N12 декабрь 1999 года
Самолет-аналог орбитального корабля (ОК) "Буран" БТС-02 ГЛИ станет экспонатом летней Олимпиады-2000 года в Сиднее. Условия и стоимость контракта между оргкомитетом Олимпиады-2000 и ОАО НПО "Молния" не разглашаются, но известно, что БТС-02 ГЛИ передается в долгосрочный лизинг австралийской стороне, которая намерена переоборудовать корабль в аттракцион по примеру московского ЦПКиО.
Отправка БТС-02 представляет собой сложную транспортную операцию - воздушная транспортировка исключалась сразу по причинам высокой стоимости и необходимости доработки и "возвращения в строй" уникальных самолетов-носителей "Буранов" ВМ-Т "Атлант" или Ан-225 "Мрия". Поэтому был выбран другой путь: после проведения в конце октября расстыковки агрегатов самолета-аналога на территории опытной станции ЭМЗ им.В.М.Мясищева в ЛИИ им.М.Громова в г.Жуковский (от фюзеляжа были отстыкованы киль, мотогондолы с двигателями АЛ-31, шасси, консоли крыла, демонтировано оборудование и слиты рабочие жидкости) и изготовления специальной оснастки фюзеляж и агрегаты были доставлены на речную баржу, которая по системам шлюзов через центр Москвы речным путем дошла до Санкт-Петербурга. Там в середине ноября груз был перегружен на морской корабль и отплыл в Гетеборг (Швеция). И только из Швеции, после очередного перегруза на другое судно, БТС-02 морским путем попадет в Австралию.
Самолет-аналог ОК "Буран" БТС-02 ГЛИ (Большой Транспортный Самолет второй для Горизонтальных Летных Испытаний) был создан в НПО "Молния" в 1984 году для наземных натурных испытаний и отработки в реальных условиях наиболее ответственных участков полета орбитального корабля - спуска в атмосфере, захода на посадку и саму посадку во всех режимах, включая автоматический.
Самолет-аналог (бортовой № СССР-3501002) обладает при максимальном подобии аэродинамических характеристик способностью самостоятельного взлета и выхода в ключевую точку траектории спуска и посадки. Отличия в аэродинамической компоновке аналога БТС-02 от ОК "Буран" при полном соответствии массовых, центровочных и инерционных характеристик, в том числе и органов аэродинамического управления, заключались в установке четырех ТРД АЛ-31 ОКБ им.А.Люлька с суммарной тягой в 40 тонн и удлиненной передней стойки шасси, обеспечившей заданный стояночный угол.
В рамках программы горизонтальных летных испытаний в (1984-88 г.г.) было выполнено 24 полета и реализовано 19 заходов на посадку в режиме автоматического управления до высоты 10...20 м с последующим уходом на второй круг, два захода до касания ВПП (опускание носового колеса и пробег проводились в ручном режиме управления) и 15 заходов с посадкой и пробегом до полной остановки ОК на ВПП в автоматическом режиме управления. Начиная с 8-го полета (23.12.1986) все посадки выполнялись в автоматическом режиме. Общий налет БТС-02 составляет около 8 часов. Пилотировали самолет-аналог летчики Игорь Волк, Анатолий Левченко, Риманас Станкявичюс, Александр Щукин, Иван Бачурин, Алексей Бородай и Виктор Заболоцкий.
Подробнее о программе ОК "Буран" и самолете-аналоге БТС-02 можно узнать в сети Интернет на сайте http://www.buran.ru
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru