Дагестанская правда (Махачкала)
14 ноября 2003 года, N 236

Проект SX-XXI

Помните день 15 ноября 1988 года? Возвращающийся из космоса в автоматическом режиме космоплан "Буран", счастливое лицо нашего земляка Магомеда Толбоева, которому было поручено сопровождать на истребителе возвращающийся домой корабль, и наши надежды на будущее.

 Но все оказалось перечеркнутым "перестройкой" Горбачева и "реформами" Ельцина. Герой России Магомед Толбоев с горечью вспоминает об упущенном времени и возможностях. Завтра исполняется ровно 15 лет тому рывку "Бурана" в космос - первому и последнему...

 - Магомед Омарович, что, все потеряно?

 - Ну что ты, конечно, нет! Работа продолжается, просто люди не знают о ней, ведь сегодня СМИ заняты не достижениями страны, а чернухой.

Так вот, хочу уточнить, что проект "Буран" уже морально устарел. Теперь на очереди проект "Молния" - качественно новая программа. По международной классификации она называется SX-XXI. Точно так же устарели и американские "Шаттлы". Поэтому наши главные конкуренты разрабатывают новый проект - "Летучая мышь". Посмотрим, кто кого.

- Роль Магомеда Толбоева в проекте "Молния"?

- Как специалист, имеющий опыт работы с "Бураном", я занимаюсь разработкой методики полета и посадки будущего космоплана. А также проблемами спасения космонавтов в экстремальных случаях. Как ты помнишь, в прошлом году я попал в аварию, испытывая именно систему спасения. Для всех летающих объектов планеты Земля сегодня во всех странах главным условием является безопасность людей.

 - А ваши коллеги? Игорь Волк, Виктор Заболоцкий, Урал Султанов...

 - Кто ушел в бизнес, кто занят другими делами.

 - Но вернемся к "Бурану". Он ведь разрабатывался как глобальное оружие?

 - Да, но об этом тогда не было принято говорить. Корабль делали на королевском НПО "Молния", в его создании участие принимали 1600 различных предприятий Советского Союза. От монтажного корпуса стартовую позицию тащили 6 локомотивов на расстояние 6,5 км со скоростью 3 м/сек. Такая махина.

комментарий web-мастера: НПО "Молния" никогда не было королевской фирмой и находилось в ведении Министерства авиационной промышленности;
При создании "Бурана" в кооперации участвовало 1206 предприятий СССР;
Транспортер для перевозки многоразовой космической системы "Энергия-Буран" из МИКа на стартовый комплекс буксировали 8 локомотивов.

 Проект "Буран" был вершиной пирамиды - интеллектуальной мощи СССР, где НИОКРу - научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам государство уделяло огромное внимание. Собственно говоря, на разработках союзного НИОКРа худо-бедно, но пока движется российская наука.

 - Но инерция рано или поздно иссякает?

 - Несомненно. Наши ведущие ученые, в том числе и я, будущее науки России связывают с деятельностью Президента Путина. Уже то, что задействован проект SX-XXI, многое значит. Президент в этом году посетил наш МАКС - международный авиакосмический салон, президентом которого я являюсь. Из беседы с ним я понял, что руководитель нашего государства ни о чем не забывает, что наша "Молния" еще сверкнет над планетой.

Я не делаю секрета из того, что мой нынешний приезд в Дагестан связан с выборами в Государственную Думу и я сторонник партии "Единая Россия", партии, с которой я связываю надежды на обновление России, возвращении ей былой мощи. Я знаю цену офицерского слова, сам офицер, а Владимир Владимирович - полковник...

- Магомед Омарович, вы всегда бываете в курсе последних достижений в области космических исследований. Как нужно понимать заявление китайцев об освоении Марса?

- Нужно понимать как эйфорию после успешного полета китайского космонавта, чему я рад, потому что там был использован богатейший опыт Советского Союза в освоении космоса.

А так... Ни одна страна мира сейчас самостоятельно не может покорить Марс. Нужна кооперация передовых стран мира. Представьте себе, что высадка на Луну американцам обошлась в полтора триллиона долларов и 13 лет напряженной работы.

комментарий web-мастера: высадка на Луну обошлась США, по разным оценкам, в $25-27 млрд. и не более 10 лет напряженной работы.

Россия тоже работает в этом направлении. Надо иметь в виду, что через 10-15 лет на орбите будут работать сотни людей. Там предстоит собирать космические корабли для полета на Марс и другие планеты - с Земли такую громадину не поднимешь... Идет работа над сердцем корабля и самолетов - двигателем. Сейчас авиалайнер какую имеет скорость? Около 900 км/час. А через лет десять - 10-15 тыс. км/час. Я верю в нашу науку, в будущее России и готов сделать для нее все, что в моих силах.

- Успехов, Магомед Омарович!

Абдурахман МАГОМЕДОВ


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru