Парламентская газета
1 октября 2003 года, N 181

У Каменева за пазухой
Уникальный метод спасения людей, терпящих бедствие, уже много лет ждет своего внедрения

В сегодняшней социальной экстремальности он видит главную общественную опасность. И находит способы для ее погашения. Он твердо убежден: любую возникающую в жизни чрезвычайную ситуацию можно разложить на составляющие и подвергнуть математическому анализу. А дальше - чисто техническое решение проблемы. Всегда положительное!

Большая часть его трудовой биографии связана со всемирно известным предприятием - НПО "Молния". В свое время именно здесь конструировался и создавался космический корабль многоразового пользования "Буран" - былая гордость нашей отечественной науки и техники. К его созданию инженер-механик по летательным аппаратам Сергей Каменев имеет самое непосредственное отношение. С тех громких "космических времен" прилипло к нему шуточное присловье: "Мы все могем! Кроме гробов и часов. В гробах долбежу много, а в часы топор не влазит - слишком мелки..." и так иронизировала над собой научно-техническая элита.

...Авиационно-космические технологии наложили свой отпечаток на его характер, быт, способ мышления. Его кухня стерильно чиста и аскетично пуста. Исключение сделано для чайника, уютно пыхтящего на газовой плите. Остальные плошки-поварешки где-то попрятались, чувствуя, видимо, полную свою здесь неуместность. Кухня - лаборатория, мастерская, если хотите, цех, но никак не утилитарное помещение для приготовления еды.

"В жизни, быту, как в самолете, все должно быть подчинено целесообразности". Это его привычная фраза и жизненное, так сказать, кредо. И целесообразность он понимает не в примитивном житейско-прикладном значении, а рассматривает гораздо шире. За окном серая московская осень, а он рассказывает мне о своем "способе спасения людей и грузов с использованием летательного аппарата без зависания в воздухе", рисует какие-то схемы, графики, соотнося временные, скоростные, объемные и весовые параметры.

ИЗ ЕГО рассказа следует, что спасать людей в экстремальных ситуациях - нет ничего проще. Если не спасают - значит не хотят. Или не успевают.

- Сегодня при любом ЧП львиная доля времени тратится на организационно-подготовительные мероприятия: оповещение, согласования, доставку людей и механизмов к месту проведения спасательных работ и т.д. И на каждом этапе свои нестыковки, свои неразрешимые проблемы. В труднодоступных местах, а чрезвычайные ситуации возникают, как правило, не на газонах гольф-клубов, очень часто единственным и привычным средством спасения становится вертолет. А у него скорость, дальность полета ограничены...

Сергей на секунду замолкает, а потом, как о давно очевидном, продолжает:

- Самолет! - вот идеальное средство спасения терпящих бедствие...

Когда я наконец "врубаюсь" в Серегину идею, мне становится легко и весело, будто я сам побывал в безвыходной ситуации и благополучно из нее вышел.

В свое время мне приходилось "изнутри" наблюдать за работой группы поиска космонавтов, возвращавшихся на Землю после полета. Тогда не принято было об этом писать, но знаю, что жизнь некоторых наших космических героев порой висела буквально на волоске. Сказывались, конечно, объективные географические и погодные факторы, но в большей мере - наше обычное разгильдяйство. Барражирующие над местом посадки самолеты, как правило, своевременно засекали спускаемый космический аппарат, но потом начинались сбои: вертолеты не в состоянии были добраться в нужную точку, тягачи сбивались с курса и т.д. Много было всяких разных "привходящих обстоятельств", вполне, видимо, объяснимых с начальственной точки зрения. Но все объяснения происходили потом, а сначала просто спасали людей. Как говорится, на брюхе, на карачках, до хруста стиснув зубы. Все это была обыденная реальность, хотя и очень громкая.

Способ спасения в экстремальных условиях, предлагаемый Сергеем, прост, как ловля рыбы на блесну. Ассоциация с рыбной ловлей не случайна. Каменев рассказывает:

- С самолета, обнаружившего потерпевшего или потерпевших, выстреливается на землю длинный трос. Специальный и точно рассчитанный груз удерживает конец троса на земле в неподвижности. Второй конец троса закреплен в самолете, который, летая по кругу, ждет, пока потерпевший "заглотнет крючок" - прикрепит себя к тросу на земле. А потом трос сматывается, как катушка спиннинга, поднимая человека на борт летящего самолета...

Это, конечно, только принципиальная схема неординарного способа спасения. Если человек не в состоянии прикрепить себя к тросу самостоятельно, ему на помощь всегда может спуститься спасатель на парашюте. Потом их вместе поднимет самолет. Поверьте, все идеально продумано, во всех технических деталях - точный инженерно-конструкторский расчет.

Когда я спрашиваю, запатентован ли его способ, можно ли о нем сообщать в печати, Сергей, не задумываясь, отвечает: "Конечно". Конечно, не потому, что запатентован, а потому, что людей надо спасать любым способом, лучше надежным. Внедренческие аспекты своей идеи он не обсуждает принципиально, потому что меньше всего хочет прослыть этаким "ботаником", со взором горящим, фанатиком-изобретателем, зациклившимся на пробивании своих чисто технических идей. Поэтому наша беседа от конкретных фактов как-то плавно и постоянно перетекает в область выяснения общих принципов. И я лишний раз убеждаюсь, что всякая серьезная научная идея должна быть достаточно сумасшедшей, что "знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов". Во всяком случае дает достаточное представление о характере и человеческой сущности...

В отличие от государства, которое, как всегда, обещает осчастливить каждого в будущем, он предлагает: каждому обеспечивать себя сегодня. И без громких фраз занимается таким повседневным "самообеспечением".

Его давняя страсть, дело, которому он отдает все свободное время, - обустройство своего жизненного пространства. Его оригинальные домашние приспособления, неожиданные самоделки, гармонизирующие быт, отличаются простотой, изяществом и какой-то особой надежностью. Они настолько органично вписываются в интерьер малогабаритной квартиры, что их функционального предназначения как бы и не замечаешь и только потом понимаешь: все продумано до мелочей.

Я УБЕДИЛСЯ, что все его самоделки - не просто реализация технических сверхзадач, а конкретное воплощение его "концепции бытовой защищенности". И концепция эта проста: быт - основа. Обеспечивая свою бытовую независимость, освобождаясь от раздражающего влияния мелочей, человек начинает философски воспринимать окружающую действительность. Любимая фраза Каменева: "Жизнь такова, какова она есть, а больше - никакова...". Решение сверхзадач для Сергея - дело привычное. В свое время он получил авторское свидетельство на объемную логическую головоломку. Игрушка похожа на известный кубик Рубика. Только у классического "Рубика" каждое ребро состоит из трех мини-кубиков, у игрушки Каменева - из пяти. Казалось бы, какая разница? Для него важным было чисто техническое решение проблемы, которое действительно оказалось очень сложным, и авторское свидетельство Каменев получил заслуженно. Утер нос знаменитому венгру!

ДЕТСТВО Сергея соприкоснулось с излетом хрущевской оттепели, пришлось на время бурного и стремительного развития отечественной космонавтики. Он еще в школе решил, что его судьба - авиация. Так и получилось: авиационный техникум, служба в армии, Московский авиационный институт. Экзамены по курсу сопротивления материалов он сдавал дважды - в техникуме и институте. А сегодня высказывает совершенно крамольную, с технократической точки зрения, мысль. В двух словах она в том, что человек должен прекратить испытывать природу на сопротивление.

- Мы все время что-то преодолеваем, ломаем через колено. Важно, конечно, знать законы сопротивления материалов, но важнее искать возможность НЕСОПРОТИВЛЕНИЯ материалу. То есть техническая мысль должна не насиловать природу, а органично произрастать из нее, приспосабливаться к ней....

Сергей не скрывает, что первые подобные мысли ему, технарю, пришли в армии, когда на Семипалатинском атомном полигоне "пугали Вашингтон" подземными ядерными взрывами. И эпопея с созданием "Бурана", когда мы торопились "умыть" США с их хвалеными "шаттлами", тоже способствовала пониманию: мир хрупок...

В сегодняшней социальной экстремальности он видит главную общественную опасность. И находит личные способы для ее погашения. Когда государственное финансирование "Молнии" прекратилось, он из отдела аэродинамики перешел в группу по конструированию и производству товаров народного потребления - стал разрабатывать проекты зимних балконных "погребов" и веломобилей. В серию ничего не пошло - у всемирно известного космического предприятия не оказалось денег на внедрение. С "Молнией" пришлось расстаться, но особых комплексов по этому поводу Каменев не испытывает: "Остров Святой Елены еще не делает человека Наполеоном..."

О мастерах и умельцах Сергей всегда говорит с восторгом. Долгое время на территории НПО "Молния" ржавели раскуроченные останки "Бурана" - как памятник и ушедшей эпохе, и нашим сумасшедшим дням. Но даже в этой удручающей картине Сергей умудряется находить позитив.Образ России сегодня

- Понимаешь, - говорит он совершенно серьезно, - остекление кабины "Бурана" рассчитано на многократные космические перегрузки, разбить его в принципе невозможно. У нашего - стекла вдребезги. Есть еще мастера! Есть умельцы!..

Пока Сергей заваривает чай, я любуюсь его кактусом, для которого, чтобы цветку было комфортней, он на раме окна сделал специальную полочку. Мое внимание привлекли тщательно зашлифованные специальные углубления с тыльной стороны полочки. Функционального назначения эти углубления не имели никакого, они просто прикрывали болты на раме. Сергей посчитал это целесообразным. Показывая мне тщательно выклеенный из обычных спичек макет каравеллы Колумба, он неожиданно засмущался: паруса потемнели...

Валерий ВОЛОДЧЕНКО


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru