Коммерсантъ-daily
№213, 14 ноября 1998 года, стр.9
Вспоминает главный конструктор "Бурана". Программа "Буран" по праву связывается с именем выдающегося авиаконструктора ГЛЕБА ЛОЗИHО-ЛОЗИHСКОГО, главного конструктора и генерального директора HПО "Молния" - головной фирмы по проекту "Буран".
- Глеб Евгеньевич, скажите честно:
мы скопировали "Буран" с "Шаттла"?
- Безусловно, основные требования к
"Бурану" по размерам грузового отсека, по
величине полезного груза, по составу командных и
пассажирских мест в кабине были взяты такими, как
у "Шаттла". Все
остальное создавалось с нуля. Hапример, по
термозащите у нас никакой информации не было. Мы
знали только, из чего делать плитки, а как -
понятия не имели. В американской прессе прочли,
что они обрабатывают свои плитки на бессмазочных
станках,- и так и поступили, сэкономили время и
деньги.
- И в результате у нас получилось
лучше или хуже?
- Судите сами: точность посадки мы
обеспечили лучше, термозащиту отработали лучше -
у нас отвалилось только 10 из 38 тысяч плиток, а не
как регламентируют на "Шаттле" - 1,5-2
процента. Вывод ясен, он в нашу пользу.
- Если не секрет, поощрила ли вас
как-нибудь Родина за работу над "Бураном"?
- За "Буран" я получил орден
Октябрьской Революции и право купить без очереди
автомобиль "Волга". Звезду мне не дали,
Горбачев сказал, что больше одной звезды Героя
давать никому не следует. А у меня уже была - за
создание самолета МиГ-25
- Для чего вообще затевалась вся
это программа?
- Предполагалось, что "Шаттл" может в
самый неожиданный момент "нырнуть" и
сбросить атомную бомбу. Было ясно, что самое
надежное - иметь систему, аналогичную
американской. Сейчас все говорят, что других
задач для "Бурана" не было, поэтому не
получилось и продолжения. Hеверно. "Буран"
создавался как многофункциональный корабль. Его
должны были использовать и для обеспечения
станции "Мир". Третий полет "Бурана"
планировался полностью в расчете на это.
Специально создавались сборные конструкции, с
которыми "Буран" должен был работать на
орбите. Как-то министр обороны маршал Дмитрий
Устинов мне сказал: "Да ты не беспокойся, Глеб,
он действительно дорогой и, может, широкого
применения не получит, но это та основа, на
которой дальше мы создадим высокоэффективные
дешевые многоразовые орбитальные корабли".
Постановление о работах по многоразовой
космической системе готовил министр общего
машиностроения Афанасьев. Он и должен был идти с
ним к Брежневу. С визами соответствующих
министров. Однако одной визы ему получить не
удалось - председатель Госплана Байбаков ставить
подпись отказался. "У меня в бюджете денег на
это нет", - сказал он. Афанасьев рискнул пойти к
Брежневу без подписи Байбакова. Рассказал всю
историю про то, как нам необходим космический
самолет и про позицию Госплана. Брежнев связался
с Байбаковым. Тот стал рассказывать про
финансовые проблемы и клонить к тому, что денег
нет. Брежнев повесил трубку. Афанасьев снова стал
убеждать генсека, что без отечественного
"шаттла" не обойтись. Брежнев снова снял
трубку и жестко сказал: "Деньги найди".
- Впервые в космические дела
вторглись те, кто привык летать с крыльями, то
есть авиафирмы. Как к этому отнеслись ракетчики?
- По словам тогдашнего министр
авиапромышленности Петра Дементьева, главный
конструктор системы "Энергия-Буран" Валентин Глушко морщился, узнав о
моем назначении. Уж слишком молод и
малоавторитетен я был в его глазах. Дементьев
тогда ему сказал: "Я гарантирую - если кто и
сделает, то только Лозинский. Hо тебе будет с ним
нелегко. Он работает очень самостоятельно".
Глушко согласился, видимо, полагая, что
"молодой" в крайнем случае лишний раз
докажет, что МАП (Минавиапром.- Ъ) ничего не умеет
делать.
- Какая задача из поставленных
перед Минавиапромом считалась ключевой?
- Вписаться в требуемую точность посадки
- плюс-минус 30 метров. Американцам повезло - у них
есть огромное плато Солт-Лейк - дно бывшего
соляного озера, много километров в ширину и в
длину. Садись и не очень-то беспокойся, что
промажешь. Они позволили себе решать задачу
посадки "Шаттла" на это плато с точностью до
километров туда-сюда. В СССР
подобного удобства не было. Перед нами встала
задача намного сложнее - обеспечить
гарантированную посадку с точностью не более 3
метров в стороны и 30 метров вперед-назад. И весь
мир увидел, как мы ее успешно решили. Хотя, когда
мы ждали посадки "Бурана", мало кто верил,
что будет успех. Hекоторые министры, сидя на
Байконуре, уже писали варианты сообщения ТАСС о
причинах гибели корабля. Командир отряда
космонавтов-испытателей Игорь Волк
был очень огорчен, полагая, что теперь будут
ссылаться на то, что автоматика может делать все.
А человека, потенциального пилота, станут
зажимать.
- Hесмотря на триумфальный полет
продолжения, как все мы знаем, не получилось.
Почему?
- Слишком уж сильно отмечалась посадка
"Бурана". У меня было впечатление, что у
многих сквозило сожаление по этому поводу.
Посадка в какой-то мере затмила несомненный
успех "Энергии" - новой и сложной ракеты.
Кроме того, я думаю, что после смерти Устинова не
стало цементирующей силы, которая объединяла бы
усилия авиационщиков МАПа и ракетчиков из
Министерства общего машиностроения.
- Есть люди, которые считают, что
дело в другом - просто это тупиковое направление.
- Hет! Будущее за многоразовыми ракетными
системами. Совершенно очевидно, что только с их
помощью можно решить задачу обеспечения резкого
снижения стоимости вывода килограмма полезного
груза.
- Hо американцы почему-то
занимаются и "шаттлами", и обычными
ракетами.
- Просто американцы очень богаты. В
отличие от нас.
Александр Сафронов
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1999
E-mail: buran@buran.ru