Магнитогорский рабочий
(г.Магнитогорск)
12 апреля 2007 года,
N064
Романтик ракетных войск
Полеты в космос стали для нас уже привычными, запуски космических кораблей не вызывают каких-то волнений. Сообщения о международных экипажах в теле- или радионовостях проходят мимо сознания: полетели - и, как говорится, бог с ними. А ведь была и борьба за первенство в космосе между СССР и Америкой, мы знали каждого космонавта, боготворили первых покорителей Вселенной. В то время главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев считал, собственно, и справедливо, что со священной земли нашей Родины "не раз уйдут в неизвестные дали космические корабли. Каждый их полет и возвращение будет великим праздником нашего народа, всего передового человечества, победой Разума и Прогресса".
Мнение Королева полностью разделял молодой лейтенант Григорий Кудря, который после окончания Харьковского высшего военно-командного училища был направлен служить на Байконур - этот "первый причал берега Вселенной". При себе Григорий Иванович имел диплом, где было написано, что он является инженером-механиком по летательным аппаратам, а в секретном приложении к документу о высшем образовании значилось: "инженер-механик по летательным космическим аппаратам".
В то время стартовый район основного космодрома СССР раскинулся на 85 километров с севера на юг и на 125 километров с запада на восток. Там было воздвигнуто 52 стартовых сооружения, 34 технических комплекса, три вычислительных центра, 16 стационарных измерительных пунктов, два подвижных автомобильных, один железнодорожный, четыре самолетных пункта, четыре базы падения, кислородно-азотный завод, два механосборочных завода, два аэродрома, пять посадочных площадок, ТЭЦ, два энергопоезда, метеостанция, пожарная...
Три, два, один... Пуск!
Григорий Иванович прибыл в боевую часть - бригаду ракетных войск. Нес постоянное боевое дежурство, имел в подчинении бойцов срочной службы. Лично наблюдал старты многих кораблей. Во время пусков ракет рядовой и сержантский состав во избежание несчастных случаев укрывали в специальном убежище. А молодые лейтенанты, наоборот, вопреки приказу садились на машину-водовозку и мчались в пустыню - смотреть запуск. И по возможности фотографировали взлетающую ракету, что в те времена было категорически запрещено. А на их поездки начальство смотрело, что называется, сквозь пальцы...
- Впечатление ни с чем не сравнимое, - вспоминает военный комиссар Орджоникидзевского района Григорий Кудря. - Одно дело - смотреть пленку с записью, другое - когда это происходит на твоих глазах. Пустыня, жара. В мареве парит огромнейшая махина. Перед ее запуском все в округе замирает, не щебечут даже птицы. Старт, огромное зарево, дым, затем доходит гром. Кажется, что ракета стартует из пламени. Обычно во время старта небо чистое, видно, как отделяются и падают вниз ступени летательного аппарата.
Время стартов было разным. Оно определялось в зависимости от задач, которые ставились перед экипажем и управляемыми ракетами. Летательные аппараты всех типов и назначений - "Экран", "Радуга", "Марс", "Венера", "Салют", "Союз" - на Байконуре запускали с различных площадок практически ежедневно.
На глазах Григория Ивановича на второй площадке, с которой стартовал Юрий Гагарин, был неудачный старт. Значительно позже в официальных источниках о нем появилось лаконичное сообщение: "27 сентября 1983 года, космонавты В. Титов, Г. Стрекалов. Ракета-носитель взорвалась на пусковой площадке. Экипаж остался жив благодаря системе аварийного спасения". Эти же космонавты (плюс А. Серебров) попали в ЧП на корабле "Союз Т-8" 20 апреля того же злополучного для них 1983 года. Находясь в полете свыше двух суток, не смогли пристыковаться к станции "Салют-7". Если автоматическая стыковка не происходит, то есть возможность использовать ее ручной вариант. И опять-таки - если не получилось состыковаться вручную, то точка приземления космонавтов сильно далека от ожидаемой. Экипаж ожидал разрешения ситуации с Земли. Центр управления полетами разрешил приземление в заданном районе.
19 августа 1982 года осуществлен запуск космического корабля "Союз Т-7". На его борту находились космонавты Л. Попов, А. Серебров и С. Савицкая. Кстати, Светлана Евгеньевна дважды летала в космос. Во второй раз бортинженер корабля "Союз Т-12" 25 июля 1984 года первой из женщин Земли совершила выход в открытый космос.
- Космонавтика и авиация созвучны русской душе. Надо только не дать убить тягу к небу у молодых, - считает Светлана Савицкая и вспоминает о тяготах своей редкой профессии. - В первые дни полета у многих космонавтов проявляется морская болезнь, начинают болеть спина, голова. Это же понятно - кровь в невесомости распределяется не так, как на Земле. Лично я нормально себя чувствовала, невесомость для меня была приятной.
Такие откровения советской космонавтки Григорию Кудря не довелось слышать перед стартом - он по службе присутствовал на пресс-конференции перед полетом "Союза Т-7" в Доме культуры города Ленинска. Тогда разрешалось говорить только самые необходимые данные в присутствии корреспондентов советских СМИ. К примеру, биографию, в каком качестве допустили лететь в космос. Журналистам дозволяли задавать основному и дублирующему составу не более двух-трех корректных вопросов. Космонавты военные были одеты в форму, гражданские - в обычные костюмы. Несколько раз Григорий Иванович видел отъезд космонавтов на стартовую площадку космодрома: в зашторенных "Икарусах" в сопровождении многочисленных машин Госавтоинспекции.
До космоса - час пути
Кудря застал Байконур в самом его расцвете. Строилась взлетно-посадочная полоса для космического корабля "Буран". Под нее рыли котлован глубиной около 15 метров и длиной четыре километра. В конце 1982 года на 32-й площадке космодрома выставили макет этого необычного летательного аппарата, его было видно даже из города. Испытатели в то время решали проблему отладки двигателей. В иные дни в Байконур приезжало до тридцати тысяч командированных, можно было встретить при полном параде даже офицеров-моряков...
Григорий Иванович, не приняв предложения перейти служить в космические войска, по приказу покинул космодром в 1984 году. Но до сих пор он с некоторой ностальгией вспоминает эти два в общем-то нелегких года.
"Космическое пространство вовсе не так уж далеко, - сообщил миру английский астрофизик прошлого столетия Фред Хойл. - До него только час пути, если только ваш автомобиль мог бы двигаться вертикально вверх".
И человечество по совету англичанина устремилось вверх, но для достижения космоса оно избрало совсем другое средство - космический корабль. Люди следили за каждым шагом космонавтики, пока эта отрасль была новостью. Затем интерес был утерян, ныне наши дети не желают быть, как мы в детстве, космонавтами. И кто знает, сколько понадобится лет, чтобы космическую отрасль вновь возжелала молодежь, а космонавты по возвращении на "причал берега Вселенной" становились национальными героями.
Геннадий ПОГОРЕЛЬЦЕВ
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru