Первые пилотируемые космические корабли "Восток" и "Восход"

     В апреле 1957 года в ОКБ-1 был подготовлен план проектных исследований по созданию пилотируемого корабля-спутника и автоматических аппаратов для исследования Луны. Представленный план проведения проектных работ по пилотируемым космическим кораблям базировался на использовании межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. К этому времени уже был создан значительный теоретический и практический задел, который позволил ускорить эти работы. Была выпущена проектно-конструкторская документация, и проведена экспериментальная отработка первых ИСЗ (ПС-1, ПС-2, объект "Д"). Накоплен опыт по разработке головных частей, завершена отработка их отделения от ракеты и входа в плотные слои атмосферы, уточнены методики расчётов тепловых потоков, воздействующих на головные части при входе их с гиперзвуковой скоростью в плотные слои атмосферы. По данным проектных проработок - выводимая на орбиту масса полезного груза ракетой-носителем Р-7 при введении в её состав 3 ступени может быть увеличена до 5 т. Получены материалы отдела прикладной математики Академии наук СССР, согласно которым при достаточно пологом баллистическом спуске с орбиты ИСЗ перегрузки нарастают плавно и их максимум составит около 10.
     С сентября 1957 г. по январь 1958 г. в ОКБ-1 проводились исследования по оценкам внешних тепловых потоков, температур наружных поверхностей, массе теплозащиты и максимальным перегрузкам для различных схем спускаемых с орбиты ИСЗ аппаратов в большом диапазоне значений аэродинамического качества (от нескольких единиц до нуля).
     Параметры траекторий движения в атмосфере рассчитывались методом численного интегрирования первоначально на ручных электромеханических арифмометрах, а затем - на БЭСМ-I. Мгновенные значения внешних тепловых потоков и равновесных температур определялись по аналитическим методикам НИИ-I, а позже - по специально построенным на их основе номограммам, как функции скорости полёта и плотности атмосферы.
     Прогрев теплозащиты по толщине определялся численными методами. При этом, изменениями равновесной температуры наружной поверхности пренебрегали.
     Проведённые исследования показали, что равновесная температура поверхности даже для крылатого аппарата с высоким аэродинамическим качеством и низкой удельной массовой нагрузкой на несущую поверхность превышает уровень, допустимый для жаропрочных конструкционных сплавов.
     К апрелю 1958 г. проведённые исследования позволили установить, что для первого пилотируемого спутника Земли аэродинамическое качество спускаемого аппарата (СА) должно быть в диапазоне 0,5-0,6 и определяться допустимыми для человеческого организма перегрузками; что предпочтительной формой СА является тупой конус со скругленным носом и сферическим днищем при максимальном диаметре около 2 м и что наиболее приемлемым способом приземления будет катапультирование пилота на высоте нескольких километров, при этом СА не спасается.
     Выполненные работы не достигли этапа комплексной проектной разработки конкретного пилотируемого корабля-спутника.
     Встал вопрос о выборе конкретного направления для проведения проектной "завязки" орбитального пилотируемого корабля с аэродинамическим качеством в диапазоне 0,5-0,6.
     В апреле 1958 г. на совещании представители авиационной медицины было сделано сообщение о допустимости для человека, при определенном положении тела, перегрузок порядка 10, что сняло основное принципиальное препятствие на пути выбора аппарата более простой баллистической схемы для первых орбитальных полётов человека.
     В качестве первоочередных были определены задачи: проведение комплексной проектной "завязки" конкретного аппарата для первого орбитального полёта человека и подготовка проектных материалов в форме отчёта - аванпроекта, обосновывающего возможность принятия решения о развертывании опытно-конструкторских работ.
     Детальная разработка состава, структуры, объёма и формы материалов отчёта позволила параллельно вести работы по всем основным направлениям в необходимом объёме, в результате чего сроки выпуска отчёта были сокращены в два-три раза. Отчёт был завершён в середине августа 1958 г.
     После принятия концепции баллистического спуска область выбора форм СА сузилась до осесимметричных. Была принята сферическая форма СА, имеющая достоверные и стабильные аэродинамические характеристики во всех диапазонах углов атаки и на всех скоростях, обеспечивающая приемлемую массу тепловой защиты.
     В основу проектирования был положен обязательный "стратегический" принцип: надёжность и безопасность полёта человека должны быть обеспечены функциональным дублированием систем и агрегатов принципиально разными способами реализации полётных операций. Применение только "простого", чисто количественного, дублирования допускалось как исключение. Такой подход позволил избежать случайностей при создании летательного аппарата принципиально нового типа.
     В отчёте "Материалы предварительной проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту (объекта ОД-2)" были рассмотрены основные лётные характеристики, компоновочная схема ОД-2, форма СА и вопросы устойчивости, состав оборудования, компоновка и система его приземления, тепловая защита СА, тепловой режим на орбите, система управления и ориентации, измерение и связь, программа экспериментальных работ и сделаны следующие выводы и рекомендации:
1. На орбиту ИСЗ с помощью доработанной трёхступенчатой ракеты можно вывести космический аппарат массой 4500...5500 кг.
2. На космическом аппарате массой 4500...5500 кг можно разместить человека, необходимое служебное и научное оборудование.
3. Для первых полётов человека целесообразно использовать баллистическую схему спуска с орбиты, обеспечивающую реализацию полёта в наиболее сжатые сроки.
4. При спуске космического аппарата с орбиты температура его поверхности достигает 2500...35000С, а максимальные осевые перегрузки 8...9. (такие перегрузки допустимы при действии в направлении грудь-спина).
5. Воздействие высоких температур потребует тепловой защиты, масса которой составит 1300...1500 кг.
6. Для первых полётов целесообразно выбрать круговую орбиту с минимально допустимой высотой 250 км.
7. Основной параметр, определяющий характеристики спуска (угол вектора скорости входа в плотные слои атмосферы на высоте 100 км) целесообразно выбрать равным минус 20.
8. Тормозной импульс должен составить 65000...85000 кгс.
9. В качестве формы СА можно рекомендовать сферу.
10. Для устойчивого движения СА в плотных слоях атмосферы и обеспечения низких знакопеременных нормальных перегрузок необходимы малые углы атаки и малые угловые скорости космического аппарата при входе в атмосферу.
11. На космических аппаратах для первых полётов в космос человек во время полёта может находиться в СА, т.е. не нужна вторая орбитальная кабина.
12. Надёжное приземление пилота обеспечивается программным катапультированием его на высоте 8...10 км.
13. Необходимы меры для ограничения в кабине уровня шумов и вибраций.
14. Космический аппарат должен иметь систему управления и ориентации, при этом в качестве исполнительных органов управления можно использовать вращающиеся массы и реактивные силы (сжатый газ, воздух).
15. Необходимы система контроля орбиты и выдачи команд с наземных пунктов управления, а также двухсторонняя радиотелефонная связь.
16. Оборудование для орбитального полёта и тормозную двигательную установку (ТДУ) целесообразно разместить в отдельном отсеке.
17. Для обеспечения надёжности необходимо провести экспериментальную отработку систем космического аппарата в стендовых условиях; систем катапультирования и приземления при бросковых испытаниях с самолетов и при пусках ракет Р-2 или Р-5 в условиях, близких к аварийным для 1 ступени РН; тепловой защиты в натурных условиях в процессе пуска моделей по "пологой траектории", а также объекта с животными вместо пилота в суборбитальном полёте и объекта по штатной программе с животными вместо пилота (один-два пуска).
     При разработке отчёта по космическому аппарату ОД-2 большое внимание уделялось функциональному дублированию в части катапультирования пилота и приземлению его в СА; системе обеспечения жизнедеятельности в кабине и в скафандре; ориентации по инфракрасной вертикали и ручной ориентации; процесса ввода парашюта по сигналам от бародатчиков и инерционных датчиков; разделению отсеков космического аппарата по команде от программно-временного устройства и от термодатчиков и т.д. Из-за массовых и компоновочных ограничений осталась незадублированной лишь тормозная двигательная установка.
     Осенью 1958 г. началась разработка конструкторской документации на корпусные детали и конструкцию отсеков корабля-спутника, а также выдача технических заданий (ТЗ) на бортовые системы.
     Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22 мая 1959 г. N 569-264 была поставлена задача по разработке экспериментального варианта корабля-спутника, который должен создать предпосылки для разработки спутника-разведчика и спутника для полёта человека. В нем же были утверждены и основные исполнители:
ОКБ-I (головной исполнитель по кораблю) - конструкция корабля, система ориентации, система управления на участке работы ТДУ, система терморегулирования, система аварийного спасения, сборка и комплексные испытания на заводе и технической позиции;
ОКБ-2 (А.М.Исаев) - тормозная двигательная установка;
НИИ-88 (Г.А.Тюлин) - автономная система регистрации "Мир-2";
ЦКБ-598 (Н.Г.Виноградов) - оптический ориентатор "Взор" и фотоэлектрический датчик системы солнечной ориентации "Гриф";
Завод N 918 скафандр с системой вентиляции и кислородного питания, кресло, носимый аварийный запас, ассенизационное устройство, манекен для беспилотного корабля;
ЛИИ- пульт управления;
ОКБ-124- система регенерации воздуха;
НИИ-137 (Костров) - система аварийного подрыва (для беспилотного корабля);
НИИ-695 (Л.И.Гусев) - радиотелеметрическая линия "Заря" (система связи и пеленгации СА);
НИИ-648 (А.С.Мнацаканян) - командная радиолиния;
ВНИИТ (Н.С.Лидоренко) - источники тока;
ОКБ МЭИ (А.Ф.Богомолов) - радиотелеметрическая система "Трал-П1", система радиоконтроля орбиты "Рубин", телевизионная система "Топаз";
ГНИИА и КМ (А.В.Покровский) совместно с СКТБ "Биофизприбор" НИИ ЯФ МГУ (С.Н.Вернов), ИБФ Ака-демия медицинских наук СССР - медицинская и дозиметрическая аппаратура, питание и водоснабжение космонавта;
НИЭИ ПДС совместно с заводом N 81 ГКАТ - парашютная система СА;
КГБ (К.В.Булгаков) и Красногорский механический завод (Н.М.Егоров) - кинофотоаппаратура.
     Всего в создании только корабля-спутника участвовало 123 организации, включая 36 заводов.
     В апреле 1960 г. в ОКБ-1 был разработан эскизный проект корабля-спутника "Восток-1", в котором излагались основные материалы по экспериментальному кораблю-спутнику "Восток-1" (1К), на котором должны отрабатываться основные системы и конструкция спутника-разведчика "Восток-2" (для маршрутной съёмки и радиоразведки средств противовоздушной обороны) и спутника "Восток-3" - для полёта человека.
     Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 10 декабря 1959 г. N 1388-618 "О развитии исследований космического пространства" была поставлена задача по осуществлению первых полётов человека в космическое пространство. Постановлением ЦК КПСС от 4 июня 1960 г. N 587-238 "О плане освоения космического пространства" были установлены сроки запуска кораблей спутников: май 1960 г. - двух спутников без теплозащиты и жизнеобеспечения (1КП), до августа 1960 г. - трёх спутников "Восток -1" (1К) для отработки систем корабля и аппаратуры фото- и радиоразведки и сентябрь-декабрь 1960 г. - спутника "Восток-3" для отработки аппаратуры и системы жизнеобеспечения, и, наконец, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 октября 1960 г. N 1110-462 было предписано осуществить подготовку и запуск космического корабля "Восток" (3КА) с человеком на борту в декабре 1960 г. и считать это задачей особого значения.


Космический корабль "Восток" с третьей ступенью ракеты-носителя под головным обтекателем

     Космический корабль "Восток" (ЗКА), также как и корабль "Восток-1" (1К) состоял из спускаемого аппарата и приборного отсека, в котором располагалась ТДУ с двигателем тягой 1600 кгс. СА крепился к приборному отсеку стяжными лентами, на которых располагалась часть антенн радиосистем. После полёта космический корабль по орбите СА вместе с находящимся в нем оборудованием и космонавтом возвращался на Землю. Космонавт находился в специальном скафандре, обеспечивающем при необходимости пребывание его в разгерметизированной кабине корабля в течение 4 ч и защиту при катапультировании из гермокабины на высотах до 10 000 м.
     В мае 1959 г. был выпущен отчёт с баллистическими расчётами вариантов спуска космического корабля с орбиты. Большое опасение вызывало обеспечение ориентации космического корабля, являющейся непременным условием выдачи тормозного импульса для спуска его с орбиты. Система управления космического корабля разрабатывалась под руководством заместителя Главного конструктора Б.Е.Чертока.
     Система ориентации корабля "Восток" имела два независимых режима работы: с автоматической одноосной ориентацией на Солнце (АСО) и ручным управлением (РУ), а её исполнительными органами являлись два идентичных комплекта (по восемь двигателей в каждом) микрореактивных двигателей, работающих на сжатом азоте. Запас рабочего тела составлял 10 кг.
     В состав АСО входили блоки датчиков положения Солнца и датчиков угловой скорости (ДУС) и счётно-решающий блок. Датчик Солнца (прибор "Гриф") был выполнен по щелевой схеме на принципе перекрытия полей зрения трёх фотоэлементов. Контрольный датчик сигнализировал о правильности ориентации перед включением ТДУ. Датчики угловой скорости (приборы ДУС-Л2), представляли собой двухстепенные поплавковые гироскопы с механической обратной связью (датчики угловой скорости каждого канала были троированы). Счётно-решающий блок содержал элементы сравнения сигналов, поступающих от датчика Солнца и ДУС, логическую схему и генератор импульсов постоянной длительности и частоты.
Логика управления могла реализовать как непрерывный режим работы исполнительных органов, так и импульсный, т.е. режимы поиска Солнца (как ориентира) и поддержание положения ориентации, были объединены.
     Ручное управление включало оптический прибор для визуальных наблюдений, датчики угловой скорости, ручку ориентации, блок логики и формирования управляющих сигналов.
     Оптический прибор (ориентатор "Взор") имел кольцевую зеркальную зону, установленную на иллюминаторе, и матовый экран для проектирования изображения. На экране были нанесены стрелки, указывающие направление бега подстилающей поверхности Земли при орбитальной ориентации "на торможение" перед спуском при торможении с помощью ТДУ. Зеркальное кольцо обеспечивало наблюдение горизонта Земли при высотах 150-350 км. Непосредственное наблюдение подстилающей поверхности через центр экрана давало возможность контролировать направление полёта.
     Процесс управления ориентацией корабля условно можно разделить на три этапа: первый - гашение начальных возмущений, второй - поиск Солнца (при АСО) или Земли (при РУ) и третий - поддержание ориентированного состояния.
     Летом 1960 г. успешно завершилась разработка и начались испытания всех основных систем и агрегатов корабля. Большая часть из них была проведена на экспериментальных установках, при этом крышки люка отстреливались 50 раз, головной обтекатель сбрасывался 5 раз, макет корабля отделялся от ракеты 15 раз, спускаемый аппарат и приборный отсек разделялись 5 раз, отрывная плата отстреливалась 16 раз и т.д.; много испытаний было проведено по отработке герметичности.
     На макетах были отработаны тепловые процессы, проверена работа систем приземления и катапультирования (с вышки, вертолета, самолета). Для отработки парашютной системы были изготовлены три спускаемых аппарата, которые сбрасывались с самолетов Ан-12 с высот 9...12 км, а для отработки их плавучести были проведены испытания на Черном море при волнении до 4 баллов на специальном морском макете. В термобарокамере и на самолете Ту-104 отрабатывались вопросы жизнедеятельности и влияния невесомости.
     Корабль на космодром отправлялся по отсекам. На ТП он испытывался в объёме испытаний КИС завода. А также в собранном виде после сборки корабля (у заправленной ТДУ проверялось исходное состояние).
     По окончании испытаний на ТП проводились стыковка с РН и накатка головного обтекателя.
     Для лётной отработки было выделено семь кораблей.
     На стартовой позиции подготовка РН и корабля проводилась по специально разработанным графикам. Космонавт занимал место в КК только после окончания заправки РН, т.е. по готовности её к пуску.
     Первый корабль был изготовлен в упрощенном варианте: без тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления. Запуск такого корабля (1КП) был осуществлен 15 мая 1960 г. только для проверки его основных систем. Корабль массой 4152 кг был выведен на орбиту, близкую к круговой, высотой около 320 км и наклонением 650.
     В соответствии с программой 19 мая в 2 ч 52 мин для спуска корабля с орбиты была передана команда на включение ТДУ и отделение СА. Однако в результате неисправности прибора системы ориентации направление тормозного импульса отклонилось от расчётного, скорость корабля увеличилась и он перешел на более высокую орбиту, при этом произошло нормальное отделение СА.
     28 июля 1960 г. был осуществлен первый запуск корабля (1К) с подопытными животными (собаки Чайка и Лисичка) на борту. Однако вследствие аварии РН (взрыв камеры сгорания двигателя блока Г на 28,5 с) вывод корабля на орбиту не состоялся.
     19 августа 1960 г. запуск корабля был успешным и подопытные животные (собаки Белка и Стрелка) - впервые 20 августа возвратились с орбиты на Землю. Основной задачей этого запуска являлись дальнейшие исследования действия фактов космического полёта на биологические объекты с целью проверки систем обеспечения жизнедеятельности человека, а также средств безопасности его полёта и возвращения на Землю. В катапультируемом контейнере, кроме двух собак, находились 12 мышей, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, муки, некоторые виды микроб и другие биологические объекты.
     На биологических объектах, которые совершили космический полёт длительностью более 25 часов, были получены уникальные научные данные о влиянии фактов космического полёта на физиологические, генетические и цитологические системы живых организмов, которые убедили ученных в правильности выбранных направлений в подготовке полёта человека в космическое пространство и наметили конкретные пути осуществления подобного полёта.
     1 декабря 1960 г. был запущен четвёртый корабль. Программа его орбитального полёта была выполнена, однако из-за отказа в системе управления работой ТДУ спуск произошёл в нерасчётном районе и СА был подорван. На его борту находились собаки Пчелка и Мушка.
     22 декабря 1960 г. был проведён очередной запуск корабля, но при выведении его на орбиту произошла авария ракеты-носителя (разрушение газогенератора ДУ блока Е на 425 с полёта). СА корабля аварийно отделился и нормально приземлился, совершив суборбитальный полёт. На его борту были собаки Комета и Шутка, которые остались в СА из-за отказа катапульты и благодаря этому остались живы в суровых зимних условиях.
     К сожалению, сильно отстала разработка катапультируемого кресла с теплозащитным коконом, особенно его экспериментальная отработка в условиях, имитирующих спасение пилота при аварии РН в конце работы 1 ступени. Для ускорения отработки катапультируемого кресла было предложено упростить систему аварийного спасения: высоту аварийного катапультирования ограничить до 4 км, а в случае аварии 1 ступени РН на большой высоте выключить двигатели, сбрасывать головной обтекатель, раскрывать замки крепления СА и космонавт приземлялся по штатной схеме после "естественного" расхождения СА и ступеней РН. Эти предложения были одобрены С.П.Королевым с одним добавлением: задублировать ТДУ. Решение было найдено: использовать в качестве резервного средства спуска естественное торможение корабля земной атмосферой. Гарантированное время существования на орбите не менее двух и не более десяти суток обеспечивалось выбором эллиптической орбиты с низким перигеем и достаточно высоким апогеем. Для дополнительного внутреннего охлаждения СА предлагалось после отделения его от приборного отсека по команде от термодатчиков провести разгерметизацию и использовать специальную систему охлаждения с водой в качестве рабочего тела. Уточненные проектные материалы на доработку корабля, необходимую для первого полёта человека, были выпущены в середине октября 1960 г. и в конце 1960 г. - в начале 1961 г. была изготовлена серия кораблей для лётной отработки в беспилотном варианте.
     Эскизный проект космического корабля-спутника 3КА для полёта человека был выпущен в конце июля 1961 г., уже после первого полёта человека.
     Первый запуск корабля ЗКА был проведён 9 марта 1961 г. Корабль был укомплектован всеми бортовыми системами, собакой Чернушка и манекеном человека, который в шутку был назван разработчиками "Иван Иванович". Внутри манекена (в грудной полости, полости живота и т.п.) были размещены мыши, морские свинки, микробы и другие биологические объекты в целях изучения влияния радиационного излучения, а внутри СА - семена растений, элементы крови человека и др. Программа полёта была выполнена, аппаратура работала безотказно, СА с собакой нормально приземлился, а манекен катапультировался.
     25 марта 1961 г. был запущен корабль ЗКА N2 в той же комплектации с собакой Звездочка. Программа полёта корабля также была выполнена. СА с собакой нормально приземлился. Манекен штатно катапультировался.


12 апреля 1961 года. Исторический старт Юрия Гагарина на космическом корабле "Восток-1"

Этим пуском была закончена экспериментальная отработка пилотируемого космического корабля "Восток" (ЗКА) в лётных условиях. К моменту окончания лётной отработки КК "Восток" (ЗКА) было произведено более 46 пусков ракеты-носителя Р-7 (I и 2 ступеней ракеты 8К71) и 16 запусков блока Е (III ступень) ракеты-носителя 8К72. Из 16 блоков Е шесть блоков не сработали из-за аварии РН и два блока - из-за аварий самого блока. Из семи кораблей "Восток" (1К и ЗКА) два корабля не вышли на орбиту из-за аварий РН на активном участке траектории и два корабля не полностью выполнили задачи полёта.
     Опыт показал также, что полёты собак на кораблях "Восток" происходили с некоторыми сдвигами в их физиологическом состоянии. Симптомы стали проявляться после четвёртого витка полёта. Это заставило планировать первый предстоящий полёт человека в космическое пространства продолжительностью не более одного витка с максимальной автоматизацией режимов управления.
     Государственная комиссия приняла решение о возможности полёта человека в космос на корабле "Восток" (ЗКА). Программа пилотируемых космических кораблей "Восток" (ЗКА) включала запуск шести пилотируемых кораблей, в том числе полёт первой женщины и групповые полёты двух пар кораблей.
     12 апреля 1961 г. в 9 час 06 мин 59,7 с был запущен космический корабль "Восток" (ЗКА), получивший название в печати "Восток", с лётчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным. Космический корабль массой 4725 кг был выведен на орбиту с перигеем 181 км и апогеем 327 км. Полёт продолжался около 108 мин. Приземление космонавта произошло в 10 ч 55 мин на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Это было безусловно выдающимся достижением.


Первый космонавт планеты - Юрий Алексеевич Гагарин перед полетом. 12 апреля 1961 года


кликни сюда и увидишь весь видеоролик старта "Востока-1"

     Весть о полёте Ю.А.Гагарина буквально захватила весь мир. Все средства массовой информации отмечали это выдающееся событие ХХ го столетия.
Началась эра полётов человека в космос. Ежегодно день 12 апреля стал отмечаться как день Космонавтики.
     Полёт корабля "Восток" с человеком на борту явился итогом напряженной работы советских ученых, инженеров, врачей и специалистов различных отраслей техники.
6 августа 1961 года был запущен корабль, получивший название "Восток-2", с лётчиком-космонавтом Г.С.Титовым. Полёт продолжался 25 ч. Орбитальный полёт и спуск прошли нормально.
     На корабле "Восток-2" была установлена профессиональная репортажная кинокамера "Конвас", доработанная для бортовых съемок. С помощью этой камеры была выполнена 10-минутная съёмка Земли через иллюминаторы корабля. Объекты съёмки выбирал сам космонавт, стремясь получить материал, иллюстрирующий картины, наблюдаемые им во время полёта. Полученная высококачественная съёмка широко демонстрировалась на телевизионном и киноэкранах, была опубликована в центральных газетах и вызвала интерес научной общественности к изучению изображений Земли из космоса.
     11 августа 1962 года был запущен корабль "Восток-3" с лётчиком-космонавтом А.Г.Николаевым, а 12 августа 1962 г. - корабль "Восток-4" с лётчиком-космонавтом с П.Р.Поповичем. Запуск двух ракетно-космических комплексов с одной стартовой площадки в течение 2 сут потребовал очень четкой, слаженной работы всех служб космодрома, и в первую очередь испытательной бригады. Орбитальный полёт и спуск кораблей "Восток-3" (94 ч полёта) и "Восток-4" (71 ч полёта) прошли нормально.
     В ходе полёта космонавтами проводилась киносъёмка поверхности Земли, программа которой основывалась на анализе изображений, полученных при полёте корабля "Восток-2". Так, А.Г.Николаев вёл съёмку поверхности Земли, а П.Р.Попович снимал линию горизонта и зоны терминатора. Кроме того на борту были установлены кинокамеры для регистрации действий космонавтов во время полёта.
     14 июня 1963 г. стартовал корабль "Восток-5" с лётчиком-космонавтом В.Ф.Быковским на борту (полёт 120 ч), а 16 июня 1963 г. - корабль "Восток-6" с первой женщиной-космонавтом В.В.Терешковой (полёт 72 ч). Полёт и спуск кораблей прошли нормально.
     В этих полётах, кроме обычной цветной пленки на борт была установлена чёрно-белая пленка. Отснятое на неё изображение горизонта земли были подвергнуты фотометрической обработке с целью получения количественных значений яркости вертикального профиля атмосферы.
     Опыт проектно-конструкторских работ по кораблям "Восток" был использован при создании трёхместного корабля "Восход" (3КВ) и двухместного корабля "Восход-2" (3КД), которые изготавливались в соответствии с Постановлением от 13 апреля 1964 г. Предусматривалось изготовление и запуск пяти кораблей, лётные испытания которых должны быть проведены в два этапа: первый - с животными на борту и второй с человеком на борту. В корпусах СА и ПАО были незначительные изменения, связанные с некоторой перекомпоновкой оборудования: на корабле "Восход" были установлены три некатапультируемых кресла, рассчитанные на космонавтов без скафандров; запасной пороховой тормозной двигатель, дублирующий ТДУ, парашютно-реактивная система приземления, позволяющая осуществить мягкую посадку СА, модернизированная телевизионная система "Топаз-25М" (вместо системы"Топаз-10"), обеспечивающая необходимое наблюдение за космонавтами в полёте.
     6 октября 1964 г. для проверки всех нововведений был осуществлен пуск беспилотного корабля ЗКВ ("Космос-47").
     Вывод на орбиту этого и всех последующих кораблей (в связи с увеличением их масс) осуществлялся ракетой-носителем 11А57, которая в своем составе вместо блока Е (III ступень) имела блок И (III ступень раке-ты-носителя 8К78), что позволило увеличить массу выводимого груза примерно на 1 т.
     12 октября 1964 г. был запущен трёхместный пилотируемый корабль (ЗКВ), получивший название "Восход" с лётчиками-космонавтами В.М.Комаровым, К.П.Феоктистовым (ученый), Б.Б. Егоровым (врач). Полёт продолжался 24 ч. Программа полёта была выполнена.
     В результате его полёта был испытан новый многоместный пилотируемый космический корабль, проверены работоспособность и взаимодействие в полёте космонавтов-специалистов в различных областях науки и технике, проведены научные физико-технические исследования в условиях космического полёта, продолжено изучение влияния различных факторов космического полёта на человеческий организм и выполнены расширенные медико-биологические исследования в условиях суточного полёта.
     Этот полёт положил начало новому этапу в развитии космической техники, в космических исследованиях, поскольку на многоместных кораблях появилась возможность проводить комплексные научно-технические и медико-биологические исследования.
     При разработке конструкции корабля "Восход-2" были сделаны доработки, связанные с выходом космонавта в открытый космос: введена система шлюзования, исключено одно кресло космонавта и доработаны два других для размещения в них космонавтов в скафандрах. Доработка коснулась и самого корпуса СА: в средней части крышки одного из люков был установлен шлюз, для входа в который в крышке люка был сделан лаз диаметром 700 мм. Сам шлюз был надувным и имел наружный диаметр 1200 мм, внутренний диаметр 1000 мм, высоту 2500 мм (в сложенном состоянии 770 мм) и массу 250 кг. В процессе конструкторской разработки корабля "Восход-2" была проведена тщательная отработка всех новых систем в условиях, максимально приближенных к условиям эксплуатации.
     22 февраля 1965 г. был дан старт беспилотному кораблю ("Космос-57"), а 18 марта 1965 г. - кораблю "Восход-2" с лётчиками-космонавтами П.И.Беляевым и А.А.Леоновым. Во время полёта корабля "Восход-2" А.А.Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Полёт продолжался 26 ч. При спуске отказала автоматическая система ориентации и экипажу пришлось использовать ручную ориентацию и вручную запустить ТДУ. Посадка произошла в нерасчётном месте: в лесном массиве Пермской области. Последние обстоятельства вызвали беспокойство у всех участников этой работы. Но все обошлось благополучно. Экипаж за сутки был эвакуирован с места посадки.
     22 февраля 1968 г. был запущен корабль "Восход" ЗКД N9 ("Космос-110") с собаками Ветерок и Уголек для проверки работы бортовых систем при длительном орбитальном полёте. Он летал на орбите 20 суток и полностью выполнил программу полёта. Этим полётом завершилась программа космического корабля "Восход" и всех его модификаций.


Далее...