Воздушный транспорт
9 апреля 2004 года,
N 013
Прощай, "Буран"!
Два витка вокруг Земли, которые вошли в историю
"Заключительный аккорд" российской космонавтики на финише советской эпохи - полет орбитального корабля "Буран", выведенного в конце 1988 года на околоземную орбиту с помощью самой мощной в мире ракеты-носителя "Энергия". Больше всего восторгов вызвал даже не сам полет, а именно приземление "Бурана" в конце полета на посадочной полосе, выполненное с ювелирной точностью...
... В 1974-1975 гг. несколько ведущих отделов НПО "Энергия", не разгибаясь, трудятся над выработкой технического предложения в "Комплексную ракетно-космическую программу", в том числе уточняют и требования к будущему многоразовому орбитальному кораблю, согласовывая их с генеральным заказчиком системы в целом - Минобороны. Предложения эти ложатся в основу совсекретного Постановления ЦК и Совмина от 17 февраля 1976 года "О создании ракетно-космической системы в составе ракеты-носителя сверхтяжелого класса и многоразового корабля". Становятся известными разработчикам и базовые требования к ракете: она - двухступенчатая, стартовой массой 1400 т, при тяге всех ее двигателей 3550 т, на компонентах жидком кислороде и керосине - у 1-й ступени и жидких кислороде и водороде - у ступени второй.
комментарий web-мастера: Скорее всего, это опечатка - стартовая масса двухступенчатой РН "Энергия" около 2400 т. |
Будучи человеком с железной волей, Валентин Петрович Глушко уже в марте 1978 года утверждает эскизный, а следом и технический проекты создаваемой системы. Рабочая документация по нему выдается производству, начиная с июня 1979 года. Надежды эти имеют под собой веское основание: кооперация по проекту, призванная обеспечить Советскому Союзу стратегический отрыв от США в космосе, включал кооперацию 1206 организаций около 100 ведомств, усилия которых направлял небезызвестный Совет Главных конструкторов.
Подтверждение того, что создатели уникальной системы находятся на правильном пути, приходит 15 мая 1987 года, в момент первого пуска самой ракеты с условной полезной нагрузкой, моделирующей разве что массу будущего орбитального корабля. Всего за пару недель до ее старта Глушко дает ракете название "Энергия"; одновременно неизвестно откуда возникает и имя корабля - "Буран".
С таким же безумным напряжением строятся основной (на Байконуре) и целых два запасных (под Симферополем и у г. Хороля на Дальнем Востоке) аэродрома с посадочными полосами длиной по 5,5 км. Создается и подлинное чудо - система автоматической посадки "Бурана" после выполнения будущего исторического полета, выполненного к тому же без экипажа (!). Эта последняя задача особой трудности поручается ленинградскому Всесоюзному НИИ радиоаппаратуры, а внутри него - талантливому коллективу разработчиков под руководством генерального конструктора Геннадия Громова. Изначально система задумывается как многократно дублированная: ее объекты, пригодные для приема "Бурана" на посадке, должны будут действовать не только на Байконуре, но и под Симферополем, и в Приморье, что резко усложняет задачу.
Опередивший время
Едва система автоматической посадки "Бурана" появляется в "металле", ее испытания без паузы начинаются под Ленинградом, на аэродроме в пос. Сиверской. Одновременно под Москвой, в ЛИИ им. Громова, с ноября 1985 года гоняют "большой транспортный самолет" - аналог "Бурана", под индексом БТС-002; его посадки в автоматическом режиме выполняются в Жуковском с декабря 1986 года с испытателями И. Волком и Р. Станкявичусом в качестве наблюдателей на борту...
В начале 1987 года на Байконуре появляется "архитектор перестройки" Михаил Горбачев в сопровождении огромной свиты. Его самолет приземляется на той самой ВПП аэродрома "Юбилейного", предназначенной для посадки "Бурана". В день прибытия Горбачев бегло осматривает сооружения, включая и стенд-старт "Энергии".
...В ночь на 29 октября 1988 года дело доходит и до попытки осуществить первый запуск "Бурана". Слышится по трансляции с далекого космодрома команда "Пуск!", но, увы, ракета с кораблем остается на месте. После минутного замешательства тут же создается аварийная комиссия, которая авторитетно устанавливает причину сбоя: неполадка в ракетном блоке гироскопов! В подавленном состоянии сотни титулованных аппаратчиков покидают ЦУП...
8 ноября 1988 года принимается "окончательное" решение: осуществить запуск в полдень 15 ноября. Нагрянувший циклон приносит с собой на старт холодный проливной дождь и, самое неприятное, - шквальный ветер. Тем не менее, испытатели полны решимости рискнуть. Вокруг старта, до самого горизонта, по всем дорогам выстраиваются колонны пожарных машин, машин скорой помощи. Всюду блок-посты и оцепление. В сумрачное небо взмывает одинокий МиГ-25, пилотируемый Героем России полковником ВВС Магомедом Толбоевым, который из-за плотных облаков подтверждает: ракета с "Бураном" ушла со старта штатно!
После двух витков вокруг Земли "Буран" идет на посадку. В 400 км от ВПП его пеленгует радиолокатор местной ПВО. Толбоев встречает "Буран" в воздухе, передавая в ЦУП с борта своего истребителя телеизображение всего происходящего. Наконец, "Буран", круто пикируя, выныривает из облаков - все замирают в ожидании худшего. Но у самой полосы он выравнивается, плавно касается земли и окончательно останавливается напротив диспетчерского пункта в конце ВПП. На часах председателя Госкомиссии - 9 часов 25 минут по Москве...
Но проходит всего пара недель - и визгливый мажор СМИ об открытии нового этапа в программе космических исследований сменяется загробным минором: оказывается, "система "Энергия-Буран" опередила время, и наша промышленность сейчас просто не готова к его нормальной эксплуатации.
Ну а дальше все происходит, как всегда: в 1992 году РКА принимает решение о прекращении дальнейших работ по системе и консервации созданных заделов. Что и говорить: блокирование работ по системе "Энергия-Буран" стало подлинной трагедией не только для ее создателей, но и для всего народа, которому сегодня приходится все начинать сначала...
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru