Исчезновение ракеты

   Если даже ведущий конструктор корабля от Минавиапрома утверждает, что "за все годы работы по теме практические задачи Минобороны ни разу не были сформулированы", то становятся понятными вопросы совсем несведущих: какая сама цель "Бурана", зачем выводить на орбиту полезные грузы массой 30 т, если ракета способна поднять на эту же орбиту 100 т, зачем возвращать 30 т с орбиты, если таких грузов пока нет. Создатели "Бурана" (корабелы, в нашей терминологии) НПО "Энергия" сузили его задачи: "многоразовый корабль совершенно необходим для работы с такими сложными комплексами, как орбитальные станции". Эта идея родилась "сегодня, когда американские "Шаттлы" совершают регулярные рейсы к "Миру". "Если отношения между Россией и США будут оставаться такими, как сейчас, содержать два аналогичных челнока, имея в перспективе совместно используемую станцию "Альфа", слишком дорого... Конечно, нам как участникам проекта "Энергия"-"Буран" очень тяжело. А как посмотришь более глобально... Я думаю, мы не будем возвращаться. У нас нет таких потребностей",- откровенно объявляет глава РКК "Энергия" через "Итоги" в апреле 1997 г. Это уникально - на самом деле, зачем нам, например, армия, если она есть у Соединенных Штатов?..
   И... "было решено открыть уникальный аттракцион с созданием полной иллюзии космического полета у его участников, размещаемых в специальных креслах в транспортном отсеке "Бурана". 22 октября 1995 г. "Буран"-011 был водружен в Москве в ЦПКиО им.Горького. Было создана акционерное общество "Космос-Земля", президентом которого стал космонавт номер два Герман Титов. "Буран" начал новую жизнь. В "полете" пассажиры попробуют настоящую "космическую" пищу. Можно заказать такой же обед, что и у космонавтов в этот день на борту станции "Мир". Организаторы аттракциона уверены, что наконец-то "Буран" начнет приносить прибыль. Нет сомнения, конечно, что "011" будет служить людям, но... Ровно через восемь лет после первого "упреждающего" пуска ракеты-носителя "Энергия" член Русской академии Михаил Руденко со страниц газеты задает вопрос: "Что случилось с "Энергией", какова ее судьба, и почему замалчивают теперь факт рождения нового отечественного суперносителя?"
   Автор этой статьи под названием "Исчезновение материи" недоумевает: "А что же преемники В.П.Глушко?" и цитирует: "Мы считаем целесообразным разработать многоразовый космический корабль малой размерности... В качестве перспективных средств выведения рассматриваются варианты использования ракет-носителей на базе материально-технического задела системы "Энергия"-"Буран".
   Ракета росчерком пера превращается в невнятный, смутно обозначенный "задел"... И вновь автором статьи задается вопрос: "Но для того, чтобы дотянуть до Солнечной системы, нужна ракета типа "Энергии".
   Намерение всерьез заниматься космосом декларировано США и на высоком уровне. Еще в 1989 г. Президент Буш объявил о планах разработать тяжелый носитель. В 1990 г. это намерение было подтверждено комиссией экспертов во главе с Т.Стаффордом.
   Планы такого рода у нас в стране угасали тогда же, когда рождались в Америке. Во главе закрытия работ в этом направлении стояли те же преемники В.П.Глушко, как безропотные исполнители, а скорее всего, соучастники решения.
   Авторы статей приходят к выводу: - Все, "даже его конструкторы, похоже, смирились с тем, что "Буран" - это уже история..."; - "Младший брат БАМа": столько же денег вбухали и так же бессмысленно; - "Русский "Шаттл" больше никогда не будет летать - это крах великих амбиций. "То, что произошло с "Энергией" и "Бураном",- это преступление",- заключает академик М.Руденко.
   В это время в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Байконур курочатся ракеты "Энергия", ранее готовившиеся для полетов под номерами 2Л и ЗЛ. Отрезаются от блоков А двигатели РД-170. Те самые, которые разрабатывались более 10 лет. Предполагается с некоторой доработкой использовать их для ракеты "Зенит" по коммерческой программе "Морской старт".
   Целых ракет "Энергия" теперь нет, а по частям можно поживиться...
   Осталось напомнить в этой истории о космическом корабле малой размерности серии "М2", который был упомянут в статье "Исчезновение материи", как "новое" направление или "новая" жизнь "Бурана", объявленная НПО "Энергия".
   Американский журнал "Сайентифик эмерикен": "Еще одним добавлением к комплексу космических средств является небольшой космический самолет многоразового использования. Советские официальные лица еще не признали тот факт, что у СССР есть такой самолет. Однако его существование было обнаружено несколько лет назад, когда с самолета австралийских ВВС, пролетавшего над Индийским океаном, был сделан снимок модели космического самолета, выполненной в уменьшенном масштабе... Западные специалисты полагают, что для запуска космического самолета на околоземную орбиту может использоваться ракета "Зенит". На борту самолета может находиться экипаж из двух-трех человек, самолет, вероятно, способен производить посадку на стандартной взлетно-посадочной полосе..."
   Это сообщение было в мае 1989 г. Однако еще в 1965 г. конструкторским бюро Микояна и Туполева было поручено создать "воздушно-космический самолет", выводимый на орбиту самолетом-разгонщиком. С 1966 г. в Летно-исследовательском институте имени Громова проводилась работа по созданию орбитального корабля авиационно-космической системы "Спираль", самолет "50-50". Дозвуковой аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета массой 10 тонн проходил необходимую программу летных испытаний.
   С 1976 г., разработанная в ОКБ Микояна, эта двухступенчатая воздушно-космическая система стала базой для открытия программы под индексом "БОР". Было создано НПО "Молния" фактически под проект "Буран" в составе КБ "Молния", занимавшегося до этого ракетами, КБ "Буревестник" Тушинского машиностроительного завода и Экспериментального завода в городе Жуковском. Возглавил объединение Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.
   Проблемы создания такого рода летательной системы вылились в вопросы управления на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях полета в верхних слоях атмосферы и оценки температурных условий. Поэтому испытания, проводимые по программе "БОР" в 1969-1973 гг., были направлены на поиск эффективного решения возникших проблем. Глубокое изучение полученных данных исследований в натурных условиях моделей "БОР-2", "БОР-3" привело к необходимости разработки моделей "БОР-4" и "БОР-5". Модели "БОР-4" выводились на орбиту искусственного спутника Земли, а "БОР-5" - на суборбитальную траекторию. Летные исследования аэродинамических характеристик и теплообмена заложили научно-техническую основу создания авиационно-космических систем. Была открыта дорога к созданию "Бурана".
   Пресса сообщала в 1989 г., что НАСА разрабатывает небольшой крылатый космический аппарат, который будет способен доставлять на орбитальную станцию и обратно десять космонавтов одновременно, что позволит использовать многоразовый транспортный космический корабль "Спейс Шаттл" исключительно для выведения на орбиту крупных полезных грузов. По форме этот аппарат для доставки экипажа орбитальной станции, выполняющий функцию "космического такси" и получивший обозначение HL-20 PLS, напоминает малоразмерный космический аппарат серии "БОР".
   Аппарат массой немного более 10 т. Предполагалось, что аппарат, помещаемый в грузовом отсеке "Спейс Шаттла", будет гарантированно возвращать на Землю экипаж космической станции в случае, когда будет невозможно использовать "Спейс Шаттл". Аппарат должен быть создан в этом столетии и выводиться носителем типа "Титан-4". Проектанты не отбрасывают идею использования сверхзвукового самолета.
   Аппарат приспособлен в основном для перевозки людей и будет использоваться в операциях по ремонту спутников и спасению экипажей в космосе. Боковая дальность космического летательного аппарата HL-20 - 1800 км. Аппарат способен совершать посадку в планируемом полете на посадочные полосы большинства аэропортов.
   В ноябре 1992 г. "Правда" известила, что подписано предварительное соглашение об изучении проекта создания космического корабля многоразового использования. Договоренность достигнута министрами промышленности и науки тринадцати западноевропейских стран на совещании в Испании.
   Выполненные НПО "Энергия" сравнительные расчеты масс двухступенчатых ракет-носителей, обеспечивающих выведение одного и того же полезного груза с Земли и с самолета-носителя, показали, что самолетная ступень позволяет уменьшить массу отделяемой от нее разгонной ступени примерно на 20% по сравнению с наземным стартом. Энергетическая эффективность самолета-носителя как первой ступени значительно ниже энергетической эффективности ракетных блоков первых ступеней ракет-носителей, что требует высокого конструктивного совершенства разгонной ступени, особенно в ее одноступенчатом варианте. Достичь такого уровня совершенства по массе разгонной ступени на базе нынешних технологий весьма трудно. Поэтому, полагая, что авиационно-космические системы наиболее перспективны, предлагалось начать упреждающую разработку ракетно-космического комплекса вертикального старта.
   Орбитальный корабль малой размерности по своему облику напоминает "Буран". Имелось несколько вариантов кораблей серии ОК-М. Базовый вариант ОК-М массой 15,3 т был предназначен для полетов в комплексе "Зенит". Вариант ОК-М1 массой 36 т выводился на орбиту в составе гипотетического многоразового многоцелевого космического комплекса, создаваемого на базе системы "Энергия"-"Буран". ОК-М2 массой 35 т предполагалось выводить ракетой-носителем "Энергия-М". Если ОК-М и ОК-М2 представляли собой в совокупности с одноразовыми ракетами "Зенит" и "Энергия-М" в принципе мыслимые системы, то многоцелевой космический комплекс с ОК-М1 был нагромождением в общем-то уникальных составляющих частей, соединенных без очевидной цели.
   В конце 50-х гг. в США разработали ракетный самолет Х-15, который совершил более сотни полетов. Стартовал из-под брюха тяжелого бомбардировщика.
   В 1960 г. июньским Постановлением были открыты работы по созданию космических летательных аппаратов и ракетопланов для орбитальных полетов вокруг Земли с посадкой на заданном аэродроме. Работы должного развития не получили в силу известных обстоятельств конца 60-х гг. в ОКБ-52.
   Проект "Спираль" - орбитальный самолет для ведения космической разведки, выводился в опорную точку самолетом-носителем, затем ракетной ступенью - на орбиту. Орбитальный самолет мог нести лишь одного пилота-космонавта. "Спираль" также не получила развития.
   Последняя разработка НПО "Молния" - МАКС, многоразовая авиационно-космическая система. Орбитальный самолет в этой системе, стартуя с борта самолета-носителя "Мрия" (Ан-225), может доставить на околоземную орбиту двух космонавтов и полезную нагрузку массой до 8 т. Подвесной топливный бак орбитального самолета сбрасывался и сгорал в атмосфере.
   "Бурлак" - двухступенчатая ракета легкого класса, масса до 30 т, стартуя с самолета-носителя Ту-160, способен выводить на околоземную орбиту спутники до 1100 кг.
   МАКС докладывался на Совете обороны в мае 1989 г. Завидная настойчивость КБ "Молния" и запоздалые, скороспешные проекты НПО "Энергия".
   20 февраля 1996 г. Президент Российской Федерации телеграммой в адрес РКК "Энергия" поздравил организацию с десятой годовщиной запуска на околоземную орбиту станции "Мир", отмечая, что станция стала признанным центром международного сотрудничества.
   "Космос - палочка-выручалочка российско-американского сотрудничества - одарит пятую сессию межправительственной комиссии "Черномырдин - Гор" одним из самых волшебных своих взмахов. К моменту, когда треть высших чиновников вашингтонской администрации во главе с вице-президентом усядутся за стол переговоров с коллегами из московской администрации, стыковка "Атлантиса" с орбитальной станцией "Мир" уже состоится... Объятия на орбите станут заздравной увертюрой к трудным переговорам". ("Известия")
   Через 20 лет повторилась встреча на орбите двух космических систем - "Спейс Шаттла" и "Мира". Отлично была проведена стыковка "Атлантиса" с "Миром" 29 июня 1995 г. Вновь объединились космонавты одной страны с астронавтами другой. Аналогичная стыковка в июле 1975 г. "Апполона" и "Союза" была названа политическим событием. Техническая значимость процесса космической стыковки очевидна. Руководитель космического агентства расценивает это событие как акт, подтверждающий живую силу российской космонавтики и ее сохранившиеся возможности выполнять международные обязательства. Когда же были правы? Когда клеймили такого рода проекты как "политические" или сейчас, когда они стали необходимыми?
   "Ле-Бурже-95" для нашей техники - это показ выхода России из кризиса",- заявил В.К.Глухих. Оптимистичны публикации газет, сообщающих оценку сегодняшнего дня в ракетно-космической технике лидерами разработок. Будем считать, что это - истина, и такая оценка состояния космической техники - на их совести. Но как тогда объяснить высказывания технических экспертов с совершенно противоположной оценкой?
   Было решено у Президента России, что финансирование Государственного космического центра должно идти отдельной строкой бюджета: на поддержание стендовой базы для проведения испытаний и создания социальной инфраструктуры. Написали ... И - ни копейки!
   Сегодня костяк разработчиков любого КБ состоит из одержимых идеей, планами людей, которые при любых экономических ситуациях будут "грызть кремень космической науки", и тех, кому уходить некуда в силу возраста или специфики квалификации. Первые пытаются что-то делать, остальные выжидают. Те же, которые вынуждены искать необходимых средств проживания для семьи, давно ушли в различные коммерческие структуры.
   К.Э.Циолковский, Ф.А.Цандер, Ю.В.Кондратюк, С.П.Королев... их имена как будто отодвинулись от нас. Уже не слышно "Все выше и выше, и выше, к звездам!" Если сейчас при большом сборе людей громогласно провозгласить этот лозунг - посчитают, что "крыша поехала", как выражаются сейчас. Раньше было проще - нас призывали:
   "Трудовой народ - строй воздушный флот!", "Пролетарий - на самолет!", "Даешь мотор!" Чудаки-энтузиасты и "коварные прошлые политики", они не знали, что через 70 лет станет наконец-то ясным: "этого ничего не нужно, и вообще все это не то".
   Как-то один академик сказал, что трагедия "Энергии"-"Бурана" в том, что она опередила время, адресуя недоуменные вопросы по поводу исчезновения с горизонта "доблести науки и труда" в небытие. Стрелки пути переводились от конкретных авторитетов в призрачное понятие "время". Другие академики поддержали. Но понятие "опережение", как известно, относительно: оно не говорит в какой динамике само время. Время, оказывается, остановилось. Время созидания закончилось, наступило время разрушения - перестройки.
   Печальным памятником остановившемуся времени стал ракетно-космический комплекс "Энергия" на Байконуре...


Фотографии и иллюстрации