Веcтник
Воздушного Флота
29 августа 2005 года,
N004
МАКС - это, в первую очередь, престиж страны, это обмен опытом, знаниями, технологиями и, в конечном счете, определение путей как своего развития, так и рыночного взаимодействия с партнерами и конкурентами. Именно поэтому ЭМЗ им. В.М.Мясищева считаем обязательным участие на "МАКСе-2005".
Основу экспозиции нашего предприятия составляет самолет М-55 "Геофизика", экспонируемый на статической стоянке. Этот самолет побывал в Арктике, над Антарктидой и Индийским океаном и над джунглями Бразилии, осуществляя полеты по изучению атмосферы планеты Земля и состояние озоновых образований. Исследовательские полеты М-55 - вклад нашей страны в поддержку подписанного Россией Киотского протокола.
На базе этого известного самолета в ОКБ ЭМЗ
разработано еще два варианта его использования - авиационно-космическая система
для запуска микроспутников и авиационно-космическая система
для туризма, способная в суборбитальном полете доставить пилота и двух туристов
на высоту не менее 101 км.
Оба проекта - результат работ предшествующих лет, начиная с
крылатой межконтинентальной ракеты "Буран", созданной В.М.Мясищевым в 50-х
годах прошлого века, и орбитального корабля
"Буран", совершившего беспримерный полет
в автоматическом режиме 17 лет назад.
Кстати, макет туристского модуля этой системы
представлен в экспозиции России на выставке ЭКСПО, которая в этом году проходит
в городе Нагано (Япония), и вызывает неподдельный интерес деловых кругов страны
и посетителей.
Необходимо отметить особенности нашего космического туристского проекта по
сравнению с аналогичными разработками российских и зарубежных фирм.
Начать следует с того, что старт нашего суборбитального
туристского модуля C-XXI с М-55 осуществляется на высоте порядка 17 км, что
позволяет существенно сократить энергетические затраты для выхода модуля на
требуемую высоту.
Создаваемый модуль C-XXI оснащен катапультными креслами, разработанными на ОАО "Звезда", и сбрасываемыми люками для двух туристов и пилота. Эта уникальная система аварийного спасения была отработана у нас еще при создании космического корабля "Буран". Стоимость полета туриста на борту нашего аппарата не будет превышать 100 тыс. долл. И, по нашему мнению, обеспечит популярность и краткий срок окупаемости проекта.
Что же касается системы АКС-55, то она способна выводить микроспутники на опорную орбиту 180-200 км, с которой возможно осуществить старт на рабочую орбиту с апогеем до 800 км.
Для рынка авиации общего назначения в ОКБ
разработан проект двухдвигательного самолета с ТВД М-201 на 18 пассажиров.
Самолет легко конвертируется из пассажирского в грузовой, санитарный и другие
варианты. Крейсерская высота полета самолета составляет примерно 7600 м,
дальность полета при полной загрузке - 1800 км.
В самолете использована технология и многие агрегаты нашего самолета М-101Т
"Гжель", что существенно удешевляет стоимость и сроки создания М-201.
Следующая наша разработка - проект легкого административного самолета М-204 с двумя ТРДД на 8-9 пассажиров. Дальность полета самолета составляет 2800 км со скоростью до 750 км/час на высотах до 12000 м.
Не забыли мы и проверенную годами М-101Т "Гжель". В нашем ОКБ разработан проект модификации этого самолета в сельскохозяйственный самолет, получивший индексацию "М-101Т СХ". Создаваемый самолет превосходит эксплуатируемый АН-2 СХ по летно-техническим характеристикам и производительности проведения сельскохозяйственных работ. Острая потребность сельского хозяйства России и других стран в подобном самолете гарантирует рынок продаж.
Не будет забыт в экспозиции ЭМЗ им. В.М.Мясищева уже знакомый специалистам типоразмерный ряд самолетов интегрированной аэродинамической схемы М-бО.
Помимо самолета М-55 "Геофизика" на статической стоянке мы продемонстрируем разработанный и строившийся еще в ЧССР учебно-тренировочный самолет L-39 "Альбатрос", но оснащенный уже отечественным бортовым оборудованием и комплектующими, а также катапультными креслами ОАО "Звезда".
Не забыты и товары, так называемого, "народного потребления", одним из которых является ветродвигатель с обтекателем и центральным телом, работающий при небольших скоростях ветра. Особенности ветродвигателя - его модульность. Он представляет интерес для сельских, лесных и других хозяйств, и многочисленных владельцев небольших земельных участков.
Основу нашей экспозиции составляет высокотехнологичная и, зачастую, уникальная продукция.
Валерий НОВИКОВ, Генеральный конструктор ЭМЗ им. В. М. Мясищева
"Долгопрудненское КБ автоматики" является единственным государственным предприятием по воздухоплавательной технике и поставляет для государственных нужд системы, базирующиеся на свободных и привязных аэростатах.
История создания "ДКБА" уникальна Еще в 1920 г. усилиями наших предшественников совершил ряд полетов дирижабль "Астра", а в 1924 г. под руководством Фомина и А.Н.Туполева был создан мягкий дирижабль "Московский химик-резинщик". В 1932 г. в "Дирижаблестрое" были созданы мягкие дирижабли В-2 объемом 5000 м3 и В-3 объемом 6500 м3.
В 1932-1934 гг. под руководством главного конструктора Умберто Нобиле, известного итальянского конструктора-дирижаблиста и исследователя Арктики, у нас в стране были построены первые полужесткие дирижабли В-5 объемом 2200 м3 и "СССР В-6 Осоавиахим" объемом 18500 м3, грузоподъемностью 8500 кг. Впоследствии Нобиле написал об этом книгу "Мои пять лет с советскими дирижаблями". "Это был один из самых счастливых периодов в моей жизни" - вспоминал потом Нобиле.
Воздушный корабль "СССР В-6 Осоавиахим" навсегда вошел в историю. Он совершил много замечательных перелетов по нашей стране, установил международный рекорд продолжительности полета, обогнав знаменитого "Графа Цеппелина". В последующее время начиная с 1940 г. работы по строительству дирижаблей прекратились.
Возрождение воздухоплавательной техники в стране возобновилось в 1955-1956 гг.
после осуществленных массовых запусков аэростатов-разведчиков на территорию
Советского Союза с различных баз НАТО в Европе от Норвегии до Италии, Турции,
Греции и др.
В 1956 г. воздухоплавательная тематика была поручена ОКБ-424 ГКАТ (бывший "Дирижаблестрой"),
главным конструктором которого был назначен М.И.Гудков (один из конструкторов
самолетов типа "ЛаГГ"). В дальнейшем ОКБ 424 МАП было переименовано в
Долгопрудненское Конструкторское Бюро Автоматики - "ДКБА", которое является
единственным государственным воздухоплавательным предприятием в России.
Начиная с 1956-1958 гг. Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики, специализирующееся в области проектирования и строительства образцов воздухоплавательной техники разного назначения, разработало и создало целое поколение от мини до гигантских стратостатов объемом от 4 м3 до 3 000 000 м3, грузоподъемностью от 1,5 кг до 6,5 т, высотой полета от 1,5 км до 45 км, продолжительностью полета до 20 суток, в том числе и всемирно известный пилотируемый высотный аэростат "Волга", ныне представленный в музее ВВС РФ.
Кроме свободных аэростатов, "ДКБА" разработало и создало ряд привязных аэростатов объемом до 12 000 куб. м, различных не только по конструкции, но и по характеру решаемых технических задач, грузоподъемности, высота подъема и времени нахождения на рабочей высоте. Как правило, все созданные привязные аэростаты были разработаны с учетом выполнения комплексных технических задач (от размещения оборудования средств связи и экологического мониторинга до размещения различных многофункциональных средств наблюдения и оповещения).
ФГУП ДКБА также является первым и единственным в стране разработчиком специальных радиационных аэростатов, представляющих собой по конструкции открытую оболочку полусферической формы, выполненную из специального материала, наполненную воздухом (без использования подъемного газа). Подъемная сила в оболочке создается за счет нагрева воздуха от солнечного излучения в дневное время и излучения земли в ночное.
В начале 1970-х годов по заказу ВВС конструкторское бюро приступает к разработке аэростатного межконтинентального стратосферного комплекса. Благодаря этому заказу, на принципах конверсии впервые в нашей стране для народнохозяйственных и бытовых нужд появился полиэтилен. В те же годы начинается изготовление пневматических сооружений военного назначения - надувных ангаров. Вскоре подобные сооружения появились и в народном хозяйстве.
В середине 1970-х годов был разработан первый отечественный свободный автоматический и радиоуправляемый тепловой аэростат. Позднее на его базе были выпущены тепловые свободные пилотируемые аэростаты международных классов: АХ-5, АХ-7 и АХ-10, не уступающие по ЛТХ зарубежным аналогам, а также первая в стране радиоуправляемая модель дирижабля-тарелки диаметром 15 м.
Специалисты "ДКБА" совместно с Воздухоплавательной службой ВВС РФ в 1986 году поднимали привязной аэростат с мощной осветительной установкой на Чернобыльской АЭС для обеспечения телеуправления краном.
В начале 1990-х годов "ДКБА" в кооперации со своими смежниками по отрасли в рамках НИОКР разработало технический проект и рабочую документацию на экспериментальный дирижабль ДП-800 "Экология" грузоподъемностью до 3 т, на базе которого затем были проработаны вопросы возможности создания морского дирижабля радиолокационного дозора экономических зон, а в рамках НИР - многоцелевого дирижабля ДП-6000 "Витязь" грузоподъемностью до 20 т. Кроме того, были проработаны вопросы по созданию коммерческих дирижаблей ДП-160 "Садко" и ДП-200 "Русь" объемом до 2000 м3.
В рамках работ по воздухоплавательной тематике специалисты предприятия принимали и принимают активное участие совместно со специалистами других предприятий в работах по созданию и применению радиопоглощающих материалов, а также флегматизированного (стабилизированного) водорода, который позволяет снизить эксплуатационные затраты по подъемному (несущему) газу в воздухоплавании примерно в 8-10 раз.
Не так давно наши специалисты первыми в мире создали убирающееся пневматическое
поплавковое шасси для самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, успешно
прошедшее все этапы испытаний, а также комплекс оборудования для самолетов "Метеозащита",
используемых для рассеивания низкой кучево-дождевой облачности и уничтожения
грозовых облаков.
Мы также принимали участие в создании систем и агрегатов космического корабля
"Буран", самолета-амфибии "Ямал", гидроварианта самолета "Грач" (Т-101В).
Более 30 лет ФГУП ДКБА является разработчиком кресел для членов экипажей и пассажиров почти всех типов отечественных гражданских и многих типов военно-транспортных самолетов и вертолетов. Разработанные типы кресел широко используются на судах с подводными крыльями, а также на скоростных поездах. В настоящее время предприятие наряду с разработкой и модернизацией кресел осуществляет их производство небольшими сериями и выполняет капремонт. По специальным заказам осуществляется разработка и производство малых партий кресел и диванов подвижных средств, а также кресел специального назначения для офисов, операторов и т.д.
В настоящее время "ДКБА" является единственным разработчиком систем и средств сигнализации о пожаре, которое устанавливается не только на всех типах самолетов и вертолетов, но и на некоторых типах морских и речных судов, а также других подвижных объектах и даже на перекачивающих компрессорных станциях предприятий Газпрома России.
ДКБА сохраняет лидирующие позиции в разработке и изготовлении мягких конструкций для ракетной и космической техники. Производственные подразделения предприятия специализированы по технологическому принципу и оснащены специальным технологическим оборудованием для выпуска продукции, закрепленной за предприятием (по темам "Бриз-М", "Рокот", "Ангара").
Проводились комплексные работы по созданию пассивных систем торможения для предотвращения накапливания на орбите блоков третьей ступени РН "Союз-2".
Продолжаются исследования в области создания перспективных энергосистем для орбитальных станций, работающих по принципу "солнечного паруса". Практическим шагом по созданию солнечного парусного корабля стал эксперимент "Знамя-2", успешно проведенный с помощью ТГК "Прогресс М" и подтвердивший правильность выбранных конструктивных решений и техническую возможность создания на орбите крупногабаритных бескаркасных пленочных конструкций.
ДКБА в качестве учредителя входит в консорциум "Космическая регата" под руководством РКК "Энергия", призванный способствовать расширению сферы технического сотрудничества с зарубежными странами.
* * * *
Основными видами деятельности ДКБА являются:
Исследование и создание новых перспективных образцов комплексов воздухоплавательной техники, включая дирижабли, свободные и привязные аэростаты, а также создание для них конструкционных пленочных, тканепленочных материалов, систем наземного обслуживания и передачи электроэнергии на борт аэростата для решения задач воздушной разведки, радиоэлектронного противодействия, ретрансляции связи, радиолокационного дозора, учебно-тренировочных работ.
Разработка и изготовление систем и средств сигнализации о пожаре, устанавливаемых на самолетах и вертолетах, на морских и речных судах, а также на перекачивающих компрессорных станциях предприятий Газпрома России.
Разработка и изготовление авиационных кресел пассажирских самолетов (кресел пассажиров и экипажа), а также кресел для морских судов.
Разработка и изготовление мягких конструкций для ракетной и космической техники.
Виктор ГОЛУБЯТНИКОВ,
директор Долгопрудненского КБ Автоматики
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru