается административная вертикаль, и эта структура должна быть достаточно эффективной как с точки зрения реализации технических задач, так и с точки зрения управления бюджетными средствами.
А вот подготовке кадров начнем уделять внимание уже сейчас. Космос - это энергетика и экономика, экология и механика, многие другие науки и специальности, связанные с проектированием и эксплуатацией космических комплексов. Есть в Казахстане немало вузов, где готовят таких специалистов, планируем их обучение также в России и дальнем зарубежье. Последнее обстоятельство особенно актуально, так как работать предстоит по международным стандартам. По истечении года или полугодия целесообразно открыть учебный центр, куда необходимо привлечь специалистов из России и других стран на контрактной основе на два-три года.
Справка "КП"
Багдат Темиргалиевич Суйменбаев окончил Казахский политехнический институт, с
1974 по 1996 год работал на космодроме Байконур, занимался научными
исследованиями в филиале Московского авиационного института. С 1996 года -
заместитель директора Института космических исследований.
Ольга МАЛАХОВА
Из Байконура через Эмираты - в Германию
Всемирно известная коллекция Технического музея в
Синсхайме вскоре пополнится казахстанским "сувениром"
Первое, на что в уже распадающемся СССР обратил внимание Германн Лайер, энергичный директор музея из федеральной земли Баден-Вюртемберг, был знаменитый сверхзвуковой "Туполев". Специалист понимал, какой ценности экспонат может пополнить коллекцию его любимого детища - Технического музея. Ведь с этим пассажирским гиперзвуковым лайнером связана заметная веха в развитии гражданской авиации.
Впервые о стремительной стальной птице человечество узнало в последний день 1968 года. На высоте 17 километров "Туполев-144" промчался на скорости два с половиной "маха". То есть преодолевая более 2,5 тысячи километров в час. Через пару месяцев объявились и французы с англичанами. Их не менее быстрый "Конкорд" начал курсировать между Старым Светом и Новым. Долетая до Нью-Йорка всего за 4 часа.
Советский же суперлайнер сделал несколько десятков пассажирских рейсов из Москвы в Алма-Ату и отснялся в прекрасном фильме "Мимино". Но в 1973 году кинокомедию сменила реальная драма. На выставке в Ле-Бурже демонстрация достоинств Ту-144 завершилась катастрофой, повлекшей 14 жертв.
С 1983 года фантастически красивые, но разорительно прожорливые "птицы" покинули стаю Аэрофлота. Летать сверхзвуковые пассажирские "Туполевы" перестали вообще.
- Мы узнали о простаивающем без всякого применения Ту-144 и сразу же стали искать подходы к нужным людям в России, - вспоминают сотрудники Технического музея. А то, что здесь находить умеют, подсказывает само отношение немцев к такому, казалось бы, тихому и скучноватому занятию, как музейное. В хранилищах художественных и технических ценностей ФРГ менее всего пахнет нафталином. Здесь не очень-то полагаются на государственные дотации. Хотя казна на помощь немецкой культуре не скупилась никогда.
Музеи, тем не менее, из ложечки кормиться не намерены. Они просто фонтанируют идеями, инициативами, а также выгодными коммерческими проектами. В Гамбурге, например, автор этих строк истратил кучу монет на автоматы, приводящие в движение модель паровоза в разрезе, разгрузочный комплекс в мини-порту или станок для плетения канатов. В Нюрнберге был поражен широким ассортиментом искусных копий старинных игрушек, продаваемых в одноименном музее. Полную иллюзию путешествия на Луну или сквозь звезды предоставляют за немаленькие деньги панорамные стереотеатры сразу нескольких планетариев...
Но при всей своей предприимчивости немецкие познавательные учреждения более чем демократичны и общедоступны. Даже всемирно известная мюнхенская Пинакотека с ее уникальным собранием работ титанов эпохи Возрождения, средневековья и XIX века напоминает своего рода филиал средней школы или детского садика. Ваш корреспондент наблюдал за ребятишками, устроившимися прямо на полу вокруг знаменитых "Подсолнухов" Ван Гога. Под присмотром взрослых и высунув от усердия язык, малышня копировала гения.
А в десяти минутах езды от них, в необъятном и невероятно интересном Немецком музее, их сверстники, а также мальчуганы постарше свободно бегали внутри раритетного транспортного "юнкерса" времен второй мировой войны, крутили всевозможные колесики и штурвальчики первой в мире боевой подводной лодки и без боязни хватались за стабилизаторы настоящей ракеты "Фау-2".
Особенно многолюдно в этих центрах насыщенного досуга бывает по выходным дням. Когда для всех без исключения вход бесплатный. Но зато в будни тот же Музей автомобилей и техники в Синсхайме берет более "червонца" с каждого взрослого посетителя. И семь с половиной евро за ребенка.
Немало, нужно признать. Но экспозиции того стоят. Ведь поиск ошеломительных редкостей, способных привлекать все новых и новых кормильцев-посетителей, является для любого уважающего себя немецкого музейщика самой что ни на есть первоочередной задачей.
Вот и в Синсхайме "умыли" всех конкурентов, когда установили у себя на крыше сразу двух красавцев - советский "Туполев" и французский "Конкорд". Причем "Конкорд" был пожертвован немецкому министерству культуры всего за один евро.
Но, как известно, за океаном телушка - полушка. Да рубль перевоз. Самое впечатляющее в эпопее с Ту-144 и его французским собратом - это та продуманность и та техническая безупречность, с какой громадины почти что семидесятиметровой длины и стотонной тяжести доставлялись в Синсхайм.
- Зазоры под некоторыми мостами не превышали пяти сантиметров, - вспоминает Хайнц Росслер из руководящего состава транспортной фирмы "Кюбер". - Примерно такое же расстояние иногда отделяло киль баржи "Рим" от дна Рейна, когда осенью 2000 года мы переправляли "Туполев" из Москвы в Германию. Но тут немалую роль сыграли сотрудники речной полиции. Они прощупывали перед нами эхолотом буквально каждый метр пути.
Только для беспрепятственного сухопутного продвижения 180-тонного автоприцепа с ТУ-144 и только на небольшом отрезке пути было снято и затем восстановлено около сотни дорожных знаков, демонтированы десятки светофоров, привлечено к усиленному варианту несения службы 400 полицейских, множество дорожных рабочих, электриков, монтажников...
ФРГ восторженно приветствовала крылатого гостя, оказавшегося дома никому не нужным и ни для чего не пригодным. Зато в Германии один только фильм о путешествии "русского гиганта" из Москвы в Синсхайм в немалой степени оправдал транспортные издержки.
Новый виток прибыли немецкие музейщики ожидают после доставки еще одного летательного аппарата с редкостной судьбой. Космический корабль многоразового использования "Буран-002" взлетал с Байконура в беспилотном режиме 25 раз.
Именно в Казахстане были успешно проведены все испытания летных качеств будущего космического корабля. Но спешное свертывание программы многоразовых "челноков" превратило могучую машину в бесприютного скитальца.
комментарий
web-мастера:
Атмосферный самолет-аналог БТС-02
ОК-ГЛИ был построен для отработки автоматической посадки и
совершил в общей сложности 25 полетов,
некоторые из которых закончились автоматической
посадкой. Во всех полетах на БТС-02
присутствовал экипаж и все полеты совершались на аэродроме ЛИИ им.М.Громова
в подмосковном г.Жуковске. Автоматическая посадка на посадочную полосу аэродрома "Южный" посадочного комплекса "Бурана" отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-154ЛЛ. БТС-02 никогда на Байконуре не был. |
Сейчас "Буран" находится в Бахрейне. Откуда и совершит свое путешествие в ФРГ. Музейщики в прошлом году выкупили столь редкостный экспонат у австралийского бизнесмена, который, в свою очередь, в самом начале 1999 года приобрел его у российского НПО "Молния". Намереваясь на Сиднейской Олимпиаде-2000 превратить космический челнок в аттракцион. Затея провалилась.
"Буран" безуспешно выставлялся на аукционе в Нью-Йорке, затем какая-то мощная компания из Сингапура вознамерилась украсить "челноком" свою экспозицию на фестивале в Бахрейне. Но и с этим ничего не вышло.
Так что гигантский космический корабль просто пылился на складе. Дошло до того, что некий немецкий бизнесмен задумал отправиться с космическим кораблем в международное турне, чтобы по дороге распродать его по частям на сувениры.
Теперь же уникальную машину ждут в Техническом музее. Как удалось установить, неугомонные искатели исторических ценностей из Синсхайма начинают все пристальнее приглядываться и к Байконуру. Ведь на этом космодроме находится "Буран" N1, который 15 ноября 1988 года совершил два витка вокруг Земли и благополучно приземлился в степях Казахстана.
комментарий web-мастера: Летавший в космос "Буран" (изделие 1.01) погиб 12 мая 2002 года при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. На космодроме остался второй летный образец корабля (изделие 1.02) и два технологических макета. Полный перечень построенных кораблей приведен здесь. |
Так что не исключено, что всю космическую историю распавшейся советской державы придется изучать лишь по экспонатам в немецких музеях.
Сергей ЗОЛОВКИН, наш спецкор в странах ЕС
г. Синсхайм
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru