Акция "Российской газеты" и ее читателей: "Построим космический мост в XXI век" |
20 января 1998 года
Станет ли Россия родиной космопланов?
Тема «крылатой космонавтики» в России волнует не только нашу газету. Еще в прошлом году в Комитете Государственной Думы РФ по вопросам геополитики прошло совещание по проблеме воздушно-космического самолета. Какие выгоды даст России обладание многоразовыми космолетами? Об этом мы беседовали с председателем Комитета по вопросам геополитики Алексеем МИТРОФАНОВЫМ.Он горячей сторонник создания отечественных космопланов.
- Россия нуждается в авиации нового поколения. А воздушно-космические системы - вещь абсолютно революционная, и работы в этой области надо наращивать. Вообще нашим реформам необходим совершенно иной подход: выбор перспективных проектов, в которых мы имеем мировое лидерство. И - первоочередное вложение средств именно в них. Воздушно-космические самолеты и есть одно из таких направлений. К сожалению, идеология нашего бюджета совершенно иная. Он напоминает «всесоюзный собес». Всем - понемногу, средства размазываются вместо их концентрации на «прорывных» технологиях. Системы такого класса дадут России не только престиж, но и экономическую выгоду, укрепят государственную безопасность, откроют новые страницы гражданских полетов. В аэрокосмосе вращаются гигантские деньги, и мы должны на этом зарабатывать. Авиация вообще вещь стратегическая. Мы можем проигрывать остальному миру по производству пеленок, детской одежды или телевизоров. Это не смертельно. Все это можно если не купить, так вверить дело производства «ширпотреба» частным предприятиям. В конце концов даже африканские слаборазвитые страны могут производить все это, и для того не требуется научно-технический потенциал России. Но аэрокосмос - другое дело. Большой стране нужны лучшие самолеты. Если мы потеряем свой «небесный потенциал», то скатимся к уровню Африки, на одно из самых последних мест в мире. Имея же аэрокосмический флот, Россия возьмет самые главные экономические козыри.
- Сейчас существует несколько проектов аэрокосмолетов многоразового использования. И, мы уверены, что ближе всего к воплощению проект МАКС НПО "Молния", о котором рассказала "РГ".
- Не хотелось бы судить о вещах, где я не специалист. Но убежден в том, что нужно всесторонне проанализировать проекты с точки зрения экономики и целесообразности. Сказав твердо, это нам нужно. С такими-то характеристиками. И, создав нужный экономический механизм, сказать конструкторам: делайте! Здесь не обойтись без твердой государственной политики. Четко поставленные задачи позволят спрашивать с конструкторов за потраченные средства. Решили вы поставленную перед вами государством задачу или нет?
- Вы имеете в виду все тот же четкий выбор государственных приоритетов?
- Не только. Нужна еще политическая стабильность, при которой министры не сменяются раз в полгода. Ведь это - причина беспредметности, бросание денег на "затыкание дыр", их растранжиривание на сиюминутные цели. Для решения же крупных научно-технических задач вроде аэрокосмолета надо иметь не только твердо поставленную задачу, но и государственный орган, отвечающий за ее выполнение. А также ответственного, опытного человека во главе. Так, Д. Устинов, при всех его недостатках, много лет отвечал за вооружение СССР. И мог спросить с каждого конструктора за отпущенные ему средства. Всего этого нынешней России недостает. Когда смотришь в "Концепцию национальной безопасности", чешешь в затылке: а в чем же, собственно, состоят интересы государства? Нужна ли ему авиация? А значит, нужен ли государству МАКС и кто будет его заказчиком?
- Наша газета предложила своим читателям: давайте построим МАКС на народные деньги, сделаем общенациональное АО. Как вы относитесь к этой мысли? - То есть вы пустили "шапку" по кругу. В принципе подход верный: на бюджет рассчитывать нельзя. Но правильнее было бы вести дело на более прочном экономическом фундаменте. Нужно создать акционерное общество с сильным государственным ядром (в 51 процент акций), привлекая в него все заинтересованные силы. Втягивая туда частные и корпоративные капиталы. То есть применяя целевой подход к решению задачи. Это АО и должно заняться реализацией проекта воздушно-космического самолета. Государство может поддержать дело. Хотя бы предоставив неиспользуемую ныне собственность громадных авиационных институтов. Создав особый режим работы, стимулирующий инвестиции деловых структур. Нужно проводить огромную работу по привлечению и зарубежных интересов.
Владимир КУЧЕРЕНКО
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1999
E-mail: buran@buran.ru