Новые Известия
16 июня 2001 года
Другая жизнь монстра советской программы "звездных войн"
"Начав за здравие за упокой сведем как раз". Гениально-безжалостное определение национальной особенности русского modus vivendi кажется замечательно подходящим для описания перемены участи отечественной космонавтики. Стремительная трансформация великодержавной и просто великой в униженную и оскорбленную, вынужденную зарабатывать на хлеб в "сфере досуга", для красного словца поименованного космотуризмом, - чем не повод для отпевания.
Отпевания между тем грешного. Российская пилотируемая космонавтика не умерла. Просто у нее началась другая жизнь. И, надо заметить, жизнь, во многих своих проявлениях как раз такая, о какой мечтали те, кто уверял человечество, что оно не может вечно жить в колыбели. То есть космонавтика стала по-настоящему народной. В выпусках новостей о ней говорят в блоке светской хроники. А изумленным народам остается судить да рядить, кто с нашей и божьей помощью первым воспарит над планетой - создатель "Титаника" Джеймс Кэмерон или завсегдатаи попсового "отстоя" из группы "На-На".
К счастью, народ позволяет себе судить и о чем-то более серьезном. Свидетельством тому публикуемый текст. Насколько предлагаемое его автором технически воплотимо - судить не нам, а специалистам. Но то что идея коммерческой конвертации циклопического оборонного проекта "Энергия-Буран" и его преемника МАКС в задумку создания круизного орбитального лайнера куда более привлекательна, чем недавно звучавшие призывы к продолжению жизни отжившего свое "Мира" за счет инвестиций чудаков-одиночек - это факт.
Смущает, правда, предлагаемый автором способ сбора средств на осуществление проекта. Непринужденность, с которой предлагается ввести президентский космический оброк с "равноудаленных" предпринимателей, - непринужденность эта шокирует. Но из песни слов не выкинешь. Какие времена, такие и песни.
Гагарин сказал "поехали!", мы отвечаем "проехали". Правда, общественности рассказывают о планах создания станции "Мир-2", но... только после выработки ресурса МКС, то есть бог знает сколько лет спустя. Может быть, просто нас хотят приятно удивить, и "Мир-2" станет работать параллельно с МКС. Но и в этом случае мы будем лишь удерживать те позиции, которые были достигнуты еще во времена Советского Союза. А почему бы не вспомнить о проекте МАКС - многоцелевой авиационно-космической системы, - предложенном космической фирмой НПО "Молния" и академиком Глебом Лозино-Лозинским. Но с некоторым принципиальным изменением конструкции и назначения: надо сделать "Буран" пассажирским космическим кораблем. Для этого достаточно вместо грузового отсека (в который мог бы уместиться весь базовый блок станции "Мир") поставить кресла, прорезать иллюминаторы, и пассажирский "космический челнок" готов. Взлетать он будет, как предполагалось проектом корпорации "Молния", с "летающего космодрома" - украинского самолета-разгонщика Ан-225 "Мрiя", с помощью дополнительного разгонного блока (космической ступени), установленного на "спине" самолета. Как раз сейчас появились сообщения о том, что "Мрiя", разработанная специально для транспортировки "Бурана", снова поднялась в воздух. Как вариант в качестве разгонщика "Бурана" можно использовать российский аппарат на базе, скажем, грузового варианта Ил-96.
Так как и "Буран", и самолет-носитель - объекты многоразового использования, то полет на таком пассажирском комплексе будет сравним по себестоимости с полетом на самолете. В любом случае цена билета для одного космического туриста будет на порядок меньше, чем те двадцать миллионов долларов, которые взяли с американского туриста, полетевшего на российский сегмент МКС. Если уж люди так рвутся в космос, надо дать им эту возможность. Неделя в космосе, невесомость, экскурсия к Луне, а в будущем, возможно, и строительство специального космического туристического комплекса ("Мир-3"), чтобы экскурсантам было где отдохнуть и чтоб американцы не вопили, будто пассажир на МКС все переломает - подумайте, какой замечательный привет НАСА.
Где взять денег? Схема предельно проста. Не так давно президент встречался с промышленниками и предпринимателями и взял с них в благотворительный фонд ветеранов чеченской войны примерно по два миллиона долларов, доходчиво объяснив им, что это совершенно необходимо для блага государства. Что ж, как говорят в рекламе, "надо чаще встречаться"...
Стоимость проекта МАКС в апреле 1998 года составляла, по данным журнала "Военный парад", всего лишь 2,5 миллиарда долларов. Столь низкая цена объясняется наличием большого задела по "Бурану". Правда, там не шла речь о пассажирском варианте, но, полагаю, это не намного удорожит проект. Система может, как утверждают ее создатели, за счет "многоразовости" своих компонентов обеспечить дешевый вывод на орбиту коммерческих спутников, а также их ремонт на орбите или возвращение на Землю, и захватить до 60% мирового рынка коммерческих запусков. Если к этому добавить еще космотуризм, то перспективы открываются просто великолепные.
Конструкторы МАКСа утверждают, что проект окупится за три года при темпе в 20 запусков ежегодно. А в пассажирском варианте это, разумеется, произойдет еще быстрее - богатых любителей острых ощущений на нашей планете, к счастью, достаточно. Так что проект может стать замечательным доказательством справедливости шутки еще советских времен, согласно которой "Буран" придумали для того, чтобы налогоплательщики видели, что деньги не только улетают в космос, но и возвращаются обратно.
А если серьезно, то воплощение подобного проекта показало бы, что, несмотря на нынешние трудности, у России есть силы и воля к осуществлению смелых проектов, что при коммерциализации космоса можно развивать такие направления пилотируемой космонавтики, каких прежде не было никогда.
* * *
НАША СПРАВКА
Работы над проектом многоразовой авиационно-космической системы МАКС ведутся ОАО НПО "Молния" со времени завершения разработки ОК "Буран". Согласно замыслу небольшой крылатый корабль, оснащенный подвесным баком, запускается с самолета-разгонщика Ан-225 "Мрiя", после чего с помощью собственных двигателей выходит на орбиту, совершает маневры и самостоятельно возвращается на Землю.
МАКС предназначена для решения широкого круга задач в космосе, в том числе выведение на околоземную орбиту и возврат с орбиты различных полезных грузов, транспортно-техническое обеспечение космических объектов различного назначения, проведение аварийно-спасательных работ на орбите, осуществление международного контроля за космическим пространством, экологический мониторинг земной поверхности.
В 1988 году силами 70 предприятий авиационной и космической промышленности разработан эскизный проект в 220 томах. К настоящему времени на разработку МАКС израсходовано около 1, 5 миллиарда долларов в текущих ценах.
В ноябре 1994 года в Брюсселе на Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций "Брюссель-Эврика-94" программа МАКС получила золотую медаль и специальный приз премьер-министра Бельгии. Масштабный макет МАКС в начале лета 1997 г. демонстрировался на смотре в Ле-Бурже. Он был выставлен и на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-97) в г. Жуковском.
Украинский Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Антонова представит свой самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрiя" на нынешнем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. Создатели самолета говорят, что его эксплуатация может начаться уже в июле-августе этого года.
По материалам НПО "Молния" и ИТАР-ТАСС.
Андрей БАРАНОВ
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru