Столбовой дворянин, сталинский
инженер.Он живет на одиннадцатом этаже
кооперативной "башни" в Тушине, в скромной
двухкомнатной квартире. Время высушило его,
изрезало морщинами лицо. Говоря, он опускает веки
- словно грезит наяву. Но мысли его ясны, речь
логически безупречна. Она зачаровывает. Иногда
кажется, что рядом с тобой - один из героев,
созданных воображением Жюля Верна,- инженер
дерзкого ума, не знающий страха перед
титаническими задачами.
Он родился в Киеве, в семье столбового дворянина.
Отец его трудился присяжным поверенным. Когда
несколько лет назад у нас стало модным считать
себя дворянином, Лозино-Лозинский решительно
пресек любые попытки втянуть себя в новоявленные
"аристократические собрания". А мишура
титулов важна лишь для посредственностей,
которые ничем другим выделиться не способны.
Революцию 1917-го он принял с горячностью детской
души: "Ее великая заслуга - в том, что она
показала: достойные люди есть в любых классах
общества".
- В 1920-м я до хрипоты спорил с отцом, не желая
изучать в гимназии закон Божий. И договорился с
ним: вот возьмут красные Екатеринослав (ныне
Днепропетровск) - я его учить прекращаю, -
вспоминает он с улыбкой. Но она сбегает с его
лица, когда он вспоминает кошмар гражданской
войны. В 1926-м будущий конструктор поступает в
Харьковский технологический институт:
- Никто не интересовался моим
дворянским происхождением. Даже в 1930-е я не
испытывал никаких трудностей с этим. Никто не
репрессировал и моих родителей...
В институте он изучает паротехику. Страну
захватывает бурное движение. Молодежь бредит
скоростями, киловаттами, стратосферой и
рекордными перелетами.В те годы Туполев строит
самые большие самолеты в мире, которым нужны
сверхмощные моторы, бензиновые двигатели не
переходят рубежа в тысячу лошадиных сил - а
паровая турбина таких же габаритов может дать
несколько тысяч. В Харькове начинают
разрабатывать паровой самолет. Молодой
специалист с 1932-го работает у профессора
Цветкова, на кафедре моторостроения
Харьковского авиаинститута. Он быстро видит
бесперспективность работы: выигрыш в мощности
съедается большим весом котла и конденсирующей
установки. Потом работы пошли по самолетным
дизелям. В 1937-м молодой инженер Лозино-Лозинский
выступает со смелым предложением. Нам нужен
сильнейший воздушный флот на планете? Тогда у
наших самолетов должны быть либо газотурбинные
двигатели, либо комбинация из поршневых и
воздушно-реактивных моторов. И это прозвучало
тогда, когда основой советских ВВС служили
деревянные бипланы. Время подгоняет: в
фашистской Италии и национал-социалистической
Германии уже взлетают первые, еще очень
несовершенные, турбореактивные самолеты. А
Лозино-Лозинский переводится в Ленинградский
политех. Работая на испытательной базе
Кировского (бывшего Путиловского) завода.
- Вы к тому времени уже были, поди, кандидатом
наук?
- Представьте себе, нет. Сила ведь не в званиях,
а в знаниях. Первую диссертацию я защитил лишь в
1985-м. Ценили людей тогда и без ученых степеней...
Накануне Великой Отечественной Лозино-Лозинский
переезжает в Киев, где с конструктором Таировым
строит самолет с комбинированным двигателем.С
войны на войну
Эвакуация Киевского авиазавода на восток
началась несколько дней спустя после начала
войны. Тридцатидвухлетний инженер направлен в
Куйбышев (ныне Самара), где развертывается
авиационный завод. Там он начинает работать в
молодом еще конструкторском бюро Артема Микояна
- фирме "МиГ". Глеб Евгеньевич заражает
начальника идеей реактивно-винтового самолета с
форсажной камерой, который должен стать
высотным, скоростным перехватчиком. Резон? С 22
июля 1941 года гитлеровские бомбардировщики
налетают на Москву. Их наводят на цель высотные
разведчики, длиннокрылые "Хейнкель-177". Они
недосягаемы ни для снарядов зениток, ни для
истребителей.
Работа над гибридным МиГ-13 продолжалась и тогда,
когда немцев выбили за рубежи СССР. Ведь и в
Германии, и в США шли работы над атомной бомбой. И
потому нужны были перехватчики, способные
сбивать высотные машины врага.
- Нам удалось испытать МиГ-13, и скорость его
достигла 850 км/ч. Немногим меньше, чем у лучшего
реактивного истребителя немцев- Ме-262, -
вспоминает Г. Лозино-Лозинский. - Небольшая серия
этих машин в 1946-м поступила на вооружение. Но
страна нуждалась уже в чисто реактивной авиации.
С окончанием Великой Отечественной начиналась
новая война — «холодная». И майор
Лозино-Лозинский едет в Германию принимать
трофейные реактивные моторы ЮМО и БМВ,
перенимать технологии. С удовлетворением
отмечает: гитлеровцы так и не додумались до его
форсажных камер, способных дать резкий скачок
скорости. Под его руководством создаются
двигатели для первых реактивных истребителей
МиГ: форсажные камеры конструктора помогают
самолетам СССР летать быстрее звука. Затем
Лозино-Лозинский создает уникальный
воздухозаборник для сверхзвукового МиГ-21.
Мысль быстрее времени
В середине 1960-х карьера Лозино-Лозинского
делает поистине космический рывок. США создают
спутники-разведчики и бомбардировщики. Фирма
"Хьюз" конструирует пилотируемый
орбитальный истребитель. Америка пытается
воплотить проект гитлеровца Зенгера и начинает
работать над аэрокосмической системой "Дайна
Сор": треугольно-крылым аппаратом, который
выводился бы в космос ракетой и оттуда нырял в
атмосферу, нанося удары по СССР. В 1965-м фирме
Микояна ставят задание: создать машину,
способную вести разведку на недосягаемой для ПВО
США высоте, служить космическим истребителем и
быстро выводить на орбиты спутники. И дело это
берет на себя Лозино-Лозинский. Рождается
замысел суперсистемы "Спираль": прекрасной
комбинации из гиперзвуковой "стрелы" -
носителя и изящного космоплана со стартовой
ступенью. В стремительных линиях "Спирали"
- дух дерзких 60-х. Эпохи, когда в СССР мечтали о
звездолетах и прозрачных куполах марсианских
городов. Даже сейчас иностранцы, увидев модель
"Спирали" на авиакосмических салонах,
спрашивают: "Это ваша последняя разработка?"
И страшно удивляются, когда им называют год этого
проекта - 1965-й. Мысль конструктора обогнала время.
Воплоти мы "Спираль" к середине 70-х - и
сейчас бы прочно господствовали на рынке мировых
запусков. К сожалению, команда Лозино-Лозинского
успела построить и испытать в атмосферных
полетах только 10-тонный аналог космического
самолета "Спирали". Проект
Лозино-Лозинского сочли преждевременным и
свернули. Ведь и американцы к 1970-му провалили
проект "Дайна Соар" из-за дороговизны.
|
|
|
Модель комплекса
"Спираль" |
Самолет-аналог ОК
"Спираль", выполнявший пилотируемые
атмосферные полеты |
Экспериментальный аппарат
"Бор-4", неоднократно
запускавшийся в космос |
Но Лозино-Лозинский к тому времени знал: будущее -
за космопланами, а век ракет закончится, как
закончилась эпоха паровозов. Работа над
орбитальными самолетами продолжается. Модели
Лозино-Лозинского пять раз летают в
космос в 1970-х, четырежды - в 1982-1984 годах.
И потому, когда Америка начинает работы над
орбитальным планером "Шаттл", а советское
руководство ставит задачу сделать такой же
аппарат, во главе дела ставят Глеба Евгеньевича.
Микоян, рекомендуя его, скажет: "Он трудный
парень, но дело сделает!"
В 1976-м Лозино-Лозинский возглавляет коллектив
разработчиков корабля "Буран",
новое НПО "Молния" . Фактически - сильнейший
"мозговой трест", вобравший в себя Тушинский
экспериментальный машзавод, 250 докторов и
кандидатов наук.
Неизвестная победа
К 1988-му люди НПО "Молния" совершили чудо. Был
построен и летал корабль
"Буран", по всем статьям превзошедший
американский "Шаттл". Система "Энергия - Буран" вышла экономичнее
американской: ведь ракета-носитель могла
применяться и отдельно от корабля. Который в свою
очередь оказался гораздо более
автоматизированным и грузоподъемным, нежели
"Шаттл".
Лозино-Лозинский тогда нажил немало врагов. Еще
бы: чужак-авиационщик, вторгнувшийся в ракетную
"вотчину", он ногой открывал двери высоких
кабинетов, получая приоритет. Его люди принесли в
космическую отрасль новые традиции борьбы с
каждым лишним кило веса. Достаточно сказать, что
они ухитрились сэкономить в "Буране" целых
три тонны! Нынешней молодежи, выросшей у
"телеящика", поди, кажется, что мир стоит на
теннисистах, манекенщицах и крикливых
телешоуменах. Они вряд ли знают, что к 1988 году
трудами Лозино-Лозинского и его людей мы сделали
колоссальный рывок. При разработке "Бурана"
родилось более шестисот изобретений и
технологий. Здесь - новые станки и способы сварки,
сплавы и огнеупорная керамика, системы управления и покрышки, клеи и
точная механика. Все, что могло применяться во
всех отраслях нашей жизни, принося миллиарды
долларов эффекта, даже если бы "Буран"
никогда не отрывался от Земли. Все, что могло
покончить с брежневской эпохой экспорта сырой
нефти и превратить нас в высокотехнологичного
"тигра". Но плодов этой победы мы пока не
увидели.В этом нет вины "трудного парня" и
его команды. Чудо они совершили.
Идея для рывка
За шесть лет до полета "Бурана", в 1982-м,
Лозино-Лозинский делает вывод: тяжелые
"челноки" типа "Шаттлов" и "Бурана"
чересчур дороги. И придумывает уже известный вам МАКС. Поистине - оружие
нашей победы как на экономическом, так и на
военном фронте.
Ведь с 1983 года президент США Рейган начинает
программу "звездных войн"- развертывания в
околоземье боевых спутников. Истребителей
баллистических ракет. Лазерных "пушек" с
ядерной накачкой. Носителей крылатых ракет.
Ставка делается на то, что русские не выдержат
таких же громадных затрат. МАКС и был средством
выиграть конкурентную борьбу с США в космосе.
Ведь зарабатывание денег на запусках - это всего
лишь одна его сторона. Мобильные и относительно
недорогие МАКСы быстро, "дешево и сердито"
способны разнести в клочки все эшелоны
"звездных войн", ослепить и оглушить
противника, уничтожив его спутники навигации и
связи. Те же МАКСы могут обеспечить уничтожение
вражеских авианосцев, быстро прорываться к цели
на высотах от 30 до 80 километров. МАКС -
уникальная технология "двойного
назначения", способная и деньги заработать, и
страну оборонить...
А Глеб Евгеньевич неутомим. Могучий мозг ученого
продолжает выдавать все новые и новые идеи.
Отлились в проекты его уникальные самолеты-трипланы,
и первый из них уже летает. А он уже придумал
спутник - сочетание грузов и волчков-гироскопов,
который без двигателя, под влиянием лишь земного
тяготения, набирает скорость на орбите. И -
становится настоящей "катапультой" для
стартов в дальний космос...
Владимир КУЧЕРЕНКО. |