Ежедневные новости - Подмосковье (Москва)
30 июня 2006 года, N116

Ушедшая легенда

Космический корабль многоразового использования "Буран", совершив два оборота вокруг Земли, приземлился, словно обычный самолет

1988 год. В Центре управления полетами раздался гром аплодисментов. То возрастая, то затихая, как шум морского прибоя, он перекатывался по всему залу, от операторов, стоя аплодировавших у своих мониторов, до генералов и журналистов. От нахлынувшего ощущения успеха перехватывало дыхание. Все словно опьянели от радости и разноречивых чувств, когда на огромном демонстрационном экране увидели, как космический корабль многоразового использования "Буран", совершив два полных оборота вокруг Земли, приземлился на посадочной полосе, словно обычный самолет. Правда, никто не сошел с трапа, поскольку экипажа на борту не было.

То ли корабль, то ли видение
Это был первый полет "Бурана" в ответ на полет американского "Шаттла", и прошел он в автоматическом режиме. Таким же должен был стать и второй полет, с тем лишь отличием, что "Буран" не ограничился бы полетом на орбите, а состыковался с орбитальной станцией "Мир" и после визита на него экипажа приземлился бы как телеуправляемый планер на специально подготовленной полосе космодрома Байконур.

"Буран" предусматривался как многоцелевой корабль, более универсальный, чем "Шаттл". Он был способен работать в автоматическом режиме, использоваться в качестве корабля технической помощи экипажам космических станций, для вывода на орбиту и ремонта спутников в космическом пространстве, служить орбитальной лабораторией или блоком комплекса "Мир" и возвращать на Землю полезный груз весом до тридцати тонн. В системе использовались твердотопливные ускорители, а потому она считалась экологически чистой. В 1989 году "Буран" был выставлен на парижском авиасалоне, где произвел настоящий фурор.

Корабль был построен по схеме самолета типа "бесхвостка" с треугольным крылом переменной стреловидности, имел аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, - руль направления и элероны. Он был способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до двух тысяч километров.

Длина "Бурана" едва не дотягивала до 36 с половиной метров, размах крыла составлял около 24 метров. В носовой отсек была вставлена кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины составлял более 700 кубических метров.

Очень важной особенностью "Бурана" являлась его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состояло из огромного числа (около 39 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов - кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода. Покрытие монтировалось с помощью компьютерных программ, учитывающих место установки каждой плитки на корпусе.

В хвостовой части корабля была расположена двигательная установка, две группы двигателей для маневрирования размещались в конце хвостового отсека и в передней части корпуса.

Бортовой комплекс управления состоял более чем из пятидесяти систем, которые управлялись автоматически по программам, заложенным в бортовую вычислительную машину.

Первый полет "Бурана" продолжался 205 минут и завершился успешной посадкой на специальную посадочную полосу около пяти километров длиной и шириной 80 метров, созданную в районе космодрома Байконур. Это была первая в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования.

- В условиях полной секретности проводилась подготовка к запуску челнока, - вспоминает Андрей Краснов, сотрудник службы безопасности космодрома Байконур, который сегодня живет в подмосковном Чехове. Он говорит, что с самого начала операция была уникальной и закрытой.

- "Буран" доставляли на космодром частями. Первой прибыла двигательная установка, предназначенная для маневрирования корабля на орбите. Ее доставили на самолете "Антей". От места посадки самолета до базы было примерно тридцать-сорок километров. После трех часов разгрузки, мы на грузовиках тронулись в сторону космодрома. Скорость наша не превышала десяти-пятнадцати километров в час. Установка прибыла в одиннадцать часов вечера, а на Байконур мы ее доставили только к половине пятого утра.

Спустя некоторое время прибыл и сам планер. Он перевозился на самолетах в несколько этапов, чтобы американские спутники не смогли засечь передвижений. После того, как все части корабля были доставлены на космодром, начались работы по монтажу и подготовке "Бурана" к полету. Люди работали в три смены. Если обслуживающий персонал и вспомогательные службы трудились по сменам, то ведущие конструкторы буквально поселились на месте работы. Ежедневно проходил совет главных конструкторов, на котором обсуждалось все, что сделано, и говорилось о планах на будущее. Если возникала необходимость в дополнительных частях, самолет немедленно доставлял их из Москвы.

- Весь космодром работал в напряженном режиме, - вспоминает Андрей Краснов. - Нам приходилось спать крайне мало. Если человеку надо было попасть на корабль, то на руках у него должен был быть допуск в здание, затем он получал допуск в зал, потом - в зону корабля и только после этого - на борт корабля. Каждый, кто попадал на борт "Бурана", переодевался в стерильный костюм, предъявлял дежурным задание и входил внутрь. После того, как "гость" покидал борт, комиссия проверяла его работу. Любая оплошность могла привести к аварии в полете, а этого не мог допустить ни один человек, причастный к "Бурану".

Над уникальной ракетно-космической транспортной системой работали самые лучшие специалисты Советского Союза, около трех миллионов человек по всей стране так или иначе были причастны к "Бурану".

Андрей Краснов говорит, что на самом космодроме работало около трех тысяч человек, а на заседаниях Государственной комиссии в зале совещаний на космодроме можно было увидеть весь свет отечественной науки. Обсуждения велись на уровне министров и их заместителей. Причем в любой момент могли поднять любого человека, ответственного за ту или иную часть, и спросить: "Вы гарантируете качество? ". Вариант ответа, как правило, был один: "Да".

- Большое значение имела теплоизоляционная система, - вспоминает Андрей Краснов. Специальные плитки наклеивали определенным составом клея при постоянно поддерживающейся в шлюзах температуре. Один раз произошел случай, когда показатель термометра упал - и всю работу забраковали. Специалистам пришлось переделывать.

Момент истины
Он наступил, когда монтаж был полностью закончен. Пришло время испытаний. Несколько макетов "Бурана", созданных в натуральную величину, проходили испытания на герметичность, проверялось радиоэлектронное оборудование.

- Была создана специальная безэховая камера, где проверяли бортовую аппаратуру в условиях, приближенных к космическим. Завершающим же этапом стало испытание полного состава корабля на вибростенде. Носитель вместе с кораблем трясли, создавая большие нагрузки.

Андрей Краснов вспоминает, что в день запуска челнока на космодроме нервничали абсолютно все: от главного конструктора до уборщицы.

- Качество гарантировать можно, а удачу - нет. Поэтому все люди, не имеющие непосредственного отношения к "Бурану", были эвакуированы из зоны возможного поражения в случае краха. Местные жители залезали на крыши своих домов, чтобы хоть издали увидеть исторический момент. За десять минут до старта вывели и всю службу безопасности. Мы находились в специальном бункере, но через приоткрытую дверь все видели. Саму ракету мы практически не видели из-за клубов дыма, но по звуку поняли, что она "пошла".

После старта люди стали возвращаться на космодром, но впереди была еще и посадка. Андрей Краснов стал свидетелем приземления "Бурана".

- Мы с другом забрались на самую высокую точку космодрома - на крышу монтажно-испытательного корпуса - и увидели, что из облаков буквально вывалился корабль. Он шел прямо носом в землю, мы не на шутку перепугались. Но спустя мгновение "Буран" выровнялся - и все пошло как по маслу: корабль приземлился строго на посадочную полосу. Это была победа всех нас, кто столько времени не смыкал глаз на космодроме. Некоторые даже плакали - от радости и гордости.

В 2005 году минуло семнадцать лет с того знаменательного дня - со дня победы всей страны. Сегодня об этом историческом моменте помнят немногие, в основном те, кто принимал участие в операции. Те, благодаря чьим усилиям мы можем гордиться достижениями отечественной науки. Ведь до сих пор многие отечественные разработки не по зубам американским специалистам.

Инга ТАРАСОВА

Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru