23 сентября 2004 года           

Советский шаттл в Персидском заливе

Немецкие журналисты обнаружили в Персидском заливе странную находку - похоже, настоящий русский шаттл. Речь может идти об одном из опытных образцов космического корабля "Буран", который первый и последний раз летал в космос в 1988 году.

Съемочная группа одного из телеканалов Дюссельдорфа, делавшая репортажи с соревнований "Формулы-1" в Бахрейне, неожиданно натолкнулась на русский шаттл, который уже достаточно давно находится в регионе - и им никто не интересуется. Несколько позже немцы стояли перед реликтом советской космической программы 1980-х годов, кораблем многоразового использования, челноком, очень похожим на американские шаттлы. Он может оказаться одним из опытных образцов грузового космического корабля "Буран".

Своим проектом космического корабля многоразового использования, над которым в разное время работало до 30 тысяч человек, Советы хотели сравняться с американцами в области пилотируемых космических полетов. Однако проект с самого начала преследовали неудачи. Уже в конце 1970-х стало очевидно, что Советский Союз не может найти применения космическому кораблю многоразового использования. "Буран", таково название единственного советского челнока, который совершил космический полет, однозначно был символом престижа, причем крайне дорогим.

15 ноября 1988 года, больше чем через десять лет после начала работы над проектом, "Буран" без экипажа отправился в свой первый и одновременно последний орбитальный полет, который согласно плану завершился после двух витков вокруг Земли. Через год исчез железный занавес - и вместе с ним большая часть финансов, предназначенных для советской космической программы.

"Буран", который и без того проигрывал в техническом плане американским шаттлам,

комментарий web-мастера: любой, кто владеет немецким языком, без труда в последней фразе увидит дефект перевода.

был посыпан нафталином и в мае 2002 года развалился при обрушении крыши ангара на космодроме Байконур. Второй челнок под названием "Птичка", постройка которого завершилась в 1990 году, не летал ни разу: данная программа официально была свернута в 1993-м.

Наряду с двумя советскими челноками, способными летать в космос, должны существовать еще три незавершенных грузовых космических корабля и ряд опытных образцов. Сегодня один из них находится в Москве, в нем открыт ресторан, второй Россия продала Сиднею, где он стал достопримечательностью Олимпийских игр 2000 года. "Птичка" все еще должна находиться на Байконуре.

комментарий web-мастера: полный перечень построенных кораблей здесь.

Непонятно, что за экземпляр обнаружила немецкая съемочная группа в Персидском заливе. Никто не знает, как туда попал этот музейный экспонат.

комментарий web-мастера: это не правда - есть люди, знающие ответ на этот вопрос.

Как утверждает телепродюсер Крис Маир, речь может идти о шаттле, который когда-то находился в Сиднее. Тот в свое время совершил 25 испытательных полетов в атмосфере Земли.

Русские, по информации из различных источников, поставили в Австралию опытный образец "Буран ОК-ГЛИ", на котором испытывалась автоматическая система приземления грузовых космических кораблей. Поэтому этот шаттл, единственный из опытных образцов, был оснащен двигателем.

"Нам нужно точнее узнать, о какой версии идет речь", - считает Маир.

рекомендация web-мастера: нужно было сразу посмотреть наш сайт www.buran.ru. Если проблемы с русским языком - тогда обратитесь к www.k26.com/buran

Однако на грузовой космический корабль уже нашелся покупатель.

комментарий web-мастера: теперь дело за немногим - узнать, кто продавец и определить условия продажи.

По словам Фолькера Хартманна, члена съемочной группы, немецкий бизнесмен Кай Нидермайер, работающий в странах Залива, хочет отправиться с челноком в международное турне - и продавать части обшивки его корпуса на интернет-аукционах.

Маркус Беккер


Время новостей (г.Москва)
24 сентября 2004 года, N 174

"Буран" в пустыне
Найденный в Бахрейне российский челнок оказался всего лишь выставочным макетом

В то время как весь мир озабочен проблемами контроля за распространением высоких оборонных технологий, группа западных журналистов преподнесла сенсацию, доказывающую, на их взгляд, возможность утечки подобных технологий из России. Причем не куда-нибудь, а на беспокойный Ближний Восток, который с недавних пор рассматривается практически как рассадник терроризма. Отправившись в Бахрейн на съемки чемпионата мира по гонкам "Формула-1", корреспонденты немецкого журнала "Шпигель" обнаружили там российский космический корабль многоразового использования - знаменитый "Буран". Репортаж о необычной находке был опубликован в последнем номере журнала, а заодно показан по одному из каналов Дюссельдорфа.

Однако, как удалось выяснить корреспонденту "Времени новостей", "Буран", который увидели в пустыне немцы, вовсе не был украден сотрудниками спецслужб Бахрейна и даже не продан под видом металлолома, как можно было бы предположить, предприимчивыми российскими бизнесменами. Он остается собственностью отечественного НПО "Молния"

комментарий web-мастера: обнаруженный в Бахрейне самолет-аналог БТС-02 ОК-ГЛИ в бухгалтерском балансе НПО "Молния" отсутствует.

и находится в Персидском заливе на вполне законных основаниях.

Большинство россиян знают лишь о двух космических кораблях проекта "Буран". Первый совершил свой единственный беспилотный полет в 1988 году, после чего был законсервирован и оставлен в ангаре на Байконуре, где и погиб под рухнувшей крышей весной 2002го. Второй корабль был достроен в 1990-м, но так ни разу и не поднялся в воздух - спустя три года дорогостоящая программа строительства кораблей многоразового использования в нашей стране была официально закрыта, а отечественный шаттл затем поставили в Парке культуры им. Горького, превратив в кафе-музей. Однако помимо этих двух экземпляров в ходе десятилетней работы над проектом "Буран" было изготовлено несколько десятков макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. В космос они по понятным причинам не летали, поскольку каждый из них не был полноценным кораблем. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных научно-исследовательских институтов и производственных объединений, создавая им большие проблемы.

комментарий web-мастера: полный перечень построенных кораблей здесь.

Комплексный стенд для электрорадиотехнических испытаний (изделие 003 ОК-КС) в цехе РКК "Энергия"Например, один из образцов, на котором отрабатывали электросхемы "Бурана", по-прежнему находится в цехах Ракетно-космической корпорации "Энергия". По словам главы пресс-службы корпорации Анатолия Хабарова, содержание корабля обходится чрезвычайно дорого, кроме того, он занимает слишком много места. Однако все попытки избавиться от челнока пока закончились ничем - чтобы вывести летательный аппарат из ангара, необходимо разбирать ворота, а для транспортировки его по дорогам придется перекрывать движение.

Профессор Михаил Яковлевич ГофинЗначительно больше о существующих макетных образцах "Бурана" смог рассказать один из его создателей, заместитель генерального директора НПО "Молния" Михаил Гофин (слева на фотографии). По его словам, кроме корабля на Байконуре и в Парке культуры им. Горького еще один корабль находится в Загорске и один - на территории НПО "Молния". Проблемы с ним те же, что и у "Энергии": хранить дорого, а летных перспектив никаких, все возможные сроки хранения прошли. "Мы пытаемся сохранить корабль для страны как памятник былой славы, пытаемся переправить его в авиационный музей в Монино. Но сделать это можно только по воде, а на это нет денег ни у нас, ни у музея", - заявил г-н Гофин.

Однако создателям "Бурана" все же удалось решить проблему выгодного хранения и экспозиции одного из своих кораблей. Обнаруженный в Бахрейне корабль также принадлежит НПО "Молния".

комментарий web-мастера: повторяю - автор статьи самостоятельно или с подачи Михаила Гофина, мягко говоря, лукавит - обнаруженный в Бахрейне самолет-аналог БТС-02 ОК-ГЛИ в бухгалтерском балансе НПО "Молния" отсутствует.

Это была машина для горизонтально-летных испытаний, переделанная в макет, то есть с нее снято все, кроме внешней скорлупы", - сообщил г-н Гофин. По его словам, никакой высокотехнологичной начинки в корабле нет, и к тому же этот "Буран" никому не продан - он лишь сдается в аренду фирмам, которые осуществляют его экспозицию в луна-парках и технопарках разных стран.

комментарий web-мастера: напоминаю - отсутствует!

 В частности, корабль выставлялся в Австралии, был одним из символов Олимпиады в Сиднее, в будущем планируется провезти его по Арабским Эмиратам. "В Бахрейне его выставляет сингапурская компания. Пока он там просто стоит на причале. Там песок, ветер, поэтому состояние у него не очень красивое. Обычно перед экспозицией его красят", - сообщил г-н Гофин.

комментарий web-мастера: приведем сообщение РИА "Новости" от 17.06.2002 "Буран" станет главной достопримечательностью фестиваля в Бахрейне":
"Российский космический "челнок" "Буран" станет главной достопримечательностью проводимого в июле-августе в королевстве Бахрейн первого летнего фестиваля. Как передает корреспондент РИА "Новости", на борту российского космического аппарата посетители смогут познакомиться с историей освоения космоса, увидеть ее наиболее волнующие и драматические страницы и почувствовать себя на короткое время космонавтами. Ежедневные демонстрации фильмов и экскурсии на борту "Бурана" будут продолжаться по 10 часов в день. Бахрейн надеется привлечь около 600 тысяч зарубежных гостей во время фестиваля. Две другие страны Персидского залива - Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия поддерживают с Россией практические контакты по вопросам сотрудничества в области космоса, прежде всего для запуска своих спутников связи с помощью российских ракет-носителей".
Другими словами, это "пока он там просто стоит на причале" длится без малого уже два с лишним года!
К
орабль в Бахрейне, фирма сингапурская, едем в Арабские Эмираты, реклама из Дюссельдорфа... На первый взгляд - "в огороде бузина, а в Киеве - дядька?" Не скажите - в перечисленных названиях главное - "Сингапур", так как это ... правильно! оффшорная зона!

Александр ГУДКОВ


Московская правда
24 сентября 2004 года, N 179

"Буран" на помойке
Советский космический корабль многоразового использования "Буран" обнаружен бесхозным в Бахрейне

комментарий web-мастера: как не горько это звучит, но руководству НПО "Молния" все-таки удалось сделать один из экземпляров "Бурана" - самолет-аналог БТС-02 ОК ГЛИ действительно многоразовым.. (в смысле - "много раз ...").

Вчера в западных СМИ появилась информация об обнаружении на территории государства Бахрейн знаменитого челнока системы "Энергия"-"Буран". Как сообщается, он едва ли не валялся на помойке и привлек к себе внимание прессы совершенно случайно.

В Федеральном космическом агентстве России "МП" сообщили, что, возможно, речь идет об одной из так называемых технологических моделей "Бурана", которые в свое время были созданы для испытании различных систем корабля. Точно такая же модель сейчас служит для развлечения посетителей в ЦПКиО имени Горького. Настоящий "Буран" можно увидеть в музее в подмосковном Королеве. Программа "Энергия"-"Буран" официально была свернута в 1993 году, но многие ее компоненты остаются секретными по сей день.

15 ноября исполняется 12 лет со дня первого и последнего в истории человечества полета многоразового космического корабля, полностью осуществленного в автоматическом режиме под управлением компьютерной системы.

комментарий web-мастера: 12 лет - это в газете... Первый и единственный полет советского многоразового космического корабля "Буран" состоялся 15 ноября 1988 года, т.е. почти 16 лет назад.
Почти по М.Булгакову:   "- не читайте российский газеты перед обедом...
                                                - так других же нет?!
                                                - а вот никакие и не читайте!"

Константин ЛАСКИН.


Вече Твери (г.Тверь)
24 сентября 2004 года, N 177

В Персидском заливе нашли "Буран"
Spiegel, Германия

Немецкие журналисты обнаружили в Персидском заливе странную находку - настоящий русский шаттл. Речь может идти об одном из опытных образцов космического корабля "Буран", который слетал в космос единственный раз в 1988 году. Группа одного из телеканалов Дюссельдорфа, снимавшая репортажи с соревнований "Формулы-1" в Бахрейне, неожиданно натолкнулась на русский шаттл, который уже достаточно давно находится в регионе - и им никто не интересуется.

Своим проектом космического корабля многоразового использования, над которым в разное время работало до 30 тыс. человек, СССР хотел сравняться с США в области пилотируемых космических полетов. Однако проект с самого начала преследовали неудачи. Уже в конце 1970-х стало очевидно, что Советский Союз не может найти применения космическому кораблю многоразового использования "Буран".

15 ноября 1988 года, больше чем через десять лет после начала работы над проектом, "Буран" без экипажа отправился в свой первый и последний орбитальный полет, который, согласно плану, завершился после двух витков вокруг Земли. Через год исчез железный занавес - и вместе с ним большая часть финансов, предназначенных для советской космической программы.

"Буран" был посыпан нафталином и в мае 2002 года развалился при обрушении крыши ангара на космодроме Байконур. Второй челнок, постройка которого завершилась в 1990 году, не летал ни разу: данная программа официально была свернута в 1993-м.

Наряду с двумя советскими челноками, способными летать в космос, существуют еще три незавершенных грузовых космических корабля и ряд опытных образцов. Сегодня один из них находится в Москве, в нем открыт ресторан, второй Россия продала Сиднею, где он стал достопримечательностью Олимпийских игр 2000 года. Еще один должен находиться на Байконуре.

Непонятно, что за экземпляр обнаружила немецкая съемочная группа в Персидском заливе, отмечает журнал. Никто не знает, как туда попал этот музейный экспонат. Как утверждает телепродюсер Крис Маир, речиможет идти о шаттле, который когда-то находился в Сиднее. Тот в свое время совершил 25 испытательных полетов в атмосфере Земли.


Коммерсант
28 сентября 2004 года, N 180

"Буран" продали немцам

Музей техники в германском городе Зинсхайме подтвердил факт приобретения полноразмерного макета космического корабля многоразового использования "Буран". Купленный немцами аппарат в 80-х годах использовался для отработки автоматической посадки советского шаттла.

Полноразмерный аналог "Бурана", имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для летных испытаний в атмосфере Земли перед первым космическим полетом многоразового корабля. Внешне он был точной копией корабля, предназначенного для полетов в космос. Однако в его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя АЛ-31, позволявшие БТС-002 взлететь с обычного аэродрома "по-самолетному". В кабине макета находились два кресла пилотов. С ноября 1985 по апрель 1988 года аппарат осуществил 25 полетов в Летно-испытательном институте имени Громова в подмосковном Жуковском. Эти полеты на БТС-002 выполнили летчики-испытатели, готовившиеся к полетам в космос.

После закрытия в 1993 году программы "Буран" БТС-002 оставался в Жуковском. Владельцем макета было московское НПО "Молния", разработавшее планер "Бурана" и строившее многоразовые космические корабли. Несколько раз макет демонстрировался на аэрошоу МАКС. В 1999 году "Молния" заключила контракт с австралийской фирмой Buran Space Corporation (BSC) о передаче ей БТС-002 в лизинг на девять лет. В феврале 2000 года макет был доставлен в Сидней. BSC рассчитывала заработать на демонстрации БТС-002 во время сиднейской Олимпиады, однако надежды не оправдались, и контракт был расторгнут.

Тогда "Молния" в 2002 году сдала БТС-002 в аренду одной сингапурской фирме, которая планировала демонстрировать его во время фестиваля в Бахрейне. Корабль был доставлен в эту ближневосточную страну, но проект провалился по организационным причинам, и "Молния" опять не получила своих денег. С тех пор БТС-002 находится в Бахрейне, где его отыскала одна из немецких съемочных групп. Съемками "Бурана" заинтересовались эксперты музея техники в Зинсхайме. После переговоров с НПО "Молния" в конце 2003 года германский музей приобрел БТС-002 для своей экспозиции. Но лишь на днях в интервью журналу Der Spiegel директор музея Михаэль Вальтер подтвердил факт покупки БТС-002. Стоимость сделки объявлена не была. По оценкам экспертов, аналог "Бурана" обошелся немцам в €250 тыс. В ближайшее время он будет доставлен покупателю.

В экспозиции музея техники в Зинсхайме уже собраны экспонаты, иллюстрирующие историю развития мирового транспорта. Здесь БТС-002 будет выставлен наряду с британо-французским сверхзвуковым самолетом Concorde и его российским аналогом Ту-144.

Надо заметить, что это уже не первый случай использования макетов "Бурана" для показа публике. Макет "Бурана" ОК-М, использовавшийся для прочностных испытаний, НПО "Молния" продало в 1995 году АО "Космос - Земля" - теперь на его основе создан аттракцион в московском парке имени Горького. Кроме ОК-М и БТС-002, существуют еще шесть макетов многоразового корабля. Три из них принадлежат Казахстану, поскольку на момент распада СССР находились на космодроме Байконур. Остальные хранятся на различных ракетно-космических предприятиях России. Сам корабль "Буран", совершивший свой первый и единственный полет 15 ноября 1988 года, был разрушен 12 мая 2002 года на Байконуре: на него рухнула крыша корпуса, где корабль стоял на хранении.

Константин Лантратов


Комсомольская правда (г.Ростов-на-Дону)
29 сентября 2004 года, N 183

"Буран" приземлится в Германии
России он оказался не нужен

Экспозицию Технического музея немецкого города Зинсхайм ждет пополнение - космический челнок "Буран". Это, правда, лишь испытательный прототип легендарного корабля многоразового использования под номером 2. Как утверждает представитель НПО "Молния" Михаил Гофин, с аппарата снято «все внутреннее оборудование, а также полностью демонтировано наружное теплозащитное покрытие - уникальная керамическая плитка».

Накануне Олимпийских игр 2000 года в Сиднее этот не нужный России уникальный челнок был арендован одним австралийским бизнесменом. Деньги он планировал "отбить", превратив корабль в аттракцион. Но затея "прогорела", и "Буран" перекочевал в руки сингапурской фирмы, которая собиралась выставить его на фестивале в Бахрейне, чтобы развлекать местных шейхов. Но снова что-то не сложилось. Невезучий аппарат, казалось, навечно приземлился на складе в этой арабской стране. "Буран" так бы там и пылился, если бы его не отыскали немецкие телевизионщики, которые и рассказали публике о трагической истории корабля.

Уже весной следующего года он встанет на стоянку в германском музее рядом с другим символом советской эпохи - самолетом Ту-144.

*  *  *

"Буран" БТС-02 был построен в 1984 году. Совершил 24 полета. Общий налет составил около 8 часов. Длина - 36 метров, высота -17,5 метра. Размах крыла - 24 метра. Максимальная скорость при движении в атмосфере - 600 километров в час.

Максим Чижиков

 


Полярная правда (г.Мурманск)
29 сентября 2004 года, N 145

Немецкие журналисты нашли советский шаттл на Ближнем Востоке

Журналисты одного из немецких телеканалов, работавшие на съемках в Бахрейне, обнаружили космический челнок советского производства. Об этом пишет журнал "Шпигель" в статье, перевод которой опубликован на сайте Inopressa.Ru. Предположительно речь идет об опытном образце корабля "Буран" , совершившего свой единственный полет на орбиту в 1988 году.

Каким образом советский шаттл попал на Ближний Восток, остается неизвестным. Один из аналогов "Бурана" был передан Австралии в долгосрочный лизинг незадолго до летней Олимпиады 2000 года в Сиднее. Немецкие журналисты не исключают, что именно этот образец в конечном счете оказался в регионе Персидского залива.

После завершения советской программы создания многоразовых космических кораблей в ангарах остались несколько опытных образцов. Единственный "Буран", летавший на орбиту, находится в Байконуре. Один из испытательных образцов установлен в московском парке Горького, где используется в качестве аттракциона.

Как пишет "Шпигель", на космический челнок, обнаруженный на Ближнем Востоке, уже нашелся покупатель. Немецкий бизнесмен намерен отправиться с челноком в международное турне и продавать части обшивки его корпуса на интернет-аукционах.

Работа над многоразовым космическим кораблем "Буран" была начата в СССР в 1975 году. 15 ноября 1988 года челнок в беспилотном режиме совершил два витка вокруг Земли и благополучно приземлился на Байконуре. После распада Советского Союза программа была свернута.

 


Труд-7 (г.Москва)
30 сентября 2004 года, N 185

Бахрейн: "буранный" полустанок
Прочитано в
Spiegel

Немецкие журналисты обнаружили в Персидском заливе странную находку - похоже, настоящий русский шаттл. Речь может идти об одном из опытных образцов космического корабля "Буран", который первый и последний раз летал в космос в 1988 году.

Съемочная группа одного из телеканалов Дюссельдорфа, делавшая репортажи с соревнований "Формулы-1" в Бахрейне, неожиданно натолкнулась на русский шаттл, который уже достаточно давно находится в регионе, и им никто не интересуется. Несколько позже немцы стояли перед реликтом советской космической программы 1980-х годов, кораблем многоразового использования, челноком, очень похожим на американские шаттлы. Он может оказаться одним из опытных образцов грузового космического корабля "Буран".

Непонятно, что за экземпляр обнаружила немецкая съемочная группа в Персидском заливе. Никто не знает, как туда попал этот музейный экспонат.

На грузовой космический корабль уже нашелся покупатель. По словам Фолькера Хартманна, члена съемочной группы, немецкий бизнесмен Кай Нидермайер, работающий в странах Залива, хочет отправиться с челноком в международное турне и продавать части обшивки его корпуса на интернет-аукционах.

*     *     *

Прокомментировать публикацию немецкого журнала мы попросили двух российских специалистов

Руководитель отраслевого научно-технического центра Центрального научно-исследовательского института машиностроения Владимир ХОДАКОВ:

- Первый экземпляр, совершивший 15 ноября 1988 года единственный полет в космос в автоматическом режиме и вернувшийся на Землю, долгое время находился в монтажно-испытательном корпусе (МИКе) на космодроме "Байконур". Но в мае 2002-го на "Буран" рухнули бетонные плиты крыши МИКа, и искореженный, раздавленный корабль оказался погребенным под грудой обломков.

Второй летный экземпляр стоит на Байконуре в монтажно-заправочном корпусе. В этом же корпусе хранится и полномасштабный макет для статических испытаний. Наконец, на открытой площадке космодрома размещен второй макет - для "частотных" испытаний. Все четыре экземпляра, включая и разрушенный, теперь являются собственностью Казахстана, ибо так решили руководители республик при распаде СССР.

Еще один планер (полномасштабный макет), предназначавшийся для статических испытаний, установлен в московском Парке культуры и отдыха имени Горького. В подмосковном Королеве, в ракетно-космической корпорации "Энергия", в огромном цехе стоит 35-метровый экземпляр "птички" высотой 16 метров, на котором проводились электрические испытания (вывезти макет можно только одним способом - разобрав стену корпуса).

Пятый и шестой испытательные макеты находятся в двух институтах- ЦАГИ и НИИХИММАШ. Третий летный экземпляр стоит в цехе научно-производственного объединения "Молния".

Покинул страну только один опытный образец - "Буран ОК-ГЛИ", отправленный в 2000-м на условиях аренды в Австралию. Этот образец летал, но только не в космосе, а сравнительно невысоко в атмосфере. Оснащен был самолетными двигателями: на нем испытывалась в Жуковском система приземления.

Итак, всего было 7 полномасштабных макетов и 3 летных образца. Два недостроенных корабля на Тушинском заводе после закрытия программы были разобраны. Что касается Бахрейна, то туда доставили образец из Австралии. Журналисты вот написали, что, кроме нескольких экземпляров, "неизвестно, где остальные корабли". Однако приведенный мною перечень свидетельствует: точно известен каждый адрес. Никаких "бесхозных" макетов, путешествующих по миру", нет.

Заместитель генерального директора ОАО НПО "Молния" Михаил ГОФИН:

- Макет "Бурана" по-прежнему принадлежит России. По согласованию с нами одна из зарубежных фирм доставила этот экземпляр из Австралии в Бахрейн, где всегда много туристов. Путешествие из России в Австралию обошлось в 700 тысяч долларов, а из Сидняя в Бахрейн - еще в 300 тысяч. В Бахрейне, как в свое время и в Австралии, наше космическое изделие произвело подлинный фурор. Сейчас макет "Бурана" стоит в порту. Рассматриваем предложения о дальнейшем его использовании. Достигнута предварительная договоренность о продаже этого прототипа "Бурана" Техническому музею в немецком городе Зинсхайм. Если эту договоренность реализуем, то уже весной следующего года уникальный экспонат будет соседствовать в музее с советским сверхзвуковым самолетом Ту-144. Трудность, как всегда, в транспортировке. Длина "птички" - 36 метров, ширина фюзеляжа - 5,6 метра, высота (при выпущенном шасси) - 16,5 метра. Ни по одному городскому проспекту провезти макет невозможно. Только морем или на нашем специальном многоцелевом транспортном самолете. Но все это очень дорого...

- А если перевозить на дирижабле?

- Одна из немецких фирм предлагала такой проект. Но более детальные расчеты показали, что при сильном порыве ветра дирижабль не удержит 50-тонную махину. А ведь ее надо проносить и над населенными пунктами... Одно из возможных решений этой трудной задачи - сооружение из быстросборных конструкций ангара для демонстрации макета "Бурана" в зонах крупных морских и океанских портов. Но главный вопрос здесь - сможет ли окупить такой временный музей расходы на его организацию и перевозку?

- Журнал Spiegel пишет, что на макет космического корабля уже нашелся покупатель, который намерен отправиться с космическим челноком в международное турне, чтобы продавать части обшивки корпуса на интернет-аукционах...

- Такой проект можно было бы рассмотреть, но дело в том, что обшивка нынешнего макета "Бурана" состоит не из штатных уникальных теплозащитных плиток, для изготовления которых используются кварцевые волокна, выдерживающие 1250 градусов, а из обычных пенопластовых прямоугольников. Это ведь макет, а не летный образец. Он испытывался, как уже говорилось, в земной атмосфере. Не знаю, найдутся ли покупатели на "части обшивки корпуса"...

- Некоторые СМИ сообщили, что еще четыре года назад "Буран-002" купил австралийский бизнесмен. Это так?

- Нет, повторю еще раз: на сегодняшний день "Буран-002" является собственностью России.

- Если немецкий музей выполнит все условия, продадите макет нашего шаттла?

- Вопрос требует обсуждения и общественного согласия. Надо иметь в виду, что в России остается еще несколько полномасштабных макетов "Бурана" и летный экземпляр. Кстати, содержание их в цехах, каждый из которых выше пятиэтажного дома, обходится очень дорого. В НИИХИММАШе, например, макет занимает колоссальную вакуумную камеру. У нас, на "Молнии", летный экземпляр тоже требует серьезных расходов и на поддержание в нормальном состоянии самой конструкции, и на обслуживание производственных площадей. А средств катастрофически не хватает. Нам советуют разрезать "Буран" и отдать на переплавку. Я категорически против этого. "Буран" - наше национальное достояние, одно из впечатляющих мировых научно-технических достижений. Это не только история, но и мост из нашего прошлого и настоящего в будущее. Как же можно уничтожать такие реликвии?

комментарий web-мастера: в НИИХимМаше изделие "006" для тепло-вакуумных испытаний находится не в вакуумной камере, а в другом помещении.

Все еще надеюсь, что или государство, или бизнесмены, любящие свою страну, помогут открыть уникальный музей.

комментарий web-мастера: достаточно давно, еще в 2000 году, webмастер в беседе с Генеральным директором НПО "Молния" А.С.Башиловым предложил создать музей предприятия, разработавшего и построившего "Буран". Прошли годы, и теперь мы знаем - НПО "Молния" предпочло продать (сдать в аренду?) все имевшиеся у нее космические артефакты - аэродинамические модели, "БОРы", летные и технологические образцы "Бурана". Причем с лицемерной надеждой на государство и любящих страну бизнесменов! Ну почему "любящим свою страну" В.В.Путину, Б.Н.Ельцину, нашим нефтяно-газово-алюминиевым магнатам нужно открывать музей и сохранять уникальные космические экспонаты, а непосредственным разработчикам нет? Ведь НИИХимМаш именно так и сделал, не пойдя по шкурному пути продажи (пардон, сдачи в аренду) изделий, организовав в г.Пересвет на своей территории музей, основу экспозиции которого составили именно оставшиеся образцы космических аппаратов? А Монинский музей, экспонировать в котором свои образцы считает за честь любое уважающее себя отечественное конструкторское бюро?
Замечу на последок, что руководство НПО "Молния", загнав все артефакты за рубеж, разумеется за приличное "бабло", себя "любящими свою страну бизнесменами" не считает! Пошто так?! И кто же они тогда?!

Виталий ГОЛОВАЧЕВ,
политический обозреватель "Труда".


Волжская Комунна (г.Самара)
30 сентября 2004 года, N 181

Немцы тайно купили брошенный в пустыне советский шаттл

Советский космический корабль многоразового использования "Буран 002", который был обнаружен в Бахрейне журналистами одного из немецких телеканалов, как оказалось, уже полгода как принадлежит Техническому музею Зинсхайма Auto & Technik Museum Sinsheim.

Как сообщается на официальном сайте музея, немцы купили его у НПО "Молния" (в котором и был построен "челнок") еще в конце 2003 года.

Речь идет о втором корабле, который представлял собой лишь планер с небольшим количеством оборудования для экспериментов. Он выполнил 25 суборбитальных полетов, в ходе которых были испытаны летные качества будущего космического корабля. В настоящее время представители музея решают вопросы, связанные с доставкой "Бурана" в Германию. Как ожидается, он будет включен в постоянную экспозицию весной 2005 года.


Хроники Амбера (г.Советск)
6 октября 2004 года, N 041

Космический корабль пустыни

ВДНХ

Журналисты одного из немецких телеканалов, работавшие на съемках в Бахрейне, обнаружили космический челнок советского производства, сообщает "Немецкая волна".

Речь идет об опытном образце корабля "Буран", совершившего свой единственный полет на орбиту в 1988 году. Поначалу они не могли понять, откуда "Буран" взялся на Ближнем Востоке, однако потом выяснилось, что это - один из кораблей, который был передан Австралии в долгосрочный лизинг незадолго до летней Олимпиады 2000 года в Сиднее.

Австралийский бизнесмен собирался превратить "Буран 002" в аттракцион на Олимпиаде в Сиднее. Проект провалился. Тогда "Буран" взяла в аренду компания из Сингапура, которая хотела продемонстрировать его во время фестиваля в Бахрейне. Этот проект также не был реализован и корабль просто бросили на складе. Теперь его купил немецкий технический музей Зинсхайма.

Как сообщается на официальном сайте музея, немцы купили его у НПО "Молния" (в котором и был построен "челнок") еще в конце 2003 года. Речь, как сообщает Лента.ру, идет о втором корабле, который представлял собой лишь планер с небольшим количеством оборудования для экспериментов. Он выполнил 25 суборбитальных полетов, в ходе которых были испытаны летные качества будущего космического корабля. Теперь корабль будет стоять в одной экспозиции с советским сверхзвуковым пассажирским авиалайнером Ту-144, который уже находится в Зинсхайме. По данным DW-WORLD, музей вынашивает планы покупки еще одного, последнего советского "челнока", который остался у НПО "Молния". Этот корабль будет выставлен в городе Шпейер.


Комунна (г.Воронеж)
14 октября 2004 года, N 159

Журналисты нашли российский шаттл

Немецкие журналисты обнаружили в Персидском заливе странную находку - настоящий русский шаттл. Речь может идти об одном из опытных образцов космического корабля "Буран". Съемочная группа одного из телеканалов Дюссельдорфа неожиданно натолкнулась в Бахрейне на русский шаттл, который уже достаточно давно находится в регионе - и им никто не интересуется. 15 ноября 1988 года, больше чем через десять лет после начала работы над проектом, "Буран" без экипажа отправился в свой первый и последний орбитальный полет, который завершился после двух витков вокруг Земли. Через год исчез железный занавес - и вместе с ним большая часть финансов, предназначенных для советской космической программы. "Буран" в мае 2002 года развалился при обрушении крыши ангара на космодроме Байконур. Второй челнок, постройка которого завершилась в 1990 году, не летал ни разу: данная программа официально была свернута в 1993-м. Существуют еще три незавершенных грузовых корабля и ряд опытных образцов. Сегодня один из них находится в Москве, в нем открыт ресторан, второй Россия продала Сиднею, где он стал достопримечательностью Олимпийских игр 2000 года. Еще один все еще должен находиться на Байконуре. Как утверждает телепродюсер Крис Маир, скорее всего найден шаттл, который когда-то находился в Сиднее. Тот в свое время совершил 25 испытательных полетов в атмосфере Земли.

На этот корабль уже нашелся покупатель. Немецкий бизнесмен Кай Нидермайер, работающий в странах Залива, хочет отправиться с челноком в международное турне - и продавать части обшивки его корпуса на Интернет-аукционах.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru