ГЛАВА 6

Развитие ракетно-космических систем и их составных систем.

Третья ступень ракеты-носителя "Союз-У" с космическим кораблем "Союз-ТМА"Ракета-носитель "Союз-2"Ракета-носитель "Союз-2"

     Ракета-носитель среднего класса 11А511У ("Союз-У") разработана на базе РН 11А511 на основании Решения Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам N 31 от 10.02.1971 г.
     В настоящее время в эксплуатации, кроме РН 11А511У и её модификаций (11А511У-2, 11А511У-ПВБ), находится также комплекс ракеты-носителя "Молния" (8К78М). До недавнего времени использовалась ещё одна модификация ракет-носителей семейства Р-7А - 8А92М.
     Решением совместного НТС ВКС МО РФ, РКА и Госкомоборонпром РФ по вопросу "Рассмотрение эскизного проекта на модернизацию комплекса РН типа Р-7А и определение порядка дальнейших работ по ОКР "Русь" от 14.12.1993 г. предусмотрена модернизация в объёме, предусматривающем создание новой системы управления с БЦВМ, а также повышение энергетических характеристик и высокочастотной устойчивости ДУ 1 и 2 ступеней за счёт применения форсуночных головок с улучшенным смесеобразованием.
     В дальнейшем, согласно решению МО РФ и Госкомоборонпрома от 12.4.1994 г. о порядке создания космических систем и комплексов связи, навигации и геодезии, было признано необходимым проводить разработку ряда космических комплексов с учетом выведения КА с помощью РН "Союз-2" и РБ "Фрегат". Для обеспечения необходимого уровня энергетических характеристик РН предусмотрено создание блока "И" (3-й ступени РН) с двигателем 11Д451М разработки КБХА.
     Целями модернизации комплекса РН 11А511У являются:
     - продление жизненного цикла КРН и расширение номенклатуры запускаемых КА с полигона "Плесецк";
     - снижение потребностей в использовании космодрома "Байконур";
     - последовательное снижение потребностей в использовании РН на высокотоксичных компонентах топлива;
     - сокращение номенклатуры изготавливаемых ракетных блоков.
     На совместном совещании РКА и ВКС от 17.03.1995 г. было принято решение о поэтапном проведении работ в рамках ОКР "Русь" с соответствующей динамикой наращивания энергетических возможностей РН, а именно:
     - совершенствование конструкции ДУ I-й и II-й ступеней на основе создания новой форсуночной головки с целью исключения горючего "циклин";
    - создание СУ на современной отечественной элементной базе, новой цифровой радиотелеметрической системы (этап 1а);
     - оснащение 3-й ступени новым двигателем с более высокими удельными характеристиками (этап 1б);
     - глубокая модернизация РН путём замены двигателей I-й и II-й ступеней на модифицированный вариант двигателя 11Д123 (этап 2).
     При этом принято решение о проведении ЛИ РН "Союз-2" этапа 1а в 1997 году. Начало ЛИ РН "Союз-2" этапа 1б уточняется по результатам работ 1995 года, а порядок создания РН "Союз-2" 2 этапа определяется по результатам рассмотрения технических предложений ЦСКБ в IV квартале 1995 года.
     Проведение указанной модернизации, по материалам эскизного проекта, позволит:
     - полностью расширить задачи обеспечения запусков требуемой номенклатуры существующих и перспективных КА с космодрома "Плесецк";
     - увеличить массу выводимого полезного груза на 1150-1250 кг, включая 850...950 кг за счёт нового блока "И" (III ступень), и создать условия для перевода запусков пилотируемых и грузовых кораблей "Союз" и "Прогресс" с космодрома "Байконур" на космодром "Плесецк" с одновременным переходом на орбиты с наклонением до 64,8 и с увеличением массы этих кораблей до 7760 и 8020 кг соответственно;
     - увеличить габариты выводимых КА за счёт применения головного обтекателя диаметром 3,7 м.
     - организовать изготовление РН "Союз-2" на заводе "Прогресс" (г.Самара) в технологическом процессе производства РН типа Р-7А с минимальными объёмами дооснащения.
     В общем виде ракета-носитель "Союз-2" представляется как унифицированная трёхступенчатая для выведения на рабочие орбиты низко- и среднеорбитальных КА, а также на промежуточные орбиты космических головных частей с разгонным блоком "Фрегат" разработки НПО им. С.А.Лавочкина, обеспечивающего дальнейшее выведение КА на высокие орбиты или отлётные траектории.
     Основные характеристики эксплуатируемой РН "Союз" и РН "Союз-2" представлены в табл. 2.28.1.

 Таблица 2.28.1.

Основные характеристики модернизируемой РН типа Р-7А

N
п/п

Характеристики

РН "Союз"

РН "Союз-2"
(этапа 1б)

1

Количество ступеней

3

3

2

Стартовая масса, т

309,7
(в составе комплекса "Союз")

307, 2
(с КА "Орлец‑1")

3

Начальная масса, т

 

 

 

-     I ступени

171,8

171,85

 

-     II ступени

97,7

96,7

 

-     III ступени

25,4

25,4

4

Мпг, выводимого на орбиту, т

 

 

 

-     Нкр=200 км, i=51 град.

7,5

-

 

-     Нкр = 200 км, i= 90 град.

6,7

-

 

-     Нп/На=224/262км, i=62,8 град.

-

7,95

 

-     Нп/На=204/280 км, i=81,4 град.

-

7,57

 

-     Нп/На=510/40000км, i=62,8 град.

-

2,48(с РБ "Фрегат")

5

Масса конструкции, т

24,207

24,32

 

-     I ступени

3,78х4

3,8х4

 

-     II ступени

6,625

6,525

 

-     III ступени

2,33

2,597

6

Длина РН (с ГБ типа "Союз"), м

49,4

7

Максимальный поперечный размер, м

10,3

8

Длина/диаметр ракетных блоков, м

 

 

-     I ступени

19,2/2,68

 

-     II ступени

27,1/2,95

 

-     III ступени

6,7/2,66

9

Заправляемый запас топлива, т

 

 

-     I ступени

156,648

 

-     II ступени

90,160

 

-     III ступени

22,76

10

Состав ДУ (количество/индекс)

 

 

-     I ступени

4/11Д512

4/14Д22

 

-     II ступени

1/11Д511

1/14Д21М

 

-     III ступени

1/11Д55

1/14Д23М

11

Суммарная тяга РН, тс

 

 

 

-     I ступени (на Земле/в пустоте)

411/505,9

422,3/517,2

 

-     II ступени (в пустоте)

99,6

100,9

 

-     III ступени (в пустоте)

30,38

30,0

12

Удельный импульс тяги ДУ (на Земле/в пустоте), с

 

 

 

-     I ступени

254,2/311,4

261,8/319,0

 

-     II ступени

249,9/313,4

254,9/318,5

 

-     III ступени

- / 325

- / 357

13

Тип системы управления

аналоговая

цифровая

     На первой и второй ступенях РН "Союз-2" используются модернизированные двигатели 11Д511М и 11Д512М разработки КБ НПО "Энергомаш". На двигателях применяется новая смесительная головка с однокомпонентными форсунками окислителя и горючего (вместо двухкомпонентных) с дополнительными конструктивными мероприятиями по обеспечению устойчивости рабочего процесса в камерах сгорания. Применение новой смесительной головки позволит, по оценке разработчика, увеличить удельный импульс тяги двигательных установок центрального и боковых блоков на 4 и 5 с соответственно, а также увеличить тягу приблизительно на 2%.
     На третьей ступени (см. иллюстрацию слева вверху) используется новый двигатель 11Д451М представляет собой четырёхкамерный ЖРД, выполненный по схеме с дожиганием окислительного газогенераторного газа и с качающимися камерами сгорания для управления вектором тяги.
     В настоящее время двигателям 11Д511М: 11Д512М и 11Д451М присвоены индексы 14Д21: 14Д22 и 14Д23 соответственно.
     Новая система управления ракеты-носителя "Союз-2" разработки НПО "Автоматика" (г.Екатеринбург), кроме решения задачи по замене элементной базы, создает предпосылки для улучшения эксплуатационных качеств РН, из которых наиболее принципиальными являются:
     - исключение необходимости разворота РН на старте по азимуту стрельбы путём введения программного разворота по крену на начальном участке полёта, что принципиально позволит решить задачу дистанционной отстыковки заправочных магистралей на старте;
     - реализация ограничений по углу атаки в процессе полёта РН, что позволяет снизить нагрузки на РН и расширить возможности по увеличению габаритов КА.
     Применение новой цифровой радиотелеметрической системы разработки РНИИ КП, также как и системы управления, кроме решения задачи по замене элементной базы, создает предпосылки для улучшения эксплуатационных качеств РН, из которых наиболее важными являются:
     - исключение сбоя информации в таких переходных процессах, как разделение ступеней;
     - автоматизация обработки телеметрической информации.
     В настоящее время работы по ОКР "Русь" идут с отставанием по срокам окончания основных этапов работ по системе управления, двигателям 1 и 2 ступеней, измерительному комплексу. Недостаток финансирования и другие объективные трудности предопределили перенос начала ЛКИ на конец 1997 года.


При оформлении страницы использована 3D-модель Владимира Некрасова


Далее...