Из дневниковой записи
1986 г. Трагедия - погиб
экипаж и корабль "Челенджер". Орбитальная
станция "Мир" выведена на орбиту 20 февраля.
Ракета 5С. Работы с ракетой
проводились на стенде-старте с января 1985 по май
1986 г. Проводилась комплексная проверка
работоспособности систем и агрегатов блока Ц в
условиях подготовки и проведения огневого
запуска двигательной установки и огневых
технологических испытаний ракеты. Программой
испытаний было предусмотрено проведение на
первом этапе двух огневых испытаний. Испытание
N1А предусматривало проведение запуска
двигателей на 17,8 с.
Ракета для огневых стендовых
испытаний блока Ц была готова к запуску
двигателей 22 февраля. Пусковая стендовая схема
работала в автоматическом режиме. За 2,53 с до
условного для стендовой ракеты времени -
"контакт подъема ракеты" - по команде
“аварийного прекращения пуска” сформированной
от системы управления аварийной защиты
двигателя из-за превышения предельного уровня
температуры в газогенераторе двигателя N1 РД-0120,
двигательная установка блока выключилась. Это
произошло в связи с остановом бустерного насоса
горючего в процессе "вялой" раскрутки,
положенной по циклограмме запуска двигателя.
Останов произошел из-за схватывания пяты ротора
с корпусом уплотнения вследствие деформаций,
полученных в результате проведенной доработки
корпуса насоса при ремонтных работах в
монтажно-испытательном корпусе после проведения
огневых контрольно-технологических испытаний:
производилась подварка выхлопного коллектора к
корпусу бустерного насоса. Это показательный
случай вмешательства человека в процесс
подготовки сложной огневой системы к пуску после
проведения огневых контрольных технологических
испытаний без последующего объективного
контроля. Огневые технологические испытания
двигателей должны быть последними операциями,
закрывающими доступ к двигателю. По результатам
были реализованы меры конструктивного и
технологического плана., в том числе контроль в
цепи готовности ракеты нижнего уровня оборотов
бустерного насоса.
В этой же ситуации в момент времени
за 1,6 с до "контакта подъема" упало
управляющее давление, подаваемое из блока Я на
борт блока Ц. Как потом обнаружилось, разрушился
трубопровод по линии подачи давления. Разрушение
произошло в зоне сварного шва. Сварка
производилась с нарушением режима. Применяемая
при изготовлении этих трубопроводов сталь имела
уникальный состав. В результате образовавшейся
негерметичности произошла утечка гелия из
ресиверов наземной системы газоснабжения. Все
электро-пневмоклапаны ракеты стали
неуправляемыми. Слив компонентов топлива стал
невозможным. Ремонтная бригада добровольцев,
учитывая особую опасность проведения работ в
подстольном помещении стенд-старта под
заправленной ракетой, за 66 мин, подключила
обходную бортовую пневмомагистраль управления
давления и резервные баллоны гелия высокого
давления. Управление клапанами было
восстановлено. Слив компонентов прошел штатно.
Группа смельчаков работала во главе с
В.Н.Кузнецовым (ответственный за безопасность
работ, НИИХимМаш). Опасность проводимых бригадой
работ усугублялась неуклонным повышением
давления в баках. Криогенные компоненты
"вспухали". Все трубопроводы были
перепроверены на ракете 5С и последующих ракетах
6СЛ и 1Л. Введены дублирующие линии управляющего
давления и дополнительные электротехнические
средства управления клапанами.
После приведения ракеты 5С в
исходное состояние были проведены ремонтные
работы и соответствующий контроль.
Ремонтно-восстановительные работы проводили с 23
февраля по 16 апреля. С 16 по 22 апреля проходил цикл
комплексных испытаний.
Работы с ракетой 5С по подготовке
вторичного пуска начались 24 апреля 1986 г. Был
отмечен повышенный расход газа на наддув бака
окислителя и нерасчетное время при включении
обводной линии бортового наддува, в результате
происходил частичный сброс газа в окружающую
среду. В магистраль наддува ввели дроссельную
шайбу. Были зафиксированы неоднократные
подрабатывания датчиков, фиксирующих
присутствие газов кислорода и водорода в отсеках
ракеты. На основе анализа установлено, что
срабатывания датчиков было ложным. Система
пожаро-взрывопредупреждения в последующем
неоднократно дорабатывалась с целью повышения
достоверности показаний и исключения ложных
подрабатываний. 25 апреля 1986 г. был произведен
пуск. Ракета 5С работала нормально.
Огневые испытания N2А были
проведены с длительностью работы двигателей 390 с,
без замечаний. Задачи по комплексной проверке
работоспособности систем и агрегатов блока Ц
были выполнены. Учитывая положительный
результат испытаний 2А, решением
межведомственной комиссии работы с ракетой 5С
первого этапа были завершены.
Ракета 4МП1. Работы с ракетой 4МП1 и
орбитальным кораблем МЛ1 проводились на
технической позиции с января по февраль 1986 г.
Цель - примерка технологического оборудования с
установкой полностью собранной ракеты с макетом
орбитального корабля. Проверка стыкуемости
технологического оборудования с кораблем МЛ1 и
средств обслуживания ракеты выполнена без
особых замечаний.
Ракета 11Ф36П. Работы с ракетой и
орбитальным кораблем МТ проводились с 13 по 16 мая
1986 года в монтажно-заправочном корпусе и старте.
Осуществлялась примерка ракеты на установочном
агрегате с площадками обслуживания и оконечными
устройствами технологических систем на этих
площадках. По результатам работ площадки
комплекта и оконечные устройства
технологических систем предварительно допущены
к следующему этапу испытаний.
Ракета 4МКС-Д. Работы проводились на
стенд-старте с 13 по 28 августа 1986 г. Цели:
- комплексная отработка технологии
подготовки ракеты на стенд-старте;
- определение технической
готовности ракеты для испытаний в составе
комплекса в соответствии с программой летных
испытаний;
- получение экспериментальных
данных по динамическим испытаниям;
- отработка эксплуатационной
документации. Были проведены работы с ракетой
4МКС-Д и орбитальным кораблем МЛ1 в следующем
объеме:
- последовательная заправка блоков
А керосином и блока Ц кислородом;
- динамические испытания.
Работы с ракетой 4МКС-Д на старте
проводились с 29 августа по 4 октября 1986 г. Цели:
- определение технической
готовности ракеты для испытания в составе
комплекса в соответствии с программой летных
испытаний;
- отработка эксплуатационной
документации.
Были проведены работы с ракетой в
следующем объеме:
- заправка блоков А керосином и
кислородом с последующим сливом;
- заправка блока Ц водородом;
- огневые испытания системы
дожигания водорода;
- динамические испытания сухой и
заправленной ракеты с целью идентификации
расчетных и экспериментальных характеристик.
Режимы заправки., обеспечение
термостатирования и контроль - в норме.
Финансирование работ на этот год
несколько снизилось - до 1,34 млрд. руб.
К 1986 г. "Спейс Шаттл" совершил 25
полетов. В 1987 г. в связи с работами по выяснению
причин взрыва ускорителей "Челенджера"
полеты "Спейс Шаттла" были приостановлены.
Далее...