Отвечает Генеральный директор ОАО "НПО Молния" Александр Сергеевич Башилов.

Кирилл Раготнер (Академия Наук, Республика Беларусь):
Недавно в правительстве РФ была рассмотрена и принята (по информации ИТАР-ТАСС) программа по стратегии развития систем выведения полезных нагрузок на околоземные орбиты (не ручаюсь, что название программы в точности такое). Не могли бы Вы подсказать, где можно найти более подробную информацию об этой программе и предусматривает ли она развитие системы МАКС (или подобной ей).

Ответ:

Просчитывалась ли при проектировании МАКСа ситуация отказа двигателей сразу после отделения от Ан-225 "Мрия". Если да, то какие меры для обеспечения безопасности "Мрии" и орбитальной ступени МАКСа планируется применять? Вообще, насколько опасно динамически-огневое разделение?

Многоцелевая Авиационно-Космическая СистемаОтвет: Динамически опасным огневое разделение в меру тщательно проверенных расчетов и продувок ни в коем случае считать нельзя, оно, безусловно, при выбранной конфигурации относительного расположения безопасно. Был рассмотрен случай отказа двигателя на всех точках траектории движения от начала до завершения разделения. Это рассмотрение проведено чрезвычайно тщательно, и безопасность обеспечивалась выбором траектории движения, чтобы не проходила через зону хозяйственной ответственности человека, и во-вторых - и на носителе Ан-225, и на орбитальном самолете МАКС были применены и поставлены катапультные кресла, которые бы во всех случаях, каких бы то ни было аварийных неполадок, обеспечивали надежное сохранение жизни экипажей.

Есть ли вообще смысл в многразовых системах на современном этапе развития космической техники и в частности ЖРД?

Ответ: Освоение космоса является для 21 века одной из важнейшей задач обеспечения устойчивого развития человечества. Совершенно ясно, что необходимо как для любого вида транспорта приложить возможно больше усилий для максимального снижения стоимости применения транспорта, и, естественно, что при правильном решении поставленной задачи, многоразовая система всегда будет в несколько раз дешевле, чем одноразовая, вот почему весь технический прогрессивный мир рассматривает и разрабатывает различные варианты многоразовых крылатых транспортных систем.
Многоразовые системы, использующие ЖРД, с циклами многоразовости по конструкции и теплозащите в 100 полетов, а по ЖРД в 10 полетов экономически выгодны и не имеют потенциально нерешенных проблем в отличие от кажущихся на первый взгляд эффективными систем с гиперзвуковыми прямоточными двигателями или с другими более экзотическими двигателями, цикл создания и отработки которых трудоемок, длителен и насыщен факторами неопределенности.
Наибольшую выгоду многоразовые системы с ЖРД приносят, если они, как российский проект МАКС, просты в реализации, не требуют космодромов, используют для взлета и возвращения любые аэродромы первого класса по заказам разных стран; могут сами перевозить свою мат.часть и полезный груз; обходятся без дорогостоящих земель под падающие ступени; в три раза дешевле, чем сейчас; доставляют и обслуживают спутники в любых точках орбит любых наклонений, включая геостационарные и солнечно-синхронные орбиты; и самое главное, могут в отличие от перспективных американских систем "Венчур Стар" самостоятельно и оперативно осуществлять мониторинг орбит, земных регионов и верхних слоев атмосферы.

Как Вы относитесь к перспективным зарубежным проектам: Venture Star и Roton?

Ответ: Каждый конструктор, естественно, считает свое детище самым лучшим, вот почему не рассматриваю проект "Венчур Стар" как менее совершенный, поскольку по нашим расчетам, и стоимость выведения, и многофункциональность, и оперативность в системе "Венчур Стар", по нашей оценке, заметно ниже, чем у нас.
"Венчур Стар" и "Ротон" - типичные одноцелевые многоразовые системы, осуществляющие только транспортно-грузовые операции Земля-орбита-Земля. Они не могут быть операторами не орбитах и при трансатмосферных полетах. Кажущееся достоинство - посадка на малые площадки может стать недостатком в случаях дополнительной транспортировки их и их полезных грузов к местам обслуживания и повторных стартов.
Система "Ротон" осуществляет не планирующий, а скользящий спуск и, если не применяются исследованные ранее в России гиперзвуковые роторные системы, не имеет при дозвуковой роторной системе возможности широкого маневра на спуске с снижением перегрузок до такого уровня их интегрального воздествия, которое приемлемо для детренированного в невесомости возвращаемого экипажа при условии недопущения даже обратимых изменений в организме.

Расскажите о прошлом сотрудничестве и возможных его перспективах в будущем с (КБ) ПО "Полет" (г.Омск).

Ответ: Поскольку КБ "Полет" г.Омск занимается одноразовыми ракетами, поэтому, хотя мы еще не проработали, широкого сотрудничества предусматривать не придется, а возможные модели для различных уточнений результатов продувок в трубах, если они появятся, то надо будет использовать, по-видимому, ракетные одноразовые установки, созданные в КБ "Полет".


Смотри также рассказ А.С.Башилова о создании орбитального корабля "Буран" и

Ответы на Ваши ЧАстые ВОпросы


возврат на homepageпереход к МАКСу