Факты
(г.Киев)
9 ноября 2007 года,
N206
В 1972 году правительство Советского Союза приняло решение о создании космического корабля многоразового использования, аналогичного американскому "Спайс Шаттл". Советская система получила название "Энергия-Буран". В отличие от американского челнока, советский должен был летать в беспилотном режиме. Над суперпроектом работали 86 министерств и научных ведомств, на 1286 предприятиях трудились два с половиной миллиона человек. Только докторов наук было 250! Летом 1988 года испытания были завершены. Советское правительство приурочило запуск "Бурана" к годовщине Великой Октябрьской революции и назначило дату: 29 октября. Но в этот день система дала небольшой сбой, и старт перенесли на две недели.
15 ноября 1988 года в 6 часов утра по московскому времени мощная ракета "Энергия" с четырьмя двигателями высотой 60 метров с челноком "Буран" (общий вес 2200 тонн) взмыли в небо.
Примечание web-мастера: РН "Энергия" имела по одному четырехкамерному двигателя на четырех боковых блоках первой ступени и четыре однокамерных двигателя на второй ступени. Таким образом, общее число двигателей на "Энергии" равнялось восьми. |
На корабле не было людей, хотя в носовой части "Бурана" размещались уютная цельносварная герметичная кабина и каюта общей площадью 70 квадратных метров, рассчитанная на 10 человек.
Примечание web-мастера: Суммарный объем герметичной кабины "Бурана" составлял 73 кубических метра. |
Поверхность корабля покрывали 38 тысяч теплозащитных плиток. Грузовой отсек мог вместить орбитальную станцию "Мир". Всего он способен был поднять до 30 тонн груза. Полет проходил нормально. Ракета-носитель выполнила свою задачу и в заданное время отделила все ступени, которые упали в степи Казахстана. Корабль вышел на рабочую орбиту на высоте 260 километров и, сделав два витка вокруг Земли, пошел на посадку. Его можно было наблюдать с Земли, как летящий метеорит. Первый полет "Бурана" длился 205 минут. Приземлившийся корабль обследовали пожарные и химические команды. Осмотр показал, что все в норме. Со стартового комплекса прибыли большая группа руководителей, конструкторы, министры и генералы. Потом приехала инженерная группа. Многие плакали от счастья. Многолетняя работа этих людей была вознаграждена. Все пожимали друг другу руки и обнимались. За триумфом на космодроме "Байконур" наблюдал по телевидению весь мир.
Но при всех достоинствах советского космического челнока первый его полет оказался последним. "Буран" был слишком дорогим для использования в мирных целях, ведь изначально он планировался как военный орбитальный корабль. В 1993 году программа "Энергия-Буран" была закрыта. Этому способствовала и политическая обстановка, сложившаяся после развала Советского Союза. "Буран" был уничтожен обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на космодроме "Байконур" весной 2002 года. Советский челнок до сих пор является единственным в мире космическим кораблем, который совершил полет и посадку в автоматическом беспилотном режиме.
Подготовила Любовь ГРАНКИНА
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru