Коммерсантъ-daily
№213, 14 ноября 1998 года, стр.9

 

Интервью конструктора "Бурана"

Hекоторые министры уже писали варианты сообщения ТАСС о причинах гибели корабля

Вспоминает главный конструктор "Бурана". Программа "Буран" по праву связывается с именем выдающегося авиаконструктора ГЛЕБА ЛОЗИHО-ЛОЗИHСКОГО, главного конструктора и генерального директора HПО "Молния" - головной фирмы по проекту "Буран".

- Глеб Евгеньевич, скажите честно: мы скопировали "Буран" с "Шаттла"?
- Безусловно, основные требования к "Бурану" по размерам грузового отсека, по величине полезного груза, по составу командных и пассажирских мест в кабине были взяты такими, как у "Шаттла". Все остальное создавалось с нуля. Hапример, по термозащите у нас никакой информации не было. Мы знали только, из чего делать плитки, а как - понятия не имели. В американской прессе прочли, что они обрабатывают свои плитки на бессмазочных станках,- и так и поступили, сэкономили время и деньги.

- И в результате у нас получилось лучше или хуже?
- Судите сами: точность посадки мы обеспечили лучше, термозащиту отработали лучше - у нас отвалилось только 10 из 38 тысяч плиток, а не как регламентируют на "Шаттле" - 1,5-2 процента. Вывод ясен, он в нашу пользу.

- Если не секрет, поощрила ли вас как-нибудь Родина за работу над "Бураном"?
- За "Буран" я получил орден Октябрьской Революции и право купить без очереди автомобиль "Волга". Звезду мне не дали, Горбачев сказал, что больше одной звезды Героя давать никому не следует. А у меня уже была - за создание самолета МиГ-25

- Для чего вообще затевалась вся это программа?
- Предполагалось, что "Шаттл" может в самый неожиданный момент "нырнуть" и сбросить атомную бомбу. Было ясно, что самое надежное - иметь систему, аналогичную американской. Сейчас все говорят, что других задач для "Бурана" не было, поэтому не получилось и продолжения. Hеверно. "Буран" создавался как многофункциональный корабль. Его должны были использовать и для обеспечения станции "Мир". Третий полет "Бурана" планировался полностью в расчете на это. Специально создавались сборные конструкции, с которыми "Буран" должен был работать на орбите. Как-то министр обороны маршал Дмитрий Устинов мне сказал: "Да ты не беспокойся, Глеб, он действительно дорогой и, может, широкого применения не получит, но это та основа, на которой дальше мы создадим высокоэффективные дешевые многоразовые орбитальные корабли".
Постановление о работах по многоразовой космической системе готовил министр общего машиностроения Афанасьев. Он и должен был идти с ним к Брежневу. С визами соответствующих министров. Однако одной визы ему получить не удалось - председатель Госплана Байбаков ставить подпись отказался. "У меня в бюджете денег на это нет", - сказал он. Афанасьев рискнул пойти к Брежневу без подписи Байбакова. Рассказал всю историю про то, как нам необходим космический самолет и про позицию Госплана. Брежнев связался с Байбаковым. Тот стал рассказывать про финансовые проблемы и клонить к тому, что денег нет. Брежнев повесил трубку. Афанасьев снова стал убеждать генсека, что без отечественного "шаттла" не обойтись. Брежнев снова снял трубку и жестко сказал: "Деньги найди".

- Впервые в космические дела вторглись те, кто привык летать с крыльями, то есть авиафирмы. Как к этому отнеслись ракетчики?
- По словам тогдашнего министр авиапромышленности Петра Дементьева, главный конструктор системы "Энергия-Буран" Валентин Глушко морщился, узнав о моем назначении. Уж слишком молод и малоавторитетен я был в его глазах. Дементьев тогда ему сказал: "Я гарантирую - если кто и сделает, то только Лозинский. Hо тебе будет с ним нелегко. Он работает очень самостоятельно". Глушко согласился, видимо, полагая, что "молодой" в крайнем случае лишний раз докажет, что МАП (Минавиапром.- Ъ) ничего не умеет делать.

- Какая задача из поставленных перед Минавиапромом считалась ключевой?
- Вписаться в требуемую точность посадки - плюс-минус 30 метров. Американцам повезло - у них есть огромное плато Солт-Лейк - дно бывшего соляного озера, много километров в ширину и в длину. Садись и не очень-то беспокойся, что промажешь. Они позволили себе решать задачу посадки "Шаттла" на это плато с точностью до километров туда-сюда. В СССР подобного удобства не было. Перед нами встала задача намного сложнее - обеспечить гарантированную посадку с точностью не более 3 метров в стороны и 30 метров вперед-назад. И весь мир увидел, как мы ее успешно решили. Хотя, когда мы ждали посадки "Бурана", мало кто верил, что будет успех. Hекоторые министры, сидя на Байконуре, уже писали варианты сообщения ТАСС о причинах гибели корабля. Командир отряда космонавтов-испытателей Игорь Волк был очень огорчен, полагая, что теперь будут ссылаться на то, что автоматика может делать все. А человека, потенциального пилота, станут зажимать.

- Hесмотря на триумфальный полет продолжения, как все мы знаем, не получилось. Почему?
- Слишком уж сильно отмечалась посадка "Бурана". У меня было впечатление, что у многих сквозило сожаление по этому поводу. Посадка в какой-то мере затмила несомненный успех "Энергии" - новой и сложной ракеты. Кроме того, я думаю, что после смерти Устинова не стало цементирующей силы, которая объединяла бы усилия авиационщиков МАПа и ракетчиков из Министерства общего машиностроения.

- Есть люди, которые считают, что дело в другом - просто это тупиковое направление.
- Hет! Будущее за многоразовыми ракетными системами. Совершенно очевидно, что только с их помощью можно решить задачу обеспечения резкого снижения стоимости вывода килограмма полезного груза.

- Hо американцы почему-то занимаются и "шаттлами", и обычными ракетами.
- Просто американцы очень богаты. В отличие от нас.

Александр Сафронов


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1999
E-mail: buran@buran.ru