Тюменский курьер
9 декабря 2006 года,
N168-169
Сорок лет назад, в декабре 1966-го, на одном из подмосковных предприятий в обстановке строжайшей секретности началось строительство уникального летательного аппарата - ракетоплана "Спираль".
Авторы проекта - выдающийся авиаконструктор, генерал-полковник Артем (Анушаван) Микоян и корифей аэродинамики, академик Глеб Лозино-Лозинский - решили впервые в мире соединить особенности ракеты и самолета. По их замыслу, остроносый и бесхвостый космический корабль с двумя широкими крыльями-плоскостями и двумя парами обычных убирающихся шасси мог взлетать с бетонки обычного аэродрома длиной всего чуть более двух километров, а затем, включив два двигателя на форсаж, выходить на околоземную орбиту. Возвращалась "Спираль" из космоса по-самолетному. В этом и крылось ее предполагаемое преимущество по сравнению с кораблями "Восток", "Восход" и "Союз" конструкции Сергея Королева.
"Спираль" являлась прообразом современных космических челноков - американского "Шатла" и отечественного "Бурана".
В работе над новинкой были заняты гражданские и военные ученые и испытатели. В число ученых в погонах входил и уроженец Тюмени, инженер-подполковник Вениамин Васильевич Козлов (1926-1988). Участник Великой Отечественной войны, выпускник Ленинградской военной академии связи имени Серго Орджоникидзе, он был одним из тех, кто обеспечил первые переговоры по космической связи, которые вели с "Зарей"-3емлей Юрий Гагарин и Герман Титов.
С легкой руки своего друга - космонавта N2 Титова Вениамин Козлов приобщился к новому проекту. Наш земляк отвечал за разработку системы бесперебойной связи между ракетопланом и его земными "поводырями".
К весне 1967-го экспериментальный образец ракетоплана обрел реальные черты. Первые рулежки по взлетной полоса на корабле "С-001" выполнили племянник генерального конструктора Степан Микоян, Герман Титов, Анатолий Филипченко и Александр Куклин. Прошли и испытания системы связи.
Однако катастрофа "Союза-1" и гибель Владимира Комарова отодвинули летные испытания "Спирали" на более поздние сроки. Приоритет остался за "Союзами". Преемник Сергея Королева академик Мишин сумел убедить руководство страны в надежности и экономичности этих кораблей. Сыграла свою роль и острая конкуренция между "ракетчиками" и "самолетчиками".
Примечание web-мастера: В этом описании истории и конструкции "Спирали" сложно найти хоть слово правды... В реальности все было так |
В 1969-м на МИГе-23 разбился в Ахтубинске заместитель главкома ПВО страны генерал Кадомцев. После этого случая с Артемом Микояном случился третий инфаркт. В начале следующего года он ушел из жизни. После смерти генерального конструктора "Спирали" его дело пытался продолжить маршал авиации Евгений Савицкий. Однако ракетоплан так и не вышел на орбиту. Программу свернули и законсервировали до лучших времен.
Космические связисты, и Вениамин Козлов в том числе, перешли к разработке новой темы - системы телевизионной связи "Орбита-Восток". В 1971-м она стала действовать. Все ее разработчики получили государственные награды (подполковник Козлов - орден "Знак Почета").
До последнего дня жизни наш земляк продолжал работать в ЛИИ имени Громова.
... Опыт "Спирали" оказался востребованным в 1987-1988 годах при подготовке к выходу на орбиту беспилотного "Бурана".
Игорь Ермаков
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2007
E-mail: buran@buran.ru