Россия
4 сентября 2003 года,
N 36
"Бураны" больше не взлетят
Борис Иванович Губанов - главный конструктор самых мощных в мире ракет. Он начинал инженером в конструкторском бюро при Днепропетровском ракетном заводе в 1953 году. На этой базе через год было образовано знаменитое Опытное конструкторское бюро во главе с М.К.Янгелем. Коллектив получил задание создать стратегическую ракету Р-12, с которой и началось, собственно, производство в нашей стране мощных баллистических ракет, способных нести ядерный заряд. Б.И.Губанов был начальником группы, разрабатывающей головную часть ракеты...
Строительству ракетного щита страны Губанов отдал 45 лет. Герой Социалистического Труда Борис Иванович Губанов умер совсем недавно, в 1999 году. Он успел написать капитальный труд "Триумф и трагедия "Энергии". Размышления главного конструктора". Четыре тома объемом более тысячи страниц увидели свет благодаря ученикам и последователям конструктора уже после его смерти. Книга представляет огромный интерес как для специалистов космической техники, так и для широкого читателя. Даем в коротком изложении одну из глав книги.
Так проявилась безответственность политиков, для которых освоение космоса не входило в число национальных приоритетов
СООБЩЕНИЕ ТАСС
15 ноября 1988 года в Советском Союзе проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования "Буран". После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" с кораблем "Буран" орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур. Это выдающийся успех отечественной науки и техники, открывающий качественно новый этап в советской программе космических исследований.
Четко проведенные испытания "Энергии" и "Бурана" в 1988 году вселили оптимизм в руководителей этой программы, которые решительно добивались продолжения испытаний. Из пяти "Буранов", намеченных к строительству в 1976 году, на рубеже 80-90-х годов в готовности к полету было только два корабля. Это изделие 1.01 - орбитальный корабль "Буран", слетавший в космос 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, и изделие 1.02, степень готовности которого к старту в начале 1990 года оценивалась в девяносто пять процентов. Официального собственного имени он не имел, а неофициально назывался "Птичка" или "Буран-2".
Программа последующих испытаний постоянно менялась и на начало 1989 года выглядела так:
IV квартал 1991 года - полет корабля 2К1 длительностью 1-2
суток с модулем;
I-II кварталы 1992 года - полет корабля 2К2 длительностью 7-8 суток с модулем;
1993 год - полет корабля 1К2 длительностью 15-20 суток с модулем;
1994 год - полет корабля 3К1 большой длительности с модулем.
Все первые четыре полета "Буранов" должны были быть беспилотными. В полете корабля 2К2 планировалось отработать автоматическое сближение и стыковку с орбитальным комплексом "Мир". Начиная с пятого полета, должен был использоваться третий орбитальный корабль 3К, оборудованный системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами. Полеты с пятого по восьмой намечались на 1994-1995 годы и тоже считались испытательными, поэтому экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов.
Однако в связи с наметившимся замедлением программы планы испытаний кораблей руководством отрасли были вскоре пересмотрены в сторону сокращения числа полетов с усложнением их программ. Так, в частности, была изменена программа полета 2К1, которая теперь фактически включала все этапы программы полета 2К2. Полет неоднократно переносился по срокам, и с середины августа 1991 года старт передвигался на декабрь со следующей программой: запуск корабля в беспилотном варианте;
автоматическая стыковка с ОК "Мир" со стороны модуля
"Кристалл";
переход космонавтов, работающих на "Мире", в "Буран-2" с опробованием некоторых
его систем в течение суток, в том числе - дистанционного манипулятора;
расстыковка и автономный полет на орбите;
запуск пилотируемого корабля "Союз-ТМ" с его последующей стыковкой с
"Бураном-2";
работа экипажа "Союза-ТМ" на борту "Бурана-2" в течении суток;
расстыковка и посадка "Бурана" в беспилотном режиме.
Как видим, уже только эта программа показывала, насколько серьезным прорывом в освоение околоземного пространства могли быть запуски "Буранов". Во всяком случае мы не отставали бы от американцев с их программами запусков кораблей многоразового использования "Шаттл". Все маневры трех наших космических объектов должны были имитировать возможность спасения экипажа "Бурана" в том случае, если бы он не мог по каким-либо причинам самостоятельно возвратиться на Землю. В этом плане мы даже обгоняли американцев, которые вплотную занялись проблемами безопасности "челноков" только после нескольких катастроф с шаттлами. Сами космонавты в Звездном городке называли участвующий в эксперименте "Союз-ТМ" спасателем. Для полета на этом корабле в Центре подготовки космонавтов обучались предварительные экипажи: Бачурин-Степанов, Бородай-Илларионов, Каденюк-Фефелов.
Однако были и опасения: полагали, что в связи с аварией ракетоносителя "Зенит", первая ступень которого является ускорителем носителя "Энергия", все 4 ускорителя будут отправлены на завод-изготовитель для повторной проверки. Это могло скорее всего вызвать отсрочку запуска "Бурана-2" с декабря 1991 года на середину 1992 года. Так и произошло: полет перенесли. Поэтому он на тот момент планировался уже пилотируемым. К этому полету кандидатами в состав первого экипажа готовились И. П. Волк и А. С. Иванченков.
Резкое сокращение финансирования космических исследований привело к новому переносу этого старта на конец 1993 - начало 1994 года. Но подняться "Бурану" вновь было не суждено. "Союз-спасатель" превратился в конце концов в "Союз-ТМ-16", на котором к орбитальной станции "Мир" полетел 15-й основной экипаж: Геннадий Манаков и Александр Полищук.
По свидетельству Г.Е.Лозино-Лозинского, уже после полета "Бурана" стало ясно, что первый полет будет для него и последним, поэтому детальная послеполетная дефектация корабля не проводилась, и после косметических работ на нем проводились мероприятия по отработке транспортировки корабля на самолете-носителе Ан-225 "Мрия". Именно этот орбитальный корабль между прочим показали на Парижском авиашоу в 1991 году. Называется, похвастались...
Одновременно с этим значительно были замедлены, а затем и заморожены работы с первым "Бураном" на Байконуре и со вторым в цехах Тушинского завода.
Не только сокращение ассигнований на развитие космонавтики и потеря интереса к орбитальному самолету навечно приковали "Буран" к земле. В те годы Министерство обороны России разрабатывало новую военную доктрину, в которой не было места российским шаттлам. И это сыграло в судьбе "Бурана" более значительную роль, чем тяжелое экономическое положение страны. Один из "Буранов", использовавшийся для прочностных испытаний, стал аттракционом в Центральном парке в Москве. Летные экземпляры законсервировали. В упадок пришел "необитаемый" с 1988 года стартовый комплекс "Энергии" и "Бурана" на Байконуре. Скоро зарастет травой и аэродром "Юбилейный", построенный на краю космодрома, предназначенный именно для посадки "Бурана".
В соответствии с принятой Федеральной программой Российское авиакосмическое агентство не планировало испытаний "Бурана" до 2000 года. А после они были невозможны по техническим причинам: уже к 1995 году кончились все регламентные ресурсы на все системы и оборудование "Бурана", а на продление их нет средств. Летные образцы и стартовые сооружения перешли в собственность Казахстана. Самое грустное - нет официального решения о закрытии программы "Энергия-Буран". Такое решение приняло само время - по воле безответственных политиков (в погонах и без погон), для которых освоение космоса не входит в число национальных приоритетов. Вот почему "Буран" никогда больше не полетит в космос.
Таковы последние печальные страницы истории советской космонавтики. В неосуществленной программе "Энергия-Буран" больше всего вызывают сочувствия люди, отдавшие ей годы жизни и упорного труда.
Борис ГУБАНОВ
комментарий web-мастера: сдается мне, что данная статья - это не сокращенный вариант одной из глав воспоминаний Б.И.Губанова, а обыкновенный плагиат нашей страницы об экипажах "Бурана". |
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru