The West East -
Запад Восток (Денвер, Колорадо)
международный русскоязычный
еженедельник
7-13 марта 2006 года,
N10(289)
12 февраля с.г. TV канал "Русский мир" по
ностальгической программе "Было время" (ведущий Александр Политковский) показал
встречу, посвященную истории создания многоразового космического корабля
"Буран".
Во встрече участвовали В.М.Филин и
Ю.П.Семенов - председатели РКК "Энергия" (ранее - НПО
"Энергия") и летчик-испытатель, космонавт И.П.Волк. В
представлении Филина и Семенова
автором (причем, единоличным) "Бурана" является их фирма. Господин
Филин даже заявил, что он первым провел осевую линию
"Бурана" на своем кульмане.
Примечание web-мастера: Это не правда - В.М.Филин пришел в программу позже "первой осевой линии". Первые проработки облика советского многоразового космического корабля проводились в службе N16 НПО "Энергия", которой руководил Игорь Садовский. |
Я понимаю, что когда работу делает один, а ее
результаты присваивает себе другой, то такое бывало и было почти нормой. Но
когда фирма, не имевшая и не имеющая никакого опыта в самолетостроении
присваивает себе право называться автором, разработчиком "Бурана", игнорируя
права на авторство и участие в этом проекте многотысячного коллектива
НПО "Молния", то это явление
патологически уникальное. НПО "Молния"
решением правительства было организовано в 1976 году для создания первого в
СССР пилотируемого космического корабля многоразового
использования. Фирма образовалась при слиянии двух конструкторских бюро - КБ
"Молния" (Гл. конструктор М.Р.Бисноват) и КБ "Буревестник" (Гл. конструктор
А.В.Потопалов) и Экспериментального машиностроительного
завода (Ген. Конструктор В.М.Мясищев).
Новую фирму возглавил Г.Е.Лозино-Лозинский (ОКБ
им.А.И.Микояна), еще в 60-е годы работавший над проектом многоразовой
авиационно-космической системы "Спираль".
Вместе с Г.Е.Лозино-Лозинским пришли его сподвижники
из ОКБ Микояна и более 100 человек из Дубны, работавших над "Спиралью".
НПО "Молния" стала мощной
научно-технической фирмой. В ней стало работать более 250 докторов и кандидатов
наук.
В постановлении правительства предусматривалось создание
орбитального корабля (ОК) "Буран" и
ракеты "Энергия". Головной была названа
НПО "Энергия", а НПО "Молния"
предписывалось создание планера ОК. Вот, что такое планер не уточнялось. В
представлении г.г. Филина и
Семенова это, видимо, просто железка, корпус. А что же было в
действительности? Это я и постараюсь показать.
Я тогда работал в КБ "Молния" и, таким
образом, автоматически стал причастным к работе с проектом "Буран". Попал в
отделение аэродинамики и систем управления (нач. отделения, зам. Главного
конструктора - д.т.н. Е.А.Самсонов). Курировал я не
только работы по "Бурану" по тензометрическим аэродинамическим испытаниям в
аэродинамических трубах (измерение внешних нагрузок с помощью специально
спроектированных тензовесов), но и по просьбе В.П.Глушко
(Ген. Конструктор НПО "Энергия") курировал подобные работы по ракете "Энергия",
так как подобную службу НПО "Энергия" не имеет.
В нашем отделении занимались и системой управления, в том числе и автоматической
посадкой.
На фирме были организованы все необходимые научно-теоретические, проектные,
конструкторские и производственные службы. Была создана мощная экспериментальная
база. На территории развернулось большое строительство лабораторных корпусов.Вот
некоторые службы:
Были созданы стенды, позволяющие полунатуральное моделирование полета, пилотажные стенды (статический и динамический), предназначенные для тренировки экипажа и многие другие стенды, лаборатории и подразделения, всех не назовешь. Только при создании стендов было сделано и внедрено около 200 изобретений.
Лозино-Лозинским,
как я помню, был не в восторге от проекта "Буран". Он видел будущее в проекте "Спирали",
а затем и МАКСа, где старт ОК
производится непосредственно с самолета. Однако, головной разработчик всей
системы НПО "Энергия" настоял на использовании компоновки, близкой к
американскому "Спейс Шаттлу". Да и
руководство страны было настроено не "изобретать велосипеды". Нужно сказать, что
внимание руководства страны было большое: на фирме часто бывали и секретари ЦК
КПСС и министры.
Верный своей идее Лозино-Лозинский попутно с
разработкой самого "Бурана", проводил исследования аэродинамических
характеристик и теплозашитного покрытия компоновки
"Спираль" с помощью орбитального
беспилотного летательного аппарата "Бор-4" (масштаб
1:2) (мы его называли "лапоть"), запускавшегося с Капустина Яра и
зарегистрированного как "Космос". Было произведено 4 пуска. Делалось это с
прицелом для работ уже после завершения проекта "Буран".
Для подобных исследований самого "Бурана" был спроектирован и изготовлены
подобные аппараты "Бор-5" (масштаб 1:8) в геометрии
"Бурана". Было произведено 5 пусков. Мне довелось в ЛИИ МАП готовить к пускам
все 5 машин.
Время, связанное с работой над "Бураном", никогда не забудется. Было много
всяких моментов, воспоминания о которых греют сейчас душу. По моему "ведомству",
например, за короткое врем было спроектировано и использовано в испытаниях более
100 тензометрических весов различных схем и назначений, включая и для
исследований на гиперзвуке, где большой проблемой была высокая температура.
Конечно, успех полета "Бурана" вызвал у нас чувство большой гордости за
причастность к этой работе. Подобное чувство относится ко всем коллективам
независимо от их вклада. Это общий успех, общая гордость. Это все так. Но почему
у участников этой встречи не нашлось ни слова, ни намека о роли
НПО "Молния"?
Показанные в сюжете рабочие лица на митинге в НПО "Энергия" вдохновенны, но
именно к "Бурану" они отношения не имеют (а ведь о "Буране", а не о ракете
"Энергия" шла речь на встрече). Был подобный митинг и у нас, в
НПО "Молния", и на
Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ), где, собственно, он изготовлялся
и собирался. Но это не показали. Довольно странно было видеть
И.П.Волка, не среагировавшего на этот сюжет, тем более
что о проекте "Спираль" он знает не
понаслышке - он участвовал в испытаниях его дозвукового
аналога (изд. 105.11) и имел тесный контакт с
НПО "Молния".
Кстати, я на нашей территории его часто видел и утром и вечером, чрезвычайно
озабоченного. Видел его и в кабинете моего начальника
Е.А.Самсонова. По свидетельству моих знакомых, работавших на пилотажных
стендах, сам И.П.Волк обладал невероятной реакцией,
находя единственно правильное решение из казалось бы безвыходной ситуации.
Вспоминается и показанный нам фильм,
посвященный первому полету "Бурана" по программе ГЛИ
(горизонтально-летные испытания). "Буран", оснащенный авиационными двигателями,
впервые поднялся в воздух как обычный самолет, ведомый
И.П.Волком. Вспоминается и приветствие
Г.Е.Лозино-Лозинского, обращенное к Волку: "Ну, и
обрадовал же ты меня". Думаю, что сейчас он вряд ли бы ему так сказал.
В настоящее время объявлен конкурс на разработку будущих многоразовых
космических кораблей. РКК "Энергия" представила
аппарат "Клипер", очень похожий по
конфигурации на "Спираль". А в интернете
я нашел сообщение, что его разработку, возможно, будет вести ОКБ Сухого. Все
естественно: "Энергия" это делать не умеет. Хочется надеяться, что ОКБ Сухого не
постигнет участь НПО "Молния".
Хочется надеяться на то, что НПО "Молния"
найдет в себе силы и выберется из нынешнего тяжелого положения, чего я ему от
души желаю. Нет сейчас уже в живых ни Лозино-Лозинского,
ни Самсонова, ни многих других. Но хотя бы ради памяти
ушедших справедливость должна быть восстановлена.
Абрам Грибелюк
Денвер Колорадо
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru