6. Оценка риска

 

Оценку риска при реализации проекта МАКС целесообразно проводить с точки зрения анализов различных факторов, неблагоприятно влияющих (могущих повлиять в дальнейшем) на разработку и прибыльную эксплуатацию МАКС.

Такие факторы можно разделить на внутренние (присущие самому проекту и выбранной стратегии его реализации) и внешние (неблагоприятные факторы внешней среды).

 

6.1 Оценка слабых сторон. Меры компенсации

К внутренним неблагоприятным факторам следует отнести:
» используемые передовые и перспективные технологии, новые технические решения, удорожающие проектирование, изготовление и эксплуатацию, повышающие в конечном итоге технические риски при реализации проекта;
» нарушение состава участников реализации проекта (выход из консорциума), могущее повлечь разрушение необходимой производственной кооперации;
» нерациональный менеджмент проекта.
В качестве внешних отрицательных факторов можно отметить:
» изменение конъюнктуры рынка в худшую сторону по сравнению с ожидаемыми прогнозами;
» сложное экономическое положение ряда ключевых стран-участников проекта (Россия, Украина);
» политические риски внутри каждой страны-участницы проекта, и в первую очередь в России и на Украине.
Проанализируем каждый из указанных факторов подробнее.

Уменьшить влияние внутриполитических и внутриэкономических неблагоприятных факторов внутри некоторых стран-участниц проекта можно выбором организационно-юридической формы реализации проекта, зарегистрировав международный консорциум на территории страны-участницы с наиболее стабильным внутриполитическим и экономическим положением. Остальные страны-участницы в качестве своего вклада (в обеспечение своей доли) в уставный капитал должны передать консорциуму имеющийся у них научно-технический задел, проектные разработки и ключевые технологии, критичные для реализации проекта в целом, оставив себе только соответствующие производственные мощности. Эти мощности консорциум может задействовать на контрактной или подрядной основе. Такой подход позволяет внутриполитические и внутриэкономические риски внутри страны-участницы свести к риску выполнения определенных контрактов, которые можно страховать на рынке по существующим процедурам. Страхование можно свести к повышенной процентной ставке по выделяемым кредитам, необходимым государственным гарантиям или другим формам.

Страхование от возможных неблагоприятных тенденций в экономике стран-участниц можно провести "распараллеливанием" работ при серийном производстве и эксплуатации МАКС. С одной стороны, это уменьшит риск срыва поставок критичных комплектующих, а с другой - упрочит кооперационные связи внутри консорциума. Эта же мера снизит риски реализации проекта при выходе страны-участника из консорциума: во-первых, выход будет осложнен неизбежной потерей загрузки национальных производственных мощностей; во-вторых, необходимая номенклатура комплектующих может быть без особых дополнительных затрат восполнена оставшимися странами-участниками.

Изменение ожидаемой конъюнктуры рынка осложнит этап выхода МАКС на самоокупаемость, однако заложенные в проект экономические показатели эффективности (в первую очередь, исключительно низкая величина удельной стоимости выведения 1 кг полезной нагрузки) и размеры (емкость) рынка вселяют уверенность в безусловной преодолимости этого фактора.

Риск нерационального менеджмента (неоптимальной стратегии воплощения) проекта низок исходя из следующих соображений:
» основу руководства консорциумом должны составить специалисты ОАО НПО "Молния", под чьим руководством блестяще завершилась работа по созданию советского многоразового космического корабля "Буран"; выработкой и реализацией финансовой и маркетинговой стратегий должны заниматься специалисты, имеющие многолетний опыт работы на рынке средств выведения;
» механизм оценки результативности деятельности высшего менеджмента консорциума в возможностью замены руководителей любого ранга должен быть четко определен в уставных документах и поддерживаться всеми странами-участниками.

 

6.2 Новые технологии

В целом МАКС реализуется на основе наиболее передовых технологий сегодняшнего дня. В составе проекта отсутствуют перспективные технологии, требующие отдельных финансовых и временных затрат для оценки их реализуемости и адекватности предъявляемым требованиям.

Среди отличительных передовых технических решений, заложенных в основу МАКС, необходимо отметить следующие:
» самолет-носитель сверхтяжелого класса Ан-225 "Мрия" грузоподъемностью 250 т, используемый в качестве высотного воздушного космодрома (и фактически являющийся первой, полностью многоразовой ступенью МАКС):

Разработанный, построенный и испытанный самолет Ан-225 "Мрия" является самым большим самолетом в мире. В настоящий момент построен первый летный экземпляр, который вместе с установленным на нем многоразовым космическим кораблем "Буран" успешно демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже , Франция, в 1989 году (рис. 6.1).

Транспортировка Бурана на Ан-225 Мрия
Рис.6.1 Транспортировка космического корабля "Буран" на самолете Ан-225 "Мрия"

Второй экземпляр самолета Ан-225 используется для наземных статических испытаний и может быть с некоторыми доработками переоборудован в летный. Самолет-носитель АН-225 обладает настолько уникальными характеристиками по грузоподъемности, что он рассматривался в качестве первой ступени при разработке многоразовой авиационно-космической системы "Ан-225 INTERIM-H" и в настоящий момент исследуется возможность его применения в качестве самолета-заправщика жидким кислородом взлетевшего воздушно-космического самолета в проекте "Pathfinder" (см. таблицу 3.5). Задел для серийного производства самолета-носителя Ан-225 "Мрия" создан на Ульяновском авиационном заводе (Россия) и на Киевском авиазаводе (Украина). Летные испытания связки Ан-225 "Мрия" + "Буран" подтвердили правильность конструкторских решений по выбранной компоновке МАКС в составе Ан-225 "Мрия" + вторая ступень.

» высотное (Н=9 км) динамическое огневое разделение самолета-носителя и второй ступени:
В процессе выполнения предстартового маневра самолет-носитель сначала в пологом снижении набирает скорость, затем выполняет интенсивный маневр кабрирования с увеличением траекторного угла и высоты полета. На этом участке запускается маршевая двигательная установка 2-ой ступени. После достижения заданного траекторного угла начинается процесс разделения самолета-носителя и 2-ой ступени, содержащий две фазы:
1. быстрое уменьшение нормальной перегрузки до значения ny=-0.6, при котором происходит разрыв механических связей;
2. безударное расхождение самолета-носителя и 2-ой ступени.
Детальная динамика процесса разделения самолета-носителя и второй ступени является российским "ноу-хау" проекта МАКС и защищена авторскими свидетельствами и патентом.
» внешний сбрасываемый топливный бак, являющийся единственным одноразовым элементом системы. Внешний топливный бак разработан в НПО "Южное" (Украина) и основан на хорошо отработанных серийных технологиях. Подготовка серийного производства никаких проблем не вызывает:

Внешний топливный бак
Рис.6.2 Технологический макет внешнего топливного бака МАКС в цехе НПО "Южное", Украина

» двухрежимный трехкомпонентный маршевый двигатель второй ступени РД-701:
Используемый в МАКС маршевый двигатель РД-701 (см. рис.6.3) является единственным ракетным двигателем в мировой практике, использующий трехкомпонентное топливо и имеющий два режима работы:

1-ый режим:

топливо "водород, кислород, керосин", тяга в вакууме 200 тонн, удельный импульс 415 секунд;

2-ой режим:

топливо "водород, кислород", тяга в вакууме 80 тонн, удельный импульс 460 секунд.

Трехкомпонентный двигатель МАКСа РД-701
Рис.6.3 Трехкомпонентный маршевый ракетный двигатель МАКСа - РД-701

Маршевые двигатели устанавливаются на орбитальном самолете и также относятся к многократно используемым элементам МАКС. Все технические вопросы увязки двигательной установки и орбитального самолета решены на созданном натурном макете хвостовой части фюзеляжа:

МАКС в цехах НПО Молния
Рис.6.4 Макет хвостовой части орбитального самолета в натуральную величину в цехе НПО "Молния".

Двигатель находится в стадии опытно-конструкторских работ и проходит огневые испытания. По признанию зарубежных специалистов, российское НПО "Энергомаш" им.В.П.Глушко разработкой первого трехкомпонентного двигателя опередило мировой уровень на 5...7 лет.

» управление орбитальным самолетом при спуске в атмосфере после космического полета на гиперзвуковом участке осуществляется путем раскладки консолей крыла, позволяющей оптимизировать аэродинамические характеристики орбитального самолета на всех режимах полета:

Этот принцип управления гиперзвуковым летательным аппаратом при спуске в атмосфере впервые был предложен в СССР в проекте воздушно-космического самолета по программе "Спираль", разрабатывавшемся во второй половине 60-х годов [10]. По этой программе в рамках летных испытаний было произведено 4 запуска в космос с последующим возвращением модели орбитального самолета "Бор-4" и 2 пуска на суборбитальные траектории с последующей мягкой посадкой. "Бор-4" представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат длиной 3.4 м, размахом крыла 2.6 м, массой 1074 кг на орбите и 795 кг после возвращения. Он был оснащен комплексом измерительной аппаратуры, системой управления с использованием реактивных двигателей и отклоняемыми аэродинамическими поверхностями. Аппараты, выводившиеся на орбиты ИСЗ, получили наименования спутников серии "Космос- 1374, 1445, 1517, 1614". В каждом запуске аппарат после орбитального полета совершал ориентированный и управляемый вход в атмосферу с управлением на этапе спуска газодинамическими органами с управляемой по программе раскладкой консолей крыла. Все пуски подтвердили правильность выбранных технических решений.

Bor4.GIF (31351 bytes)
Рис.6.5 Подготовка аппарата "Бор-4" к космическому полету.

Остальные технические решения (теплозащита, конструкционные материалы, криогенная техника, системы автоматической посадки и др.), заложенные в МАКС, детально проработаны в период работы над многоразовым орбитальным кораблем "Буран" и целиком используют имеющийся научно-технический задел.

Важным благоприятным фактором реализации проекта МАКС может оказаться опережающая разработка беспилотного аппарата-демонстратора технологий МАКС-Д в рамках оговоренных в разделе "7.Финансовый план" финансовых затрат. При незначительных доработках МАКС-Д может использоваться для запуска полезных грузов в космос на год раньше готовности "штатных" вариантов МАКС с орбитальным самолетом и МАКС-Т. Грузоподъемность МАКС-Д будет на ~ 1000 кг меньше по сравнению с вариантом МАКС с беспилотным орбитальным самолетом в составе второй ступени. Демонстратор МАКС-Д позволит фактически подтвердить реализуемость всех заявленных технологий и начать опытную эксплуатацию на год раньше срока, приблизив сроки окончательной окупаемости проекта. С целью увеличения запасов "финансовой устойчивости" опережающая возможность разработки демонстратора МАКС-Д не учитывается.

Таким образом очевидно, что проект МАКС использует самые современные, но одновременно с этим апробированные и сертифицированные технологии, многие из которых успешно проверены в условиях реального космического полета, что позволяет характеризовать МАКС как проект с низким уровнем технического риска.

 

6.3 План на случай наступления неблагоприятных обстоятельств

Отдавая отчет в том, что воздействовать на внешние неблагоприятные факторы сложно, был разработан ряд мер, в значительной мере (а по некоторым отдельным факторам полностью) снижающий их негативное воздействие.

Для четкого понимания развития ситуации при различных сочетаниях положительных и отрицательных факторов в данном бизнес-плане (в разделе "7. Финансовый план") рассмотрены три возможных развития событий:

Таким образом, в "Финансовом плане" в виде анализа пессимистичного сценария получено крайне негативное значение основных финансовых показателей при неблагоприятной ситуации. Пессимистичный сценарий в этом случае можно считать финансовым планом действий и прогнозом развития событий при наступлении неблагоприятных обстоятельств. Так как в пессимистичном сценарии все негативные факторы обладают кумулятивным действием, то сравнивая последовательно оптимистичный, рациональный ("штатный") и пессимистичный вариант, можно подробно отследить последовательное негативное влияние каждого фактора, его "личный" отрицательный вклад и разработать меры противодействий ухудшению общего состояния проекта. Аналогичным образом можно увидеть "запасы" финансовой устойчивости оптимистичного и рационального вариантов по отношению к пессимистичному.

В то же время сама вероятность начала развития событий по оптимистичному сценарию может меняться по времени, причем в худшую сторону. Это объясняется временным ухудшением состояния научно-технического и производственного задела, на полном или частичном использовании которого базируется оптимистичный вариант. Экспертно-аналитические оценки говорят об уменьшении значения вероятности реализации МАКС по оптимистичному сценарию примерно на 5% ежегодно, что при общей текущей вероятности в 25% говорит об исключении из возможных способов реализации МАКС оптимистичного варианта при начале работ над проектом после 2005 года.

С целью придания получаемым финансовым показателям дополнительной положительной устойчивости в методике расчета основных финансовых показателей всех трех вариантов реализации проекта использованы положения (предпосылки), изначально "загрубляющие" реализацию проекта в неблагоприятном для инвесторов направлении с точки зрения эффективности использования финансовых средств, приводящих к некоторому увеличению сроков окупаемости проекта и снижению получаемой прибыли. Такими предпосылками являются:

Применение указанных подходов к реализации проекта и комплекса выработанных компенсационных мер позволяет свести влияние всех неблагоприятных внутренних и внешних факторов к минимуму, исключить факторы неопределенности и реализовать проект МАКС при наименьших значениях рисков.


На сайте представлены выдержки из бизнес-плана и основные результаты.
 Желающим получить полный текст документа
необходимо скачать архив, нажав на кнопку справа:

Скачать архив bp_MAKS_v2000.rar с документами


возврат на homepageпереход к ОК БУРАНПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастерупереход к Space Shuttle
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
Copyright©Вадим Лукашевич 2000