Проектные проработки перспективных разгонных блоков
В 1991 г. рамках "Федеральной космической программы России по созданию и
поставкам космической техники научного и народнохозяйственного назначения на
1994 г." были разработаны эскизные проекты, исследующие возможность создания
оптимального семейства космических разгонных блоков для выведения в космос
космических аппаратов, предусмотренных программой космических исследований на
ближайшие 10-15 лет.
Перед создателями перспективных разгонных блоков (РБ) ставилась задача наряду с
обеспечением высокой эффективности и надёжности создать разгонные блоки
повышенной экологической чистоты. Космические разгонные блоки и их системы
должны были изготавливаться на заводах Российской Федерации.
В качестве базовых разгонных блоков были приняты:
- кислородно-углеводородный разгонный блок Н12РА, представляющий собой
перспективную модификацию блока "ДМ", эксплуатирующегося с
РН "Протон";
- кислородно-водородный разгонный блок "Ястреб" (типа "ДМ") с маршевым
двигателем нового поколения;
- кислородно-углеводородный разгонный блок лёгкого класса типа модифицированного
блока "Л" РН типа Р-7 - "ЛМ" "Прорыв";
- двухступенчатый кислородно-углеводородный блок 204ГК для
РН "Энергия";
- кислородно-углеводородный блок Н14Б, являющийся одной из ступеней РБ 204ГК;
- кислородно-углеводородный блок 315ГК, являющийся модификацией блока "ДМ",
используемого с РН "Зенит".
Разгонный блок Н12РА
Для решения задач ближайшей перспективы с использованием ракет-носителей
среднего и тяжёлого классов ("Зенит", "Ангара", "Энергия-М") была рассмотрена
возможность создания кислородно-углеводородных разгонных блоков на базе блока
"ДМ". На них предполагалось применение единой для всех РБ этого семейства
двигательной установки с двигателем 11Д58МФ, унифицированной конструкции
базового модуля и бортового комплекса управления.
За базовый был принят разгонный блок Н12РА для РН "Ангара", причём с его помощью
планировалось выведение на геостационарную орбиту при старте космодрома Плесецк
КА массой 3-3,5 т.
Разгонный блок Н12РА в своем составе имел базовый модуль, включающий топливные
баки с устройствами и средствами обеспечения заправки, хранения и подачи
топлива в двигатель, приборный отсек, многофункциональный двигатель 11Д58МФ,
фермы крепления баков и двигателя, монтажных систем, ПГС и т.п.; средний и
нижний переходники; сменные фермы крепления полезного груза и бортовые системы и
средства, обеспечивающие его функционирование при подготовке к пуску и в полёте.
По сравнению с блоком "ДМ" на разгонном блоке Н12РА предполагалось увеличить
объём топливных баков за счёт цилиндрических вставок в баке окислителя (до 570
мм) и в баке горючего (до 140 мм) без изменения общих габаритных размеров
блока.
Многофункциональный двигатель 11Д58МФ кроме маршевых импульсов должен был
обеспечивать импульсы тяги для создания начальной перегрузки в невесомости, а
два блока двигателей малой тяги, входящие в его состав, обеспечивали ориентацию
и стабилизацию блока на пассивных участках полёта. Все двигатели работали на
основных компонентах топлива, забираемых из топливных баков РБ.
При создании унифицированного двигателя 11Д58МФ предполагалась доработка
топливных баков по внутрибаковым и заборным устройствам, по двигателю и пневмогидросистеме в целях улучшения их функциональных свойств и повышения
надёжности работы.
На блоке предусматривалось использование усовершенствованной бортовой системы
управления на новой элементной базе разработки НПО "Автоматика" (г.Екатеринбург), системы электропитания на базе литиевых и никель-кадмиевых
батарей, системы телеизмерений нового поколения "Орбита-РБ", имеющей
вычислительные средства, радиотехнической системы "Квант-РБ", жидкостной
системы обеспечения теплового режима, имеющей активные и пассивные средства.
Изменением конфигурации и монтажа элементов ПГС нижнего переходника, сменной
фермы крепления полезного груза, а также некоторыми изменениями и
перенастройкой бортовой аппаратуры обеспечивалось получение родственных блоку
Н12РА модификаций РН для ракет-носителей "Зенит", "Протон" и "Энергия-М".
Разгонный блок "Ястреб"
Предварительные проработки по кислородно-водородному РБ "Ястреб", как
перспективному космическому разгонному блоку нового поколения, были начаты в
1992 г. с участием НПО "Энергия", КБХА, ЦНИИМаш и НИИТП.
В ходе этих работ, завершившихся в апреле 1993 г. выпуском "Инженерной записки",
были выработаны концепции разработки перспективного разгонного блока, определены
основные проектные параметры, сформулированы требования к маршевому двигателю и
двигательной установке, бортовым системам, конструкции и агрегатам блока.
Перед разработчиками блока были поставлены задачи обеспечения показателей
технического уровня, значительно превышающих соответствующие показатели как
существующих, так и разрабатываемых отечественных РБ; достижения высокой
полётной надёжности, в том числе и при первых пусках ракет-носителей с
разрабатываемыми РБ; обеспечения экологической безопасности РБ как в земных
условиях, так и при эксплуатации в космосе.
В 1994 г. был разработан эскизный проект кислородно-водородного разгонного блока
"Ястреб", технические решения которого основывались на использовании
производственной и экспериментальной баз только Российской Федерации.
В соответствии с эскизным проектом РБ "Ястреб" должен быть унифицированным, с
возможностью его использования на ракетах-носителях "Зенит", "Ангара" и "Протон"
и, при минимальных доработках, - на РН "Энергия-М". Максимальный запас топлива и
соответствующие ему объёмы топливных баков базового блока "Ястреб" выбирались из
условия выведения космических аппаратов массой 4,7 т на геостационарную орбиту с
использованием РН "Ангара" при старте с полигона Плесецк и при выведении по
прямой схеме.
Разгонный блок "Ястреб" разрабатывался с использованием новых технических
решений по конструкции, двигательной установке, бортовому оборудованию,
агрегатам и системам, при которых увеличение массово-энергетической
эффективности происходит не только за счёт большой удельной тяги двигателя, но и
за счёт комплексной оптимизации параметров бортовых систем, конструкции и
агрегатов блока.
С этой целью в маршевом двигателе предполагалось использовать: тарельчатое
сопло, позволяющее при малых габаритах обеспечивать высокую степень расширения
сопла, высокий удельный импульс двигателя (до 475 с) и его малую массу;
безгазогенераторную схему ДУ с работой без избыточного давления на входе над
давлением насыщенных паров компонентов топлива, с большими пределами
регулирования тяги и с возможностью работы на пониженном режиме с отключением
ТНА при баковых давлениях компонентов топлива; отбор компонентов топлива для
двигателей малой тяги системы ориентации и стабилизации из общих баков маршевого
двигателя.
Для обеспечения надёжности предусматривалась отработка двигателя на тягу 4,5 тс,
при его эксплуатации на номинальном режиме с тягой 4 тс, система контроля и
диагностики состояния ДУ, по сигналам которой при выходе параметров за
допустимые пределы двигатель должен был переходить на пониженный, щадящий
режим.
Конструктивно-компоновочная схема блока с несущими топливными баками,
исключающая "лишние" конструктивные элементы, с учетом использования новых
конструкционных материалов (алюминиево-литиевых сплавов типа 01460 для баков,
композиционных материалов для ферменных конструкций и др.) обеспечивала
достижение высоких показателей конструктивного совершенства блока.
Как и на РБ Н12РА, на РБ "Ястреб" предусматривалось использование
усовершенствованной бортовой системы управления разработки НПО "Автоматика",
системы электропитания на базе литиевых и никель-кадмиевых батарей, системы
телеизмерений нового поколения "Орбита-РБ", радиотехнической системы "Квант-РБ"
и жидкостной системы поддержания теплового режима, имеющей активные и пассивные
средства.
По результатам проработок использование кислородно-водородного РБ "Ястреб" при
выведении КА на целевые орбиты обеспечивало увеличение массовых характеристик по
сравнению с кислородно-углеводородными РБ на 40-60%.
Разгонные блоки "Прорыв" и "ЛМ"
Расширение задач, решаемых различными КА в космическом пространстве, выявило,
что существующие в Российской Федерации разгонные блоки не в полной мере
удовлетворяют возрастающим потребностям как по массе, так и по параметрам
рабочих орбит космических аппаратов. Так, разгонный блок "Л" со стартовой массой
порядка 6 т, созданный в начале 60-х годов и эксплуатирующийся в составе РН типа
Р-7 "Молния", обеспечивал только один запуск, что не позволяло выводить КА на
синхронно-солнечные орбиты и формировать высокоэллиптические орбиты с высотой
перигея 1000...1500 км. Разгонный блок "ДМ", эксплуатируемый в составе РН
"Протон", приспособлен использования его в качестве блока довыведения в составе РН "Энергия-М" и "Ангара" и в качестве разгонного блока в составе РН "Зенит".
Это потребовало создания универсального разгонного блока со стартовой массой
4...6 т для использования его в составе существующих, разрабатываемых и
перспективных РН различного класса.
Ряд организаций предложил создать малоразмерный РБ на основе имеющихся
разработок с использованием токсичных высококипящих компонентов топлива (АТ,
НДМГ, гидразин), хотя при модернизации старых и создании новых средств выведения
крайне желательным было бы обеспечение их экологической чистоты. Поэтому
использование таких компонентов топлива как керосин и кислород является
предпочтительным.
В конце 1992 г. в НПО "Энергия", ЦНИИМаш, НПО "Энергомаш" и НИИТП были проведены
проектные проработки по созданию малоразмерного универсального РБ "Прорыв" на
экологически чистых компонентах топлива, выполняющего функции как РБ, так и
блока довыведения, в результате которых была доказана возможность создания
универсального РБ с многократным запуском ДУ длительным пребыванием его в
космосе для применения в составе существующих и разрабатываемых РН. Проработки
по РБ "Прорыв" базировались на большом опыте работ НПО "Энергия" по созданию
космических РБ, двигателей и ДУ с использованием кислорода и керосина в
качестве рабочего топлива, а также на опыте НПО "Энергомаш" по созданию ракетных двигателей с высокими характеристиками. При разработке двигателя и ДУ РБ
"Прорыв" предусматривалось использование как отработанных технических решений и
материальной части, так и принципиально новых идей по запуску маршевого
двигателя и работе его на основном режиме.
В июне 1993 г. разработка РБ "Прорыв" получила дальнейшее развитие: были
проведены необходимые проектно-конструкторские проработки, в результате которых
выбрана компоновочная схема РБ, определены его массовые и энергетические
характеристики при использовании в составе различных РН, определены его состав и
характеристики систем и агрегатов. При этом РБ "Прорыв" мог использоваться в
составе как существующих, так и разрабатываемых и перспективных РН среднего и
тяжёлого классов типа "Зенит", "Протон-М", "Энергия-М" и "Ангара". Использование РБ "Прорыв" в составе этих РН существенно расширило бы их возможности по
доставке КА на различные целевые орбиты.
Однако, на создание такого разгонного блока требуется около 5 лет, так как новый
разгонный блок с вновь разрабатываемыми двигателем и системами требует
длительной экспериментальной отработки и подготовки производства. Поэтому в
начале 1994 г. было решено, что подобный разгонный блок целесообразно
разрабатывать в два этапа.
На первом этапе создаётся блок "ЛМ" - модернизация блока "Л" ракеты-носителя
типа
Р-7. Блок "ЛМ" разрабатывался НПО им. Лавочкина, объединенная двигательная
установка на базе многофункционального двигателя 11Д58МФ - НПО "Энергия". На
орбиту с высотой перигея 600 и апогея 40000 км с помощью блока "ЛМ"
планировалось выведение КА массой до 2,3 т.
На втором этапе планировалась модернизация блока "ЛМ" с использованием вновь разрабатываемого двигателя РД-161 (типа используемого на РБ "Прорыв").
Блок "ЛМ" мог быть создан за 2 года, так как большая преемственность по
конструкции блока обеспечивалась ранее отработанными бортовыми системами.
Многофункциональный двигатель 11Д58МФ создавался на базе отработанного и много
лет эксплуатируемого двигателя 11Д58М с использованием богатого опыта по
созданию объединённой двигательной установки орбитального
корабля "Буран".
Ракетный блок "ЛМ" обеспечивал выведение КА большей массы, чем блок "Л", на
различные высокоэллиптические и круговые орбиты с заданными параметрами с
длительностью функционирования до 2 суток. Его ДУ использовала экологически
чистые компоненты топлива (кислород и керосин), а для отдельных задач - горючее
"синтин" или перспективное экологически чистое горючее "омар".
Разработка РБ "ЛМ" позволила бы создать семейство РБ лёгкого класса: для РН
лёгкого класса типа
Р-7 "Молния" и "Союз-2К" (блок "ЛМ"), для РН среднего класса
"Зенит" (блок "ЛМ1"), для РН тяжёлого класса "Ангара" (блок "ЛМ2") и
"Энергия-М" (блок "ЛМ3").
Модификации блока "ЛМ" создавались дооснащением или заменой соответствующих
опорных и переходных отсеков, а также изменением или установкой различных
служебных систем.
Применение блока "ЛМ" на РН лёгкого класса обеспечивало выполнение всех задач по
выведению КА типа "Молния-3К" на заданные орбиты , требующих использования РБ, а
применение блоков "ЛМ1", "ЛМ2" и "ЛМ3" в составе РН среднего и тяжёлого классов
- выполнение задач по выведению тяжёлых КА на заданные низкие и средние орбиты.
Разгонный блок Н14Б
В 1992 г. был разработан эскизный проект разгонного блока Н14Б для третьей
ступени РН "Энергия-М". РБ Н14Б предназначался для выведения КА массой 4,5 т с
промежуточных орбит, формируемых 1 и 2 ступенями ракеты-носителя, на
высокоэнергетические круговые (в том числе геостационарные) и эллиптические
околоземные орбиты с различными как по высоте, так и по наклонению параметрами,
а также на отлётные траектории к Луне и планетам Солнечной системы.
РБ Н14Б разрабатывался на базе второй ступени РБ 204ГК путём дооснащения её
необходимыми аппаратурой и агрегатами для решения задач навигации, ориентации,
управления движением, управления системами и агрегатами РБ, а также для сбора,
обработки и передачи телеметрической информации.
Унификация РБ Н14Б и 204ГК сохраняла единую производственную и экспериментальную
базы, технические и стартовые комплексы, сложившуюся кооперацию разработчиков и
изготовителей, а также сокращала стоимость и сроки создания РБ.
Однако, в связи с недостаточным финансированием работы по РБ Н14Б были
прекращены.
Разгонный блок 204ГК
По мере развития космических аппаратов и средств их выведения возникла
необходимость в увеличении энергетических возможностей разгонных блоков.
В 1990 г. был разработан эскизный проект разгонного блока 204ГК для
использования с РН "Энергия" для выведения на геостационарную орбиту
универсальной космической платформы (УКП) массой 13-18 т.
РБ 204ГК представлял собой двухступенчатый разгонный блок с максимальной
унификацией 1 и 2 ступеней, имеющих рабочий запас топлива по 37 т в каждой. РБ
204ГК разрабатывался с максимальным использованием компоновочной схемы и
элементов ДУ, включая маршевый двигатель 11Д58М разгонного блока 11С861, успешно
эксплуатируемого длительное время. Такое решение обеспечивало необходимый
уровень надёжности РБ при выведении целевого КА, начиная с первого пуска.
Системы РБ (управления, бортовых измерений и др.) глубоко интегрировались с
системами КА в части использования аппаратуры бортового комплекса управления,
бортовой информационной системы, системы электроснабжения и радиосистем, установленных на УКП, для решения задач управления РБ, передачи телеметрической
и приема командной информации на борт РБ и обеспечения электроснабжения систем РБ.
Однако, в связи с отсутствием финансирования работ по РН "Энергия" разработка РБ
204ГК была прекращена.
Разгонный блок 315ГК
Для расширения возможностей РН "Зенит" по выведению КА на различные орбиты было
предложено использовать в качестве её третьей ступени разгонный блок 315ГК.
РБ 315ГК разрабатывался на базе разгонного блока 11С861 (блок "ДМ") с
максимальной унификацией по конструкции базового модуля и систем РБ.
Отличительной особенностью РБ 315ГК было обеспечение всех электрических и пневмогидравлических связей с наземным оборудованием через РН "Зенит". Для
установки РБ 315ГК на РН "Зенит" был разработан новый нижний переходник, на
котором устанавливалось необходимое заправочное оборудование.
В целях улучшения массово-энергетических характеристик разгонного блока 315ГК, а
также для повышения его эксплуатационных и экологических показателей на нем
предполагалось установить лифтовую систему управления, разматываемую НИИ АП на
базе СУ РН "Зенит", которая управляет полётом всей РН с момента старта до увода РБ с целевой орбиты КА после его отделения, и создаваемый на базе двигателя
11Д58М многофункциональный двигатель 11Д58МФ, включающий блоки двигателей малой
тяги, работающие на основных компонентах топлива.
С помощью РБ 315ГК планировалось выведение на геостационарную орбиту КА массой
порядка 1,5 т.
В настоящее время принято решение о разработке РБ 315ГК по результатам
проектирования разгонного блока для РКК морского базирования.
Разгонный блок "Бриз-М"
Эскизный проект на "Комплекс разгонного блока для РН "Протон-М" разработан КБ
"Салют" ГК НПЦ им. М.В.Хруничева в соответствии с тактико-техническим заданием N К-0649 в ноябре 1994 года.
В эскизном проекте рассмотрены два варианта РБ:
- двухступенчатый РБ с первой ступенью на базе РБ 11С824Ф и второй ступенью на
базе РБ "Бриз";
- одноступенчатый РБ "Бриз-М" на базе РБ "Бриз" с дополнительным топливным баком
(данный вариант рассматривается разработчиком как основной).
В зависимости от решаемой целевой задачи, выведение КА на различные орбиты может осуществляться с использованием одной из трёх возможных комплектаций РБ:
- РБ с дополнительным топливным баком (ДТБ), сбрасываемым в полёте (при
выведении КА массой до 6,0 т);
- РБ с ДТБ, несбрасываемым в полёте (при выведении КА массой более 6,0 т);
- РБ без ДТБ (при выведении КА на низкие орбиты).
Модульный блок представляет собой доработанный топливный отсек РБ "Бриз"
(верхняя ступень РН "Рокот"), на наружной поверхности которого установлены
бортовые приборы и аккумуляторные батареи. Топливные баки имеют совмещенное
днище и нишу для установки маршевого двигателя. ДУ блока, работающая на
высококипящих компонентах топлива АТ и НДМГ, позволяет осуществлять многократный
запуск двигателя, а также управление ступенью на активных участках полёта за
счёт установки маршевого двигателя С5.98 в карданном подвесе. Двигатели СООЗ
17Д58Э обеспечивают запуск, работу и выключение двигателей в условиях
космического пространства. Кроме этого, ДУ РБ "Бриз-М" включает в себя и
двигатели коррекции 11Д458.
В состав РБ "Бриз-М" входят также система управления, система телеметрических
измерений, аппаратура внешнетраекторных измерений и система электропитания.
Основные технико-экономические характеристики РБ "Бриз-М" в составе КРН
"Протон-М" приведены в таблице.
Основные технико-экономические характеристики РБ "Бриз-М"
N п/п |
Характеристики |
РБ "Бриз-М" |
1 |
Стартовая масса, т |
21,706 |
2 |
Конечная масса, т |
2,087 |
3 |
Сухая масса полностью собранного блока , т |
2,316 |
|
- в т.ч.нижний сбрасываемый отсек |
0,4 |
|
- ДТБ |
0,916 |
4 |
Масса полезного груза, выводимого на ГСО, т |
|
|
- по 7-часовой схеме выведения |
2,97 |
|
- по 10-часовой схеме выведения |
3,18 |
5 |
Компоненты топлива (окисл./горючее) |
АТ/НДМГ |
6 |
Масса заправляемого топлива, т |
19,79 |
|
в т.ч. ДТБ |
14,615 |
7 |
Длина/диаметр, м |
3,159/4,0 |
8 |
Индекс двигателя |
С5.98 |
9 |
Тяга ДУ в вакууме, т |
2,0 |
10 |
Удельный импульс ДУ в вакууме, с |
325,5 |
11 |
Максимальное количество запусков ДУ |
до 8 |
12 |
Продолжительность функционирования в космическом пространстве, час |
до 48 |
13 |
Вероятность безаварийного полёта |
0,985 |
В ЭП на комплекс разгонного блока для РН "Протон-М" конструкторским бюро "Салют"
определены основные направления работ по возможному усовершенствованию РБ
"Бриз-М", к числу которых относятся:
- оптимизация конструктивно-силовой схемы;
- оптимизация гарантийных остатков в РБ;
- совместная оптимизация программ управления РБ и точностных показателей при
выведении на ГСО и ряд других.
При условии обоснования и реализации дополнительных мероприятий по повышению
энергетических характеристик РБ "Бриз-М" он может быть рассмотрен для
использования также в составе КРК "Ангара" на начальном этапе его эксплуатации.
Разгонный блок "Фрегат"
В 1993 году в рамках темы "Русь" НПО им. С.А.Лавочкина совместно с кооперацией
был выпущен эскизный проект, в котором определены возможности создания и
основные характеристики многоцелевого универсального разгонного блока "Фрегат",
предназначенного для выведения КА различного назначения в составе
модернизированной РН типа
Р-7А.
Универсальный РБ "Фрегат" создается на базе существующих агрегатов, узлов и
систем, а именно, автономной двигательной установки КА "Фобос".
Маршевый двигатель, двигатели малой тяги и элементы автоматики ДУ
изготавливаются КБХМ.
Комплекс командных приборов и бортовой вычислительный комплекс РБ "Фрегат"
создается НПО АП на базе системы управления РН "Зенит".
Радиотелеметрическая система разработана РНИИ КП и серийно выпускается
промышленностью.
В состав разгонного блока "Фрегат" входят:
- маршевая двигательная установка;
- двигательная установка стабилизации, ориентации и обеспечения запуска (ДУ СОЗ);
- система управления;
- радиотехническая система управления и контроля головного блока;
- антенно-фидерная система;
- система обеспечения терморегулирования (СОТР);
- система электропитания;
- переходник с системой отделения для установки и отделения полезного груза.
Возможности РН "Союз-2" с РБ "Фрегат" по выведению КА на заданные орбиты,
заявленные НПО им. С.А.Лавочкина, представлены в табл. 2.24.2.
Таблица 2.24.2.
РН |
"Плесецк" |
|
|
ССО (Н=800 км) |
ВЭО |
Союз-2 (этап 1а) |
4400* |
2100 |
Союз-2(этап 1б) |
5200* |
2500 |
Союз-2 (этап 2) |
5600* |
2700 |
*) прямая схема выведения
**) по трассе выведения, соответствующей i=91,9 град.
***) по трассе выведения, соответствующей i=81,4 град.
Таблица 2.24.3.
Характеристика |
Величина |
Начальная масса. кг |
6415-6535* |
Конечная масса, кг |
980-1100* |
Габаритные размеры, мм |
|
- высота |
1500 |
- диаметр (описанный) |
3350 |
Маршевая двигательная установка С5.98 |
|
Компоненты топлива |
|
- окислитель |
азотный тетраксид |
- горючее |
НДМГ |
Рабочий запас топлива (максим.), кг |
5350 |
Тяга МД, кг |
2000 |
Удельный импульс тяги двигателя, с |
327 |
Максимальное число включений двигателя |
20 |
ДУ СОЗ |
|
Топливо |
гидразин |
Рабочий запас топлива (максим.), кг |
85 |
Количество двигателей |
12 |
Тяга двигателей, кг |
5 |
Удельный импульс тяги, с |
225 |
*) Различная масса РБ обусловлена:
- типом радиотехнической системы (Квант-ВД или Ленплес);
- массой источников питания, зависящей от длительности выведения;
- различным запасом топлива.
К настоящему времени на РБ "Фрегат" выпущена конструкторская документация,
разрабатывается эксплуатационная документация, в основном завершена
технологическая подготовка производства, осуществляется изготовление
экспериментальных изделий.
Кроме того, НПО им. С.А.Лавочкина провело проектные оценки возможности выведения КА на заданные орбиты РН "Протон" ("Протон-М") и "Зенит" при помощи РБ "Фрегат"
увеличенной заправки - РБ "Фрегат-2" и выпустило инженерную записку. По мнению
разработчика, ориентация на РБ "Фрегат-2" позволит отказаться от использования в
составе РН "Протон" ("Протон-М") эксплуатируемого одноступенчатого РБ 11С861,
значительно повысив при этом энергетические возможности РН.
Масса КА, выводимая на ГСО различными РН с РБ "Фрегат-2" составит:
- РН "Протон-М" не менее 4000 кг;
- РН "Зенит" не менее 2550 кг;
- РН "Ангара" (при старте с космодрома "Плесецк") не менее 3750 кг.
РБ "Фрегат-2" представляет собой дальнейшее развитие РБ "Фрегат" и конструктивно
состоит из двух ступеней:
I ступень - сбрасываемый блок баков;
II ступень - штатный РБ "Фрегат".
Масса активного топлива в сбрасываемом блоке баков 9,0-14,0 т. Разность заправки
обеспечивается применением цилиндрических вставок на торовых баках "О" и "Г".
Конечная масса 1 ступени - 700-950 кг. Цилиндрический насадок позволяет
увеличить удельный импульс тяги ДУ разгонного блока до 350 с.
По оценке НПО им. С.А.Лавочкина энергетические возможности РБ "Фрегат-2"
практически эквивалентны РБ такой же размерности на компонентах топлива водород+кислород. При этом стоимость разработки и серийного образца РБ
"Фрегат-2" в 10-15 раз ниже стоимости разработки и серийного образца
кислородно-водородного разгонного блока.
В дальнейшем НПО им. С.А.Лавочкина планируется провести следующие мероприятия по
улучшению характеристик РБ "Фрегат":
- введение в маршевую ДУ бустеров для снижения давления наддува в баках;
- применение более эффективных конструкционных материалов (алюминиевого сплава
01570 вместо АМГ-6);
- повышение удельного импульса тяги маршевой ДУ с 327 с до 350 с за счёт
введения насадка ДУ;
- снижение массы бортовых систем (замена системы "Квант-ВД" на систему "Регул");
- переход на использование бесплатформенной системы управления с БЦВМ разработки
НПО АП.
Вышеперечисленные мероприятия, по оценке разработчика, позволят повысить массу
выводимого полезного груза на 250-300 кг.