Эта транспортная космическая система создана на модульных блоках таким образом, что на ее основе могут быть построены различные ракеты среднего, тяжелого и сверхтяжелого классов, грузоподъемностью от 10 до 200 т, что позволяет обойтись минимальным количеством вновь разрабатываемых маршевых двигателей и ракетных блоков для составления целого спектра носителей. Было решено, что "Энергия" станет базовой системой. Базовая модель имеет стартовую массу 2400 т с учетом 2000 т топлива. Конечная масса 400 т включает массу полезного груза. Ракета "Энергия" состоит из центрального блока - второй ступени - и четырех периферийных блоков, составляющих первую ступень.
По проекту "Энергия"
рассчитана на пуски по азимутам, соответствующим
наклонениям орбит 51-83, 97, 101-104, 1100.
Грузоподъемность ракеты-носителя "Энергия"
на опорную орбиту высотой 200 км и различных
наклонений для разного количества блоков первой
ступени позволяла при двух блоках первой ступени
выносить груз весом от 40 до 60 т, при восьми
блоках - от 170 до почти 200 т.
В постановлении правительства о
создании многоразовой космической системы
"Буран" была предусмотрена и
целесообразность разработки в 1979-1980 гг.
технических предложений по перспективным
средствам выведения. В ноябре 1977 г.
постановлением правительства поручено было
обеспечить развитие работ по созданию на базе
многоразовой космической системы "Буран" и
ее основных элементов сверхтяжелой
ракеты-носителя.
В КБ НПО "Энергия" и головных
смежных организациях были развернуты
изыскательские и проектные работы по тяжелым и
сверхтяжелым ракетам-носителям, создаваемым на
базе ракетного комплекса "Буран".
Выработалось направление разработок
ракет-носителей грузового варианта
"Буран-Т" (это ракета-носитель), где вместо
орбитального корабля на те же связи навешивался
грузовой контейнер, в котором размещался
полезный груз. Масса полезного груза и
приведенной части массы контейнера, то есть
масса, отделяемая в конце участка, составляла 102 т.
При этом структура ракетного пакета не
отличалась от штатного варианта. Эта схема в
наименовании приобрела дополнительный индекс -
Т, то есть транспортный вариант, который позволял
выводить на геостационарную орбиту аппараты
массой до 18 т, к Луне - 32 т, к Марсу и Венере
- около 28 m. Вариант с двумя блоками А и
уменьшенным транспортным контейнером
разрабатывался под наименованием "Гроза"
или РЛА-125.
Сверхтяжелый носитель "Вулкан"
разрабатывался по структуре пакета с восемью
удлиненными блоками А и центральным блоком Ц с
увеличенной заправкой. Грузовой отсек
располагался в головной части центрального
блока. Предусматривался "Вулкан"
в основном для программ освоения Марса и полетов
на другие планеты Солнечной системы.
В 1984 г., в декабре, постановлением
правительства о программах создания
ракетно-космических систем на 1986-1995 гг. были
установлены сроки опытно-конструкторских работ:
по "Бурану-Т" - 1986-1993 гг., "Вулкану"
- 1990-1995 гг., к нему разгонный блок "Везувий" -
1991-1995 гг., "Гроза" - 1986 г.
Один из главных факторов,
определивших качественный прогресс
"Энергии", - новые мощные двигатели, прежде
всего, двигатель (на кислороде-керосине) первой
ступени с небывалой для советских двигателей
тягой до 740 т у Земли и новый мощный двигатель
второй ступени на водороде и кислороде с тягой 200 т
вне атмосферы. При сжигании тонны водорода, как
известно, выделяется в три раза больше энергии,
чем от тонны керосина. Понадобились
принципиально новые технические решения,
совершенно новые технологии и материалы.
Характеристики "новое" и "принципиально
новое" относятся практически ко всем
слагаемым системы "Энергия" - от конструкции
самой ракеты до способов ее сборки и перевозки,
от стартового комплекса до концепции
автоматического управления, надежности,
безопасности и испытаний.
Ракета выполнена по двухступенчатой
схеме. Построенная по блочному принципу, она
собрана в пакет вокруг центрального
кислородно-водородного блока. Двигатели, однако,
запускаются с двигателями первой ступени, в
связи с чем, строго говоря, ракета считается
полутораступенчатой. Боковые блоки -
кислородно-керосиновые. Суммарная тяга
двигателей в начале полета, на момент старта,
около 3600 т - это, естественно, значительно
больше (в полтора раза) стартового веса всей
системы "Энергия" - "Буран". Общая длина
ракеты-носителя "Энергия" - около 60 м
(двадцатиэтажный дом).
"Буран" в этом
ракетном комплексе фактически является третьей
ступенью ракеты-носителя. К концу работы второй
ступени ракеты-носителя "Энергия" полезный
груз и орбитальный корабль самостоятельно, как и
орбитальный корабль "Шаттл", добирают
скорость за счет собственных двигателей.
Приращения скорости - порядка 60 м/с
достаточно, чтобы грузу выйти на опорную орбиту.
Вторая ступень прекращает свою работу в тот
момент, когда сохраняется возможность для
ступени вернуться на землю по баллистической
траектории. Расстояние от старта до этой точки,
находящейся в акватории Тихого океана, примерно
равно полупериметру земного шара. Вторая ступень
не выводится на орбиту, чтобы не засорять космос.
В качестве третьей ступени могут
использоваться и специальные разгонные ракетные
блоки со своей системой управления, несущие
полезную нагрузку, например, спутники, выводимые
на геостационарную орбиту, или космические
аппараты, направляемые к Луне и планетам
Солнечной системы.
Ракетные блоки первой ступени скреплены силовыми связями с
блоком второй ступени в двух поясах. Верхний пояс располагается на межбаковом отсеке блока второй
ступени и носовых частях блоков первой ступени. В
районе верхнего пояса силовой связи размещаются
колодки электрической связи между этими блоками.
Нижний пояс силовой связи располагается на
хвостовом отсеке центрального блока и баке
горючего блоков первой ступени. Для крепления
полезных грузов к ракете-носителю на центральном
блоке имеются два пояса связи, верхний пояс
размещается на баке горючего. В районе верхнего
пояса силовой связи размещена электрическая
связь между ракетой-носителем и полезным грузом.
Нижний пояс связи ракеты-носителя с полезным
грузом располагается на хвостовом отсеке блока
второй ступени и совпадает с нижним поясом
силовой связи боковых блоков.
Ракета "Энергия" заправляется
жидким водородом (102-105 т), жидким кислородом
(1490 -1544 т) и керосином РГ-1 (342-356 т).
Максимальная перегрузка в полете 3 единицы.
"Энергия", как
универсальная система, которая может выводить
различные аппараты, а также запускать
межпланетные и лунные корабли, не имеет аналогов
в мировой практике, и ее сравнение со "Спейс
Шаттлом" правомерно только для случая
выведения орбитального корабля "Буран". Вот
некоторые сравнительные характеристики обеих
систем.
Масса полезного груза, выводимого на
опорную орбиту высотой 200 км, примерно
одинакова: у "Бурана" - 30 т при наклонении
орбиты 50,70, у "Спейс
Шаттла" - 29,5 т при
наклонении 280. Масса полезного груза,
возвращаемого с орбиты на Землю, 15-20 т,
американский "Челнок" может возвратить 14,5 т.
Стартовая масса "Энергии" выше на 360 т.
Это связано, во-первых, с "малольготным"
наклонением орбиты, наличием эффективной
системы безопасности полета экипажа.
Длительность функционирования на орбите
одинаковая - 7-30 суток. Первая ступень
"Энергии" состоит из четырех жидкостных
двигательных установок - блоков А. У "Спейс
Шаттла" два твердотопливных ускорителя. На
второй ступени "Энергии" - четыре двигателя,
из которых один - практически резервный. У
"американца" - 3 двигателя. Схема спасения
блоков первой ступени "Энергии" - посадка на
сушу, у "Спейс
Шаттла" - на воду. Сборка
"Спейс
Шаттла" ведется вертикально. У нас и
сборка, и перевозка на старт по спаренной
железнодорожной колее производятся
горизонтально с последующей установкой на
старте в вертикальное положение.
Конечная масса перед
отделением орбитального корабля 178,5 т у
"Энергии" и 153 т - у "Спейс
Шаттла",
масса после отделения - 105 и 114,3 т
соответственно. Превышение массы челнока над
кораблем после отделения получается, в основном,
за счет того, что на его борту находится основная
энергетическая установка - маршевые двигатели
второй ступени. При приведенных к одинаковым
условиях запуска "Бурана" и "Спейс
Шаттла" - с наклонением 28,50 и высотой орбиты
порядка 370 км, "Энергия" выводит груз
тяжелее на полторы тонны. Однако конструктивное
совершенство - это отношение массы полезного
груза к начальной массе ракеты - у "Спейс
Шаттла" составляет 1,45, в то время как у
"Энергии" - 1,26. Это объясняется большим
уровнем резервирования систем вплоть до
двигателей, с учетом того, что, например, на
первой ступени удельный импульс двигателей
"Энергии" существенно выше, чем у
твердотопливных ускорителей "Спейс
Шаттла":
у "Энергии" 308,6-336,2, а у челнока 262,2. Сухая
масса первой ступени "Энергии" - блоков А -
составляет 265,2 тонн, у "Спейс
Шаттла" -163,8. В
пересчете на один блок наша конструкция тяжелее,
и в потерях полезного груза составляет 12,6 тонн,
при этом существенная часть потерь падает на
средства спасения блоков А - порядка 6 тонн
полезного груза. Удельный импульс двигателей
второй ступени примерно одинаков - 454-455 с.
Конструктивное совершенство топливных отсеков
вторых ступеней "Энергии" и "Спейс
Шаттла" примерно одинаково: сухая масса
отсеков 34-35 m.
Превышение массы второй ступени
относительно проектных (заданных разработчиком)
данных составляла в процентах: по корпусу - 10,
двигателю - 15 и системе управления - 100. Система
управления "Энергии" имела большую массу по
сравнению с американской.
Несмотря на видимую близость многих
основных характеристик, это - две заметно
различающиеся космические системы. Одинаковы по
существу функции орбитального корабля, его
возможности по массе и габаритам полезного
груза. Это было исходным положением.
Разработчики, создавая эту систему, не
стремились в условиях военного программного
противодействия системе "Спейс
Шаттл" и
планам "звездных войн" разрабатывать
что-либо особенно отличающееся от челнока, хотя
варианты были. Далее все различно и объясняется
разными техническими концепциями, разными
промышленными возможностями сторон.
Но главное отличие - это все же
универсальность. Здесь разработчики сделали
точный расчет, их ход позднее подтвердил
правильность направления. Хотя выбор этого
направления происходил в стесненных рамках
возможностей промышленности страны, транспорта,
грузоподъемности авиации и ... организации столь
сложной разработки. Как результат мы получили
целый ряд проектов носителей на базе
"Энергии". Другое дело, использовалась эта
особенность или нет. С универсальностью связано
много различий в частностях. В американском
комплексе, например, существует единая система
управления, в нашем - две независимые системы
управления ракетой и кораблем.
Кислородно-водородные двигатели "Энергии"
установлены на ракетном блоке, у "Спейс
Шаттла" они на самом корабле. Правда, здесь
"Челнок" имеет преимущество как многоразовая
система: корабль возвращается на Землю с
водородными двигателями и системой управления. У
нас же возвращается только, по существу, планер
со своими системами. В этой связи позднее
появятся у нас более экономные многоразовые
схемы. Но, в отличие от "Спейс
Шаттла",
"Энергия" в нештатной ситуации может
продолжать полет даже с одним работающим
двигателем первой или второй ступени. Точнее - с
вышедшим из строя двигателем и выключенным в
полете. Твердотопливные двигатели первой
ступени "Спейс
Шаттла" такую возможность
исключают.
Определяющими крупными
научно-техническими проблемами, которые
возникли перед разработчиками ракеты-носителя в
самом начале проектирования, явились проблемы
выбора и обоснования размерности,
грузоподъемности ракеты-носителя и ее
компоновочной схемы, количества двигателей и их
тяговых характеристик, построения эффективной
системы управления.
В начале разработки главными были:
- проблемы выбора компоновочной схемы ракеты-носителя, на базе которой было бы возможно построение целого ряда ракет-носителей не только различной грузоподъемности, но и различных по типу выводимых на орбиту полезных нагрузок, в том числе многоразовых орбитальных кораблей, при условии использования существующих технического и стартового комплексов для Н-1 и возможности доставки составных частей (блоков) ракеты-носителя с заводов-изготовителей на техническую позицию;
- проблемы разработки ракеты-носителя, функционирующей при отказе одного из маршевых двигателей с обеспечением задач вывода полезной нагрузки на орбиту или выполнения маневра возврата с приведением в заданный район ракеты-носителя и посадкой орбитального корабля на аэродром.
Одной из наиболее сложных
фундаментальных проблем было создание мощных
маршевых двигателей для первой и второй ступеней
ракеты. Унифицированные для первых ступеней
ракет-носителей нового поколения, двигатели РД-170
имеют рекордные характеристики по тяге и
удельному импульсу - сегодня им нет равных в мире.
Значительным достижением отечественного
ракетостроения стало создание многоресурсных
водородно-кислородных маршевых двигателей
большой тяги для второй ступени ракеты-носителя
"Энергия".
Особое место занимала разработка
системы автономного бортового управления
ракетой с гироскопическим комплексом, системой
бортовых вычислительных машин. Создано ее
математическое обеспечение. Проанализированы
все возможные варианты аварийных ситуаций и
выработаны алгоритмы их парирования. В самой
системе управления создана многоуровневая
система резервирования, включая резервирование
отдельных элементов и крупных узлов.
Для управления движением ракеты для
маршевых двигателей разработаны прецизионные
электрогидравлические системы рулевых приводов.
Они развивают усилие до 50 т в каждой
плоскости качания двигателей первой ступени и
более 30 т - на второй ступени ракеты.
К числу сложных проблем, которые
пришлось решать, бесспорно, нужно отнести те, что
связаны с применением в ракете криогенных
компонентов - жидкого кислорода и жидкого
водорода. Использование этих компонентов
сверхнизкой температуры (от -186 до -255 0С)
позволило получить не только эффективную
энергетику.
При изготовлении баков, трубопроводов,
элементов гидроавтоматики были разработаны и
использованы специальные конструкционные
материалы, работающие при криогенных
температурах и обладающие значительной удельной
прочностью. Внедрены новые марки высокопрочной
стали, алюминиевых и титановых сплавов, созданы
новые теплозащитные покрытия. На долю новых
материалов приходится свыше 70 % сухой массы
"Энергии". Разработаны прогрессивные методы
сварки - импульсно-дуговая и электронно-лучевая.
Проблемы внедрения повышенных
требований по безопасности эксплуатации
обусловлены использованием больших запасов
топлива на борту ракеты-носителя, в том числе
водорода, включающих в себя не только
конструктивно-компоновочные мероприятия, но и
создание специальных средств
пожаро-взрывопредупреждения.
Если обобщить и описать те проблемы,
которые вставали перед создателями
ракеты-носителя "Энергия", крупными мазками,
то наиболее значительными в картине рождения и
триумфа будут: создание маршевых двигателей
большой тяги, высокоэнергетические компоненты
топлива и преодоление "водородного
барьера", циклопическая масштабность
конструкции, рожденная "инженерным потом",
научные проблемы и "концентрация мозгов"
вокруг них, автоматизация и компьютеризация
борта и полета, надежность, безопасность и
наземная экспериментальная отработка.
Проблема обеспечения надежности и
живучести "Энергии" привела к необходимости
резервирования основных элементов жизненно
важных систем и агрегатов, включая маршевые
двигатели, рулевые приводы, турбогенераторные
источники электропитания, пиротехнические
средства.
Стартовый комплекс "Энергии"
строился на базе стартов ракеты Н-1. Были
демонтированы отдельные системы, доработаны
башни обслуживания ракеты и корабля, перестроены
стартовые пусковые устройства. Стартовый
комплекс Н-1 состоял из двух стартовых площадок -
"левой" и "правой". Строился вновь
универсальный комплекс "стенд-старт",
который находится на расстоянии нескольких
километров от стартов Н-1. Пусковое устройство, на
котором стоит ракета, представляет собой
железобетонную конструкцию, под которой
находится заглубленный лоток для отвода
горячего газового потока от работающих маршевых
двигателей. О грандиозности стартового
комплекса говорят, например, такие цифры: глубина
лотка 23 м (высота семиэтажного дома), высота
молниеотводов 175 м - это 55 этажей жилого дома.
Лоток стенд-старта углублен на 40 м
(тринадцатиэтажный дом). На стартовой площадке
вплотную располагаются две технологические
башни. Башня обслуживания, заимствованная (с
доработкой) у комплекса Н-1, перемещается по
радиусу, приближаясь и уходя от старта, по
рельсовому пути длиной в четверть окружности с
центром радиуса на расстоянии несколько
десятков метров. На стенде-старте находится одна
технологическая башня. Технологические башни по
сути являются сооружениями связи между стартом и
ракетой через специальные отводные площадки,
которые расположены на нескольких уровнях по
высоте. Башня обслуживания подвижная, она
"накатывается" на ракету, а с ее площадок
открывается доступ практически к любому узлу
ракеты и корабля. Перед началом процесса
заправки башня отводится на безопасное
расстояние. Стенд-старт так же, как и старты,
насыщен большим количеством специальных
технических и технологических систем.
Решение об использовании ранее
введенных стартовых комплексов для
"царь-ракеты" Н-1 не было единогласным. Одни
доказывали, что старт для суперносителя
"Энергия" стоит строить заново. Другие не
менее активно утверждали, что реконструкция
существующих объектов - единственно правильный
путь в создании стартов для ракеты примерно
равного по энергетике уровня. Доводы сторонников
нового старта были значимы: во-первых,
драматические результаты пусков Н-1 с
разрушением стартов и повреждением уникального
монтажно-испытательного корпуса говорили о том,
что старт должен располагаться подальше от
производственной зоны, в целях безопасности;
во-вторых, реконструкция с внедрением новых
систем типа водородной заправки, систем азотного
и воздушного обеспечения, управления стартовым
комплексом, безопасности и других средств,
необходимых для "Бурана", неизбежно
повлекут к повышенным затратам и эффект
использования старых стартов будет неуверенным.
Сторонники реконструкции приводили не менее
существенный довод: не делать же из наземных
сооружений исторические экспонаты...
Председателем рекогносцировочной
комиссии был В.П.Бармин. Долгие дебаты привели к
"соломонову" решению: делать удаленный от
основных сооружений промышленной зоны старт, но,
в связи с одним из главных требований
разработчиков "Энергии" о необходимости
строительства стенда для проведения огневых
испытаний пакета "Энергии", совместить
функции нового старта и стенда и начать
строительство на новом, подходящем месте. Старые
старты, к сожалению, не позволяли приспособить их
к проведению огневых стендовых испытаний -
силовая схема старта не удерживала
испытательный пакет на земле. Усиление же
стартов привело бы к фактическому их разрушению
до основания. Поскольку огневые стендовые
испытания должны были проходить до начала летных
испытаний и до полета, а ракета должна была
проходить предполетную проверку с включением
двигателей на этом стенде, было принято логичное
решение: "стенд-старт" строить в первую
очередь. Одновременно разработчикам этого
комплекса были даны исходные данные по
перспективе его использования с учетом
рожденного ряда ракет-носителей, создаваемого на
базе "Энергии", - стенд должен был позволять
работы с "Вулканом". Что касается
реконструкции стартов Н-1, то их тоже надо было
готовить к восстановлению и переустройству.
Таким образом, работы по созданию
стартовых комплексов для "Энергии" пошли в
двух параллельных направлениях. Параллельно
строящиеся стартовые сооружения
разрабатывались на основе практически полной
унификации систем. Это было важно и экономило
ресурсы. К разработке и строительству были
подключены многочисленные проектные,
строительные, монтажно-строительные организации
Министерства обороны и промышленных
министерств.
Во главе межведомственной оперативной
группы по руководству строительными работами по
проекту "Энергия" - "Буран" стал
генерал-полковник Константин Михайлович
Вертелов. Удивительной энергии человек. Когда
приезжал на полигон Вертелов, то за ним всегда
двигалась кавалькада строителей. Эта непрерывно
спорящая группа появлялась то на одном
строящемся объекте, то на другом. Было
организовано планирование работ всех
предприятий и групп. Сам он непрерывно
докладывал правительству, во все инстанции о
состоянии дел. Его знали все.
К.М.Вертелов вспоминает на страницах
"Красной Звезды": "Мы исходили тогда не
только из чисто экономических соображений, хотя,
конечно, и их брали в расчет. Важно было осознание
того, что результаты огромного труда,
затраченного в свое время, можно будет вновь
использовать. Ведь многие из тех, кто готовил
тогда, в конце 1960-х годов, этот старт, продолжали
трудиться на космодроме, а кое-кто из них
участвовал еще в запуске первого искусственного
спутника Земли"
С 1978 г. началась героическая эпопея,
продолжавшаяся около восьми лет. На космодроме
были образованы два управления инженерных работ.
К началу 1980-х годов стройка развернулась по всему
огромному фронту. В 1980 г. строительство
возглавил Александр Алексеевич Федоров, имевший
огромный опыт организаторской и практической
работы. В 1981 г. были введены в эксплуатацию первые
очереди монтажно-испытательных корпусов, стенда.
Построен специальный путь для перевозки ракеты.
Сдано 968 квартир общей площадью 45 тыс. м2,
обустроены 15 военно-строительных отрядов. В 1982 г.
были введены в эксплуатацию основные сооружения
технической позиции первой очереди
ракеты-носителя "Зенит". В 1983-1985 гг. в центре
космодрома поднялись конструкции старта,
стенд-старта, здания монтажно-испытательного
корпуса орбитального корабля,
монтажно-заправочного корпуса, стенда
динамических испытаний, посадочная полоса...
Подготовка к старту ракеты и корабля
на космодроме проводилась раздельно -каждый на
своем техническом комплексе, и параллельно с
подготовкой "Энергии" шла подготовка
"Бурана". Использовался
монтажно-испытательный комплекс, оставшийся от
ракеты Н-1, с соответствующим дооборудованием.
Корпус, где производится сборка корабля,
строился вновь. Из корпуса сборки корабль на
специальной грунтовой тележке приводится в
монтажно-испытательный корпус ракеты, где
собирается пакет.
"Пожалуй, критический момент
наступил, когда мы получили проектную
документацию на монтажно-испытательный корпус
для орбитального корабля, - говорит А.А.Федоров. -
В ней было заложено традиционное решение - в
сборном железобетоне. А это уводило нас за
допустимые сроки строительства на многие месяцы.
Только благодаря вмешательству и "пробивной
силе" Вертелова было принято решение искать
другие пути"
Тогда-то и родился проект совместной
разработки специалистов Минмонтажспецстроя и
Министерства обороны. Производственный корпус
орбитального корабля (МИК) решили строить,
используя легкие панели с утеплителем. Здание
представляет собой ангар длиной 254 м и
шириной 112 м - четыре футбольных поля. Корпус был
возведен за три с половиной года.
В тех же конструкциях был выполнен
монтажно-заправочный корпус, ультрасовременное
сооружение высотой 70 м - двадцатитрехэтажный
дом.
Собранный пакет укладывался на
агрегат-установщик, который транспортировал
пакет в монтажно-заправочный комплекс для
снаряжения корабля компонентами рабочих топлив
и газов и установки пиротехнических средств
ракеты. Корпус строился вновь. Впервые были
применены облегченные крупномасштабные панели
для ограждающих конструкций, разработан
стыковочный узел несущих колонн с фундаментом.
При проектировании крупногабаритных откатных
ворот был разработан новый метод их фиксации при
воздействии внешней динамической нагрузки.
На пути к этому корпусу возвышался
уникальный, вновь построенный стенд
динамических испытаний, который позволял
снимать частотные характеристики
полноразмерных ракеты-носителя и орбитального
корабля, раздельно и в пакете. Корпус оснащался
уникальным динамическим оборудованием.
На старт или на стенд-старт ракета с
грузом прибывает на транспортном агрегате.
Агрегат переводит ракету в вертикальное
положение.
Процесс заправки "Энергии" имеет
ряд особенностей, присущих ракетам, связанным с
использованием водорода и кислорода при
криогенных температурах. Все начинается с
активной вентиляции отсеков ракеты и топливных
баков, затем постепенно атмосфера из баков
замещается газообразным азотом и бак горючего
наполняется газообразным водородом. Создается
водородная среда. Наконец, баки заправляются
жидкими компонентами. По штатной программе
заправка баков ракеты всеми компонентами
топлива ведется одновременно. Естественно, перед
заправкой ракеты все наземные магистрали от
шаровых емкостей проходят аналогичную процедуру
последовательного замещения атмосферной среды
на жидкие компоненты с предварительным
захолаживанием.
Криогенные компоненты потребовали
сооружения и монтажа специальных хранилищ с
обеспечением хранения с минимальными потерями
на испарение. С целью повышения безопасности,
хранилища кислорода и водорода располагаются на
значительном расстоянии. Жидкие криогенные
компоненты - водород, кислород и азот - находятся
в специальных шарообразные емкостях с вакуумной
изоляцией. Емкости соединены с пусковой
установкой трубопроводами, которые имеют
экранно-вакуумную изоляцию.
Завершались работы на этих и других
объектах военными строителями уже под
руководством А.А.Макарычева, принявшего
командование в 1986 г.
После экзотического решения
американцев о строительстве посадочной полосы
на дне высохшего соляного озера наше может
разочаровать: посадочная полоса для
"Бурана" - это обычная "бетонка". Однако
инженерное обеспечение стройки оказалось
сложным делом. Сотни тысяч кубометров бетона,
особой, высокопрочной марки, были уложены в
полосу. Разработчиками "Бурана" были
предъявлены очень высокие требования к качеству
поверхности посадочной полосы. На каждой
трехметровой отметке отклонение от
горизонтальности поверхности не должно было
превышать трех миллиметров. На
взлетно-посадочной полосе в Шереметьево, к
примеру, допускается 7-8, даже 10 мм. Было ясно,
что традиционные дорожные строительные машины
таких точностей не дадут. "Бетонку пришлось
шлифовать с помощью алмазных дисков
специальными машинами..." - вспоминает
заместитель министра обороны СССР по
строительству, а в то время один из организаторов
строительных работ по программе "Энергия"
-"Буран", Н.В.Чеков.
У разработчиков ракетно-космической
техники были особо уважительные отношения к
строителям. Их уважали, во-первых, за их нелегкий
труд: и в дождь, и в ветер, и в пургу, и в зной - они
на стройке. Их уважали за опыт, знания и
стремление выполнить свои обязательства. Кстати,
они ведь строили объекты комплекса
"Энергия" - "Буран" не только на
Байконуре, но и на Дальнем Востоке, в Украине,
Заполярье, Средней Азии...